Инфоурок Музыка Другие методич. материалыУрок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве"

Урок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве"

Скачать материал

Тема  четверти:        «Можем ли  увидеть  музыку»

 

 

 

 

Название  урока:     «Весеннее настроение  в  искусстве»

 

 

 

 

 

 

Цель:       Расширить  представление  и  углубить  знания  учащихся  о  взаимосвязи  разных  видов  искусства  через  песенность  природы  в  творчестве   композиторов,  художников  поэтов.

 

 

Задачи.

Образовательные:      - способствовать  обогащению  внутреннего мира

                                       учащихся  посредством  соединения   нескольких

                                       видов  искусства:  музыки, литературы,  живописи.

 

Развивающие:             - развивать  творческое  воображение  учащихся

                                       используя  разные  виды  искусства,

                                     - развивать  умение  сравнивать  и  сочетать  музыку с

                                       другими   видами  искусства.

                                     - развивать  музыкальную речь, мышление.

Воспитывающие:       - способствовать  воспитанию  нравственных  качеств   

                                       учащихся.     

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход  урока:

 

1.  Орг.  Момент.                            1.Музыкальное  приветствие 

  Цель:   настрой  на  урок                 «Музыка,  здравствуй»                                                                

 

2.1. Обобщение  темы  урока.       2. Сегодняшний  урок  я  хочу  начать 

 Цель:  через  беседу                      стихотворением.  Посмотрите  все  в  окно.

подвести к  теме урока.                   

                                                          Зима  недаром  злится,

                                                           Прошла  ее  пора  -

                                                           Весна  в  окно  стучится

                                                           И  гонит  со  двора.

                                                                   И  все  засуетилось,

                                                                   Все  гонит  зиму  вон –

                                                                   И  жаворонки  в  небе 

                                                                   Уж  подняли  трезвон.

                                 

                                     -  О чем  стихотворение?  (о  весне)

                                     -  Доводилось ли вам вслушиваться в звуки  природы?  

                                            Изобразите  эти  звуки.

                                    (Ночную тишину, различая  таинственные шорохи леса,

                                      мягкое  веяние  ветра,  пробежавшего  по  верхушкам 

                                     деревьев,   пение  птиц,  журчание  весенних ручейков?)

 

                                                       Да  мир,  в  котором мы  живем,  полон                                 

                                                        разнообразных звуков,  запахов,  красок.                         

 

2.2.Слушают звуки                Послушайте  звуки.  Что  они  изображают?

природы (пение птиц,           Оказывается  дятел  только раз  в  год  издает

журчание  ручейка)               такие  интересные  звуки,  весной,  а  почему?

   Аудиозапись.                      (привлекает  к себе  внимание)

                                                Эти  звуки  природы  можно  услышать  когда? 

                                                                       (весной)

                                               -  Кто  догадался, о  чем  пойдет речь на  уроке?

                                               - Какая  музыка  будет  звучать?

                                               - О чем  она  нам  расскажет?  (О весне)

 

3.1.Объявление                     Урок  сегодняшний так  и  называется 

      темы урока.                      «Весеннее  настроение  в  искусстве»

 

3.2. Постановка                     -Что  бы  вам  хотелось  на  уроке узнать?

       целей.                               Сегодня  вы  познакомитесь с  творчеством  

                                                 композиторов,  художников,  поэтов, 

                                                 отразивших  одну  и  ту  же  идею.

4.1. Изучение                     Музыканты, художники, поэты  всегда  стремились 

 нового  материала.            передать  удивительную  красоту  природы,  мира,

                                             в своих  произведениях.

                                             Очень  хочется вас познакомить с  музыкой  одного 

                                             известного  композитора.

4.2. Биография

А. Вивальди.                           Родился  он  в  Венеции  в 1678 году.     Первым

 Цель: расширить             музыкальным  инструментом  стала – скрипка,  т.к.

