|
Этапы
урока
|
УУД
|
1.
|
Обучающиеся входят в класс. Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята,
у нас сегодня не совсем обычный урок – тему урока я вам сейчас не скажу. Мы
постараемся все вместе сформулировать ёе к концу нашего урока.
|
П –
поиск и выделение информации
Р –
постановка цели
|
А сейчас
я хочу вас спросить: «Вы любите сказки?» Я их тоже люблю. Мы выучили с вами
песню про сказки. Но прежде чем споем ее, давайте сначала разогреем наше
горлышко. Распевание, дыхательные упражнения. Дети поют песню. «Сказки
гуляют по свету».
|
Л –
стремление в реализации своего творческого потенциала.
К –
умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом
исполнительстве.
|
2.
|
В давние времена в Древней Греции
люди верили во многих богов. Одного из них звали Аполлон. Помните, кто это
такой? (Бог солнца, музыкант, покровитель певцов и музыкантов). А ещё
его всегда сопровождали 9 прекрасных богинь, их называли музы. Музы
покровительствовали различным видам искусств – каким? (поэзии, музыке,
театру, танцам). Итак, первое слово в названии темы нашего урока – Музы
(учитель пишет на доске).
Одну из
муз звали Терпсихора. Она - покровительница танцев играет на лире,
вдохновляя пляшущих богов. В наши дни уже не боги, а люди танцуют
вдохновленные музой Терпсихорой. В нашем городе есть детский танцевальный
ансамбль, который так и называется «Терпсихора». О нём знают не только в
Пушкино, но и во многих городах России, а также за границей нашей страны (запись
в тетради: Терпсихора – богиня танцев). Как вы думаете, какому
современному виду искусств покровительствует Терпсихора? (балет). А
что такое балет? (Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют).
Ребята, а как же мы можем понять о чём этот спектакль, если никто ничего не
говорит, даже не поёт? (по жестам, движениям, мимике), а ещё в балете есть
музыка, которая помогает нам понять смысл произведения.
Сегодня
мы познакомимся с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Какие произведения
этого композитора вы помните? Да, мы слушали пьесы для фортепиано, но
С.С.Прокофьев написал много крупных произведений. Одно из них – балет
«Золушка». Кто такая Золушка? Какая она? Что с ней произошло? (запись в
тетради названия произведения).
|
К –
умение слушать, вести диалог.
П –
выделение информации.
|
Итак, мы
вместе с Золушкой отправляемся на бал. Музыка расскажет вам - какие чувства
она испытывала. А волшебный цветик-семицветик поможет разобраться в
музыкальных средствах, которые использовал Прокофьев.
Слушание:
«Вальс» из балета «Золушка» - 1 эпизод.
Разбор
произведения: характер, чувства (взволнованно, радостно, мечтательно);
средства музыкальной выразительности – мелодия, темп, ритм, динамика,
регистр, лад, тембр.
Слушание:
«Вальс» из балета «Золушка» - 2 эпизод.
Что
изменилось в музыке? Что произошло? (часы – зло, всё потеряно). Как вы
думаете, какая музыка будет дальше? Давайте пофантазируем (дети говорят,
учитель записывает на доске). Послушаем, что же придумал Прокофьев
(слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 3 эпизод). Почему музыка звучит
светло и радостно? Ведь всё потеряно? А может не всё? Что осталось? Что нашла
Золушка на балу? (любовь, счастье). Это пропало? (нет). А почему? Потому что
главное – это не платья, кареты и многие другие вещи, а то, что в его душе –
счастье, любовь, добро, вера в прекрасное будущее.
|
К –
умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.
Л –
готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых
ориентаций и духовно-нравственной позиции.
П –
развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания,
расширение представлений о музыкальном языке.
Р –
постановка цели, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств
выразительности
|
Прокофьев
написал этот балет в 1943 году. Это было очень тяжелое время для нашей
страны, тогда она называлась Советский Союз. Шла Великая Отечественная война.
Есть такая поговорка: «Когда пушки говорят, музы – молчат». Поэтому мы
попробуем ответить на вопрос: «Музы молчали» (на доске учитель пишет
«молчали»).
Все
жители нашей огромной страны поднялись на защиту своей Родины. И мужчины, и
женщины, и даже дети. Мужчины воевали на фронте с оружием в руках, женщины
дети работали в тылу (на фабриках, заводах, растили хлеб). Немало было среди
них героев. Об одном таком герое мы с вами учили песню.
Поют
«Песню о маленьком трубаче».
|
П –
воспитание патриотизма.
Л –
стремление в реализации своего творческого потенциала.
К –
умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом
исполнительстве.
|
Давайте
вернемся к балету «Золушка». Как вы думаете, почему в такое тяжелое время был
написан такой светлый, радостный балет? (Дети отвечают). А вот что писал сам
Прокофьев: «… композитор… призван служить человеку и народу. Он должен
украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть
гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека
к светлому будущему». И именно поэтому, мне кажется, многомиллионные жертвы,
кровь и страдания не заслонили у людей мечты о прекрасном, о том, что они
оставили в мирной жизни и за что велась суровая битва. В сочиненной
Прокофьевым музыке утверждается вера в победу добра над злом.
Нужна ли
была такая музыка именно в годы войны? Но, конечно, люди больше нуждались в
героической, патриотической музыке. В «Песне о маленьком трубаче» есть такое
название – «Интернационал». Что это такое? Эта песня долгое время была гимном
Советского Союза. И вот в 1944 году был написан гимн СССР. Его авторы –
композитор А.Александров, поэты С.Михалков и Эль-Регистан. И эта музыка
действительно стала гимном великому советскому народу, народу победителю.
Ребята,
давайте посмотри на доску. Итак, у нас получилось, что тема нашего урока – Музы
молчали. Согласны ли вы с таким названием? Нет? Может что-то нужно
исправить? Да – Музы не молчали.
|
Л –
готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых
ориентаций и духовно-нравственной позиции.
П –
развитие творческого, логического мышления, воспитание патриотизма.
Р –
оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей
|
Закончилась
война, прошло много лет, исчезла страна под названием Советский Союз.
Появилось новое государство – Российская Федерация, Россия. Нужен был новый
гимн. Много было предложений, но никак не могли выбрать один, тот, который
стал бы отражением величия Русского государства. И тогда появилось
предложение – а почему бы не использовать музыку Гимна СССР, но с новыми
словами. И были приняты слова С.Михалкова, автора первого гимна. Именно этот
гимн мы с вами прекрасно знаем и поем.
Дети
поют «Гимн России».
|
П –
воспитание патриотизма.
Л –
стремление в реализации своего творческого потенциала.
К –
умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом
исполнительстве.
|
3.
|
Итак, давайте
вспомним, что нового мы узнали на этом уроке. Какое произведение мы слушали,
кто его автор? К какому выводу мы пришли? (значение музыки во время войны).
Постарайтесь
отметить, с каким настроением вы работали на уроке. Вам предлагается
солнышко и тучка, постарайтесь, подобрать нужное изображение в соответствии с
вашим настроением, поднимите и покажите (рефлексия).
Всем спасибо за
урок. До свидания.
|
Л –
готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых
ориентаций и духовно-нравственной позиции.
Р –
оценка собственной деятельности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.