Тема четверти: «Можем
ли увидеть музыку»
Название урока: «Весеннее
настроение в искусстве»
Цель:
Расширить представление и углубить знания учащихся о взаимосвязи
разных видов искусства через песенность природы в творчестве
композиторов, художников поэтов.
Задачи.
Образовательные:
- способствовать обогащению внутреннего мира
учащихся посредством соединения нескольких
видов искусства: музыки, литературы, живописи.
Развивающие:
- развивать творческое воображение учащихся
используя разные виды искусства,
- развивать умение сравнивать и сочетать музыку с
другими видами искусства.
-
развивать музыкальную речь, мышление.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию нравственных качеств
учащихся.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
1.Музыкальное приветствие
Цель: настрой
на урок «Музыка, здравствуй»
2.1. Обобщение
темы урока. 2. Сегодняшний урок я хочу начать
Цель: через
беседу стихотворением. Посмотрите все в окно.
подвести к теме
урока.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
-
О чем стихотворение? (о весне)
-
Доводилось ли вам вслушиваться в звуки природы?
Изобразите
эти звуки.
(Ночную тишину, различая таинственные шорохи леса,
мягкое
веяние ветра, пробежавшего по верхушкам
деревьев,
пение птиц, журчание весенних ручейков?)
Да
мир, в котором мы живем, полон
разнообразных звуков, запахов, красок.
2.2.Слушают звуки Послушайте
звуки. Что они изображают?
природы (пение
птиц, Оказывается дятел только раз в год издает
журчание ручейка)
такие интересные звуки, весной, а почему?
Аудиозапись.
(привлекает к себе внимание)
Эти звуки природы можно услышать когда?
(весной)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Какая музыка будет звучать?
- О чем она нам расскажет? (О весне)
3.1.Объявление
Урок сегодняшний так и называется
темы
урока. «Весеннее настроение в искусстве»
3.2. Постановка
-Что бы вам хотелось на уроке узнать?
целей.
Сегодня вы познакомитесь с творчеством
композиторов, художников, поэтов,
отразивших одну и ту же идею.
4.1. Изучение Музыканты,
художники, поэты всегда стремились
нового материала.
передать удивительную красоту природы, мира,
в своих произведениях.
Очень хочется вас познакомить с музыкой одного
известного
композитора.
4.2. Биография
А.
Вивальди. Родился он в Венеции в 1678 году.
Первым
Цель: расширить
музыкальным инструментом стала – скрипка, т.к.
знания учащихся.
его отец Джованни Батиста был скрипачом и
первым учителем. В ту пору в Венеции
сложилась своя скрипичная школа и, даже
помимо отца, у Антонио были прекрасные
учителя. Еще в юные годы он прославился игрой
на скрипке. В 1704 году он поступает в
венецианскую консерваторию.
Музыкальная жизнь Венеции бьет ключом, У
Антонио все возможности совершенствовать свое
мастерство. Вскоре он становиться
великолепным дирижером. Дважды в месяц он
выступает с концертами, собирая восторженную
публику – слава о нем гремит даже за пределами
Италии. У него была кипучая натура и
практический
склад ума. Живой и общительный
он успешно сочетал разные виды деятельности –
был композитором, дирижером и скрипачом.
4.3. Игровой
момент -Догадались ли вы, музыка какого композитора
«Звонок
другу» будет сейчас звучать? Предлагаю вам
Цель: работа
в воспользоваться подсказкой
группах
- В историю музыки этот композитор вошел,
как создатель скрипичного концерта. Очень
большое количество концертов написано у него.
Только для скрипки им написано 221 концерт, а
также десятки концертов для флейты, гобоя,
фагота и других инструментов.
Его знаменитые «Времена года» - это 4 концерта,
написанные для каждого времени года, ну, а
мы непременно должны сегодня познакомиться с
концертом, который называется «Весна»
4.4. Знакомство -А
что такое концерт? (это крупное,
с
музыкальным музыкальное произведение для оркестра и
термином солирующего инструмента.)
4.5.
Слушание Я знаю, что вы очень любите
рисовать.
Концерта
«Весна» Слушая музыку, нарисуйте картины.
Цель:
целостное А как же мы нарисуем, если у нас под
восприятие произведения.
руками нет ни красок, ни кисточек?
(нарисуем картины мысленно)
- Что представили, слушая музыку?
( С первых же аккордов композитор
возвещает о торжестве природы. О
появлении новой жизни сообщают нам
своим первым криком маленькие, только
что вылупившиеся птенцы. Жизнь
возвращается, все оживает, природа
встречает новое зарождение жизни
торжественным гимном.
4.6.
Разбор - Какие использовали цвета, тона в своих картинах?
произведения. (желтый, нежно-голубой, светло-зеленый)
- Почему именно такие цвета, какая по характеру
музыка? (светлая, яркая, солнечная)
-Какие средства музыкальной выразительности
использовал композитор, чтобы изобразить такую
чудесную картину?