 знания  учащихся.           его  отец  Джованни  Батиста  был  скрипачом   и

                                           первым  учителем.  В  ту  пору  в  Венеции 

                                           сложилась своя   скрипичная  школа и,  даже                   

                                           помимо  отца,  у   Антонио  были  прекрасные 

                                           учителя.  Еще в  юные  годы  он прославился  игрой

                                           на скрипке.  В 1704 году  он  поступает  в

                                           венецианскую  консерваторию. 

                                           Музыкальная  жизнь  Венеции  бьет  ключом,  У

                                           Антонио  все  возможности  совершенствовать  свое           

                                           мастерство. Вскоре  он  становиться   

                                           великолепным  дирижером.  Дважды  в  месяц  он 

                                           выступает  с  концертами,  собирая  восторженную 

                                           публику – слава  о  нем  гремит  даже  за пределами 

                                           Италии.  У  него  была  кипучая  натура  и 

                                           практический  склад  ума.  Живой  и  общительный 

                                           он  успешно  сочетал  разные  виды  деятельности –

                                           был  композитором, дирижером  и  скрипачом.

 

4.3. Игровой  момент          -Догадались  ли  вы,  музыка  какого  композитора                  

 «Звонок  другу»                  будет сейчас  звучать?  Предлагаю  вам 

Цель:  работа  в                    воспользоваться   подсказкой

        группах

                                             - В  историю  музыки  этот  композитор  вошел, 

                                            как  создатель  скрипичного  концерта.   Очень 

                                            большое  количество  концертов  написано  у  него.                                    

                                            Только  для  скрипки  им  написано  221 концерт,  а 

                                            также десятки  концертов  для  флейты,  гобоя, 

                                            фагота  и  других инструментов.

                                            Его  знаменитые  «Времена  года» - это  4 концерта,

                                            написанные  для  каждого  времени  года,  ну,  а 

                                            мы  непременно  должны  сегодня  познакомиться с

                                           концертом,  который  называется «Весна»

                                                    

4.4. Знакомство                   -А что  такое концерт?  (это  крупное, 

 с  музыкальным                музыкальное произведение для оркестра  и 

    термином                            солирующего  инструмента.)

 

4.5. Слушание                                 Я  знаю,  что  вы  очень  любите  рисовать.                   

    Концерта «Весна»                      Слушая  музыку,  нарисуйте  картины.

    Цель:  целостное                        А  как  же  мы  нарисуем,  если  у нас  под

    восприятие  произведения.         руками  нет  ни  красок,  ни  кисточек?

                                                           (нарисуем  картины  мысленно)

                                                         - Что  представили,  слушая  музыку?

                                                ( С  первых  же  аккордов  композитор 

                                                 возвещает  о  торжестве  природы. О  

                                                 появлении  новой  жизни сообщают  нам 

                                                 своим  первым  криком  маленькие,  только 

                                                 что  вылупившиеся  птенцы.  Жизнь 

                                                 возвращается,  все  оживает,  природа 

                                                 встречает  новое  зарождение  жизни   

                                                 торжественным гимном.

4.6.  Разбор                - Какие  использовали  цвета, тона  в  своих картинах? 

   произведения.                   (желтый,  нежно-голубой, светло-зеленый)

                                   - Почему  именно   такие  цвета,  какая  по  характеру         

                                                 музыка?        (светлая, яркая, солнечная)

                                    -Какие  средства  музыкальной  выразительности 

                                     использовал  композитор, чтобы  изобразить  такую 

                                                             чудесную  картину?

                                    - А  были  ли  какие то  изменения  в  музыке?

                                              (Солирующий  инструмент,  менялся  характер.                                                  

                                                        Происходит динамическое  развитие,..)

                                    - К группе  каких  инструментов  мы  отнесем 

                                                           скрипку?

                                    - В состав какого  большого  оркестра  входит группа 

                                                         струнных  инструментов?

                                    - Назовите  остальные  группы  муз.  инструментов?