- А были ли какие то изменения в музыке?
(Солирующий инструмент, менялся
характер.
Происходит динамическое развитие,..)
- К группе каких инструментов мы отнесем
скрипку?
- В состав какого большого оркестра входит группа
струнных инструментов?
- Назовите остальные группы муз. инструментов?
4.7.Итог.
Музыка Антонио Вивальди очень образная.
Слушая ее, можно очень ярко представить все,
что происходит с природой.
5.1.
Д/з. Во всех своих появлениях
прекрасна и
Учащиеся удивительна
природа. Она вдохновляла не
рассказывают только
композиторов, но и поэтов.
стихи о
весне Вам было задано домашнее задание
подобрать стихи о весне.
5.2.
Сравнивают -Подойдут ли к музыке Вивальди
эти
и
анализируют стихи? Почему?
музыку и стихи.
- Чем схожи стихи и музыка?
6.1.Через
ритмическую Поиграем в ритмическую игру.
игру настроить
Повторите за мной. Никто не заметил что за
на исполнение
песни ритм?
Исполним 1 куплет.
Прохлопаем ритм припева со словами,
а теперь пропоем. Соединим куплет и
припев.
6.2. Исполнение
песни Исполним с солистами, а еще я попрошу
с
импровизацией мне сегодня помочь с аккомпанементом,
я
предлагаю желающим взять музыкальные
инструменты (колокольчики, треугольник) и
на припев песни подыграть
7. Загадка.
Прочитайте загадку.
Цель:
стимулировать Словно голубой челнок
интерес уч-ся.
Меж снегов расцвел цветок.
Цветок очень нежный
Называется….(подснежник)
– Что это за цветы? (первые вестники весны)
8.Инсценировка
В лесу, где березки столпились гурьбой,
стихотворения
Подснежника глянул глазок голубой.
З.Александровой
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
(уч-ся 3 кл.)
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
Подснежник. Я вижу, погода тепла и ясна!
Скажите,
ведь правда, что это весна?
Учитель. Но кругом все тихо,
Соседей нет – он первый здесь.
Его
увидела зайчиха, понюхала,
Хотела съесть, потом, наверно пожалела.
Зайчиха. Уж больно тонок ты, дружок!
Учитель.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять
зима, а не весна.
И
от цветка на длинной ножке
Лишь
только шапочка видна.
И
он, от холода синея,
Головку
слабую склоняя, сказал…
Подснежник. Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!
(З. Александрова)
Исполняется песня
«Подснежник»
9.
Легенда. Оказывается, о возникновении этого чудесного
цветка
аудиозапись
Существует интересная легенда. Послушайте и
скажите, как появились эти цветы.
«Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было
очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не
растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились
в нежные цветы – подснежники. Люди, увидели сколько стойкости в этих
хрупких цветках, и поняли, что скоро снег растает, и наступит
тепло. Цветы подарили людям надежду на лучшее.
С тех пор
подснежник стал символом надежды на лучшее и скорейшие перемены в
жизни.
-Какой русский композитор очень любил
природу? 9П.И.Чайковский)
Он вам передает большой привет и видео
письмо. Прошлый раз мы читали его
письмо, а сегодня посмотрим
-Как назван альбом, в котором Чайковский
музыкой рисует каждое время года?
10.Видеописьмо
«Подснежник»
-Каким изобразил композитор этот цветок?
П.И.Чайковский
-какие чувства передает композитор?
(Нежность, радость, стойкость,
выносливость, упорство)
-Что приходится переживать этому цветку?
(холодный ветер, ненастье)
-Удается ли выстоять подснежнику?
-
Можно ли сравнить характер подснежника с
характером человека?
- Кто услышал, в каком жанре написано
произведение?
11. Обобщение. Мы
прослушали музыку двух композиторов,
Скажите, что объединяет их музыку?
(одна и та же идея, изобразить весну)
12.Разбор
картин И.Левитана.
Но ведь весеннее настроение мы можем так
Цель: найти же
и увидеть, посмотрев на картины
схожесть с
музыкой знаменитого художника И.Левитана.
и стихами.
- Какое время года видите?
-
Какие использует художник цвета?
Можно ли озвучить картины?
-Какую по характеру музыку вы бы сочинили
к этим картинам?
Вывод. Какой
сделаем вывод? Музыку можно
увидеть, а живопись - услышать.
13. Исполнение
Картины И.Левитана хочется оживить
песни о
весне. замечательной песней о весне,
Ю.Верижникова
с помощью которой выразим свое весеннее
настроение и подарим всем окружающим
нас людям.
14. Обобщение
– Музыка каких композиторов вам подарила
полученных
знаний вам весеннее настроение? (слайд)
через задание.
– Какие слова отнесем к А.Вивальди и
П.И.Чайковскому? (выполняют задание,
проверяем. Слайд)
15.Итог урока.
Оценки.
Спасибо всем ребятам за урок,
А
от меня и композиторов вам сладкий,
весенний подарок- конфеты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.