                   

4.7.Итог.                     Музыка  Антонио  Вивальди  очень  образная.    

                                    Слушая  ее,  можно  очень  ярко  представить  все,   

                                                       что  происходит  с  природой.

                                      

   5.1. Д/з.                                     Во  всех  своих  появлениях  прекрасна  и 

    Учащиеся                                удивительна  природа. Она  вдохновляла  не 

     рассказывают                         только  композиторов,  но  и  поэтов.

    стихи о  весне                          Вам  было задано  домашнее  задание 

                                                      подобрать   стихи    о  весне.

                                            

5.2. Сравнивают                                    -Подойдут  ли  к музыке  Вивальди эти                                     

 и анализируют                                      стихи?   Почему?

музыку и  стихи.                                   - Чем  схожи  стихи  и  музыка?

 

 

6.1.Через  ритмическую             Поиграем  в  ритмическую  игру.     

игру настроить                            Повторите за  мной.  Никто не заметил  что  за                

на  исполнение  песни                                                                              ритм?

                                                       Исполним   1  куплет.

                                                       Прохлопаем  ритм  припева  со  словами,

                                                       а  теперь  пропоем.   Соединим   куплет  и 

                                                                                              припев. 

6.2. Исполнение  песни            Исполним  с  солистами,  а еще  я  попрошу   

    с  импровизацией                 мне  сегодня  помочь  с  аккомпанементом,  я      

                                                    предлагаю желающим  взять  музыкальные  

                                                    инструменты  (колокольчики,  треугольник) и 

                                                    на  припев  песни подыграть

 

7. Загадка.                                             Прочитайте загадку.

Цель:  стимулировать               Словно  голубой  челнок

 интерес  уч-ся.                          Меж  снегов расцвел  цветок.

                                                    Цветок  очень  нежный

                                                     Называется….(подснежник)

 

                                                – Что  это  за цветы?  (первые  вестники  весны)

 

 

8.Инсценировка                         В  лесу,  где  березки  столпились гурьбой,

 стихотворения                          Подснежника  глянул  глазок  голубой.

З.Александровой                       Сперва  понемножку зеленую выставил ножку,

(уч-ся 3 кл.)                                Потом потянулся из всех своих маленьких сил

                                                    И  тихо  спросил:

                          Подснежник.    Я  вижу,  погода  тепла  и  ясна!

                                                     Скажите,  ведь  правда,  что  это весна?

                              Учитель.       Но  кругом  все тихо,

                                                     Соседей  нет – он  первый  здесь.

                                                     Его  увидела  зайчиха,  понюхала,

                                                     Хотела  съесть,  потом,  наверно  пожалела.

                            Зайчиха.          Уж  больно  тонок ты,  дружок!

                             Учитель.        И  вдруг  пошел  пушистый,  белый,

                                                    Холодный  мартовский  снежок.

                                                    Он  падал,  заносил  дорожки.

                                                    Опять  зима,  а  не  весна.

                                                    И  от  цветка  на  длинной  ножке

                                                    Лишь  только  шапочка  видна.

                                                    И  он, от  холода  синея,

                                                    Головку  слабую  склоняя,  сказал…

                          Подснежник.   Ну что ж,  я  не  жалею,

                                                    Ведь  началась весна  с  меня!

                                                                                (З. Александрова)

 

Исполняется  песня  «Подснежник»

 

 

 

9. Легенда.               Оказывается, о  возникновении  этого  чудесного  цветка      

   аудиозапись                     Существует  интересная  легенда.  Послушайте  и 

                                              скажите,  как  появились  эти  цветы.

          

                                     «Когда  на земле  появились  первые  люди,  вдруг  выпал  снег. Людям было  очень  холодно.  Они  огорчились  и  подумали,  что  снег  никогда  не  растает.  Тогда,  желая  ободрить  людей,  несколько  снежинок  превратились  в  нежные  цветы – подснежники.   Люди,  увидели  сколько  стойкости  в  этих  хрупких  цветках,  и  поняли,  что  скоро  снег  растает,  и  наступит  тепло.   Цветы  подарили  людям  надежду  на  лучшее.

С  тех  пор  подснежник  стал  символом  надежды на  лучшее  и  скорейшие  перемены  в жизни.

 

                                                        -Какой   русский композитор  очень  любил 

                                                         природу?  9П.И.Чайковский)

                                                        Он вам  передает  большой  привет и  видео   

                                                        письмо. Прошлый  раз  мы  читали  его   

                                                        письмо,  а  сегодня  посмотрим

                                                       -Как  назван  альбом,  в  котором  Чайковский

                                                        музыкой рисует  каждое  время  года?

10.Видеописьмо

«Подснежник»                             -Каким  изобразил  композитор  этот  цветок?

 П.И.Чайковский                          -какие  чувства  передает  композитор?

                                                      (Нежность, радость,  стойкость, 

                                                             выносливость,  упорство)

                                                       -Что  приходится  переживать  этому цветку?

                                                          (холодный  ветер,  ненастье)

                                                        -Удается  ли выстоять  подснежнику?

                                                        - Можно ли сравнить характер  подснежника  с

                                                             характером   человека?

                                                       - Кто  услышал,  в  каком  жанре  написано

                                                                             произведение?

 

11. Обобщение.                           Мы  прослушали музыку  двух композиторов,

                                                      Скажите,  что  объединяет  их  музыку?  

                                                            (одна  и  та же  идея,  изобразить весну)

                                

12.Разбор

 картин  И.Левитана.                     Но ведь весеннее настроение  мы можем так 

Цель:  найти                                  же  и  увидеть,  посмотрев  на  картины 

схожесть  с  музыкой                    знаменитого художника  И.Левитана.

 и стихами.                                   - Какое  время  года  видите? 

                                                      - Какие  использует художник цвета?

                                                        Можно  ли  озвучить  картины?

                                                       -Какую по характеру музыку вы бы сочинили

                                                                  к этим картинам?

  Вывод.                                          Какой   сделаем  вывод?    Музыку  можно 

                                                          увидеть,  а  живопись  - услышать.

 

13. Исполнение                             Картины И.Левитана  хочется  оживить   

 песни о весне.                              замечательной  песней  о  весне,

 Ю.Верижникова                           с помощью  которой  выразим свое весеннее

                                                       настроение  и подарим  всем  окружающим 

                                                       нас  людям.

                                                         

 

14. Обобщение                           – Музыка  каких  композиторов вам  подарила 

полученных знаний                      вам  весеннее  настроение?  (слайд)

через  задание.                            – Какие  слова  отнесем  к  А.Вивальди и

                                                        П.И.Чайковскому?  (выполняют  задание, 

                                                              проверяем.  Слайд)

15.Итог урока.

Оценки.                                       Спасибо  всем  ребятам  за  урок,

                                                      А  от  меня  и  композиторов вам  сладкий,  

                                                      весенний  подарок- конфеты. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  • Тема  четверти:        «Можем ли  увидеть  музыку»
  • Название  урока:     «Весеннее настроение  в  искусстве»
  • Цель:       Расширить  представление  и  углубить  знания  учащихся  о  взаимосвязи  разных  видов  искусства  через  песенность  природы  в  творчестве   композиторов,  художников  поэтов.
  • Задачи.
  • Образовательные:      - способствовать  обогащению  внутреннего мира  учащихся  посредством  соединения   нескольких видов  искусства:  музыки, литературы,  живописи.
  • Развивающие:  - развивать  творческое  воображение  учащихсяиспользуя  разные  виды  искусства, - развивать  умение  сравнивать  и  сочетать  музыку с  другими   видами  искусства. - развивать  музыкальную речь, мышление.
  • Воспитывающие: - способствовать  воспитанию  нравственных  качеств   учащихся.     

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 348
    • DOCX 73 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степановская Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9290
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе