Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.
Сердобска
Методическая
разработка урока в 5 классе по теме: «Роль литературы в музыке».
Учитель
музыки : Федотова Людмила Васильевна
Г. Сердобск, Пензенская область.
Тема:
« Роль литературы в музыке».
Цель
урока: Показать
учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.
1.
Помочь
ребятам осознать многообразие и богатство связей музыки с литературой.
2.
Помочь
учащимся достаточно ясно представить, какие огромные потери понесла бы музыка,
если бы не было литературы.
3.
Развивать
в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.
4.
Помочь
через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать.
5.
Воспитывать
любовь к русской классике, Родине, природе.
Ход урока.
(Звучит
«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского –Корсакова)
У.-
Узнали музыку, которая нас сегодня встретила?
Д.-
«Колыбельная Волховы».
У.-В
каком крупном произведении звучит эта песня?
Д.-В
опере «Садко».
У.-
Кто автор этой оперы?
Д.-
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
У.-
Он написал 15 опер.
Римский- Корсаков великий русский композитор, он же ещё морской офицер. Три
года провёл в кругосветном плавании, но любовь к музыке победила.
У.-
Что такое «опера»?
Д.-
Спектакль, где все только поют.
У.-
Как называется тема четверти?
Д.-
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».
У.-
Сегодня мы ещё раз проследим, какую роль играет литература в музыке: песне.
Опере, балете. Продолжаем работать над песней « Родина» на слова Е Красева,
музыка Ю. Слонова.
Вопросы:
1.О чём поётся в песне?( о нашей любимой Родине)
2. какие интонации слышите в песне? ( ласковые, нежные, светлые, красивые)
3.В каком ладу?( мажор-свет)
4. Почему композитор использует светлые краски?(т потому, что главная мысль
этого текста, любовь ребят к родине, к её просторам, лесам, полям. берегам)
Вывод:
- Появилась бы эта песня, если бы поэт Красёв не написал стихи про Родину? (
нет)
-
Что стало бы со всеми песнями, если бы не было литературных текстов? (были бы
одни вокализы, или вообще бы не появились на свет)
«Дуэт
Лизы и Полины».
-
А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. На некоторое время мы с вами
превратимся в композиторов. Я прочитаю стихи Жуковского «Уж вечер», а вы
подумайте, какая музыка подойдёт к ним.
Уж
вечер… Облаков померкли края,
Последний
луч зари на башнях
умирает,
Последняя в реке блестящая струя С
потухшим небом
угасает.
Всё тихо: рощи спят, вокруг царит
покой; Простершись
на траве под ивой
наклонённой:
Внимаю, как журчит , сливаяся с
рекой Поток,
кустами
осенённый.
Как слит с прохладою растений
аромат! Как
сладко в тишине у берега… струй
плесканье! Как
тихо веянье зефира по
водам
И гибкой ивы трепетанье!
(
Высказывание учащихся)
Характер-
мягкий. Нежный, ласковый.
Темп
- медленный.
Динамика
– тихая.
Лад
- минорный.
-
Что помогло вам именно такой представить себе музыку? ( характер
стихотворения)
-А
как вы думаете, что поэта вдохновило на создание стихов? (
природа) - Многие художники, писатели, поэты, живописцы,
музыканты, описывали и описывают неповторимые красоты
природы. –
Наверное, и вы не раз любовались тихой красотой родной природы, ведь в
каждом из нас живёт умение видеть
прекрасное. – Давайте
посмотрим на ваши рисунки о природе повнимательнее. Назовите те
рисунки, которые бы соответствовали характеру стихотворения «Уж
вечер» . - Какие краски мы видим на рисунке? ( мягкие, спокойные,
рисующие умиротворение).
– Что похожего можно найти в стихах и рисунках? ( описание
лирической тишины, умиротворения покоя. Видимо, подобная красота
вдохновила поэта и вас).
«Дуэт
Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама», П. И. Чайковского, (слушание)
- Совпадает
ли характер Чайковского с нашими представлениями?( совпадает)
-
Какое состояние души передаёт музыка? ( состояние
покоя) - Сколько голосов звучало при исполнении
музыки? ( два голоса) - Какой аккомпанемент
услышали? (
фортепиано) -
Какие голоса исполняли произведение?( женский высокий и низкий) -
Как называется высокий женский голос ? (
сопрано) - Более низкий
голос меццо- сопрано.( вывести новые слова на экран)
- Как называется ансамбль , состоящий из двух исполнителей? ( дуэт)
- Эта музыка называется «Дуэт Лизы и Полины». Он звучит в опере П. И.
Чайковского « Пиковая дама». Содержание этой оперы очень драматично. Главные
герои её, Лиза и Герман, погибают. Дуэт звучит в начале оперы. У Лизы в комнате
собрались подруги. По их просьбе Лиза и Полина исполняют этот дуэт. Позже мы
более подробно познакомимся с оперой « Пиковая дама» Музыку к этой опере
написал п.И. Чайковский, а либретто- брат композитора м.и. Чайковский по
повести Пушкина « Пиковая дама». – Что такое
либретто? ( литературно- драматическая основа оперы
). – Назовите ещё музыкальные жанры, в основе которых
также лежит либретто? ( оперетта, балет).
– Какие оперы Чайковского вы знаете? ( « Евгений Онегин», «
Иоланта»). – П.И. Чайковский – великий русский композитор. Его
имя известно во всем мире. Он жил более ста лет назад. Написал много разных
фортепианных пьес:» Времена года»; сборник « 16 пьес для детей»; «Детский
альбом» для фортепиано. В нём 24 пьесы для
детей. –
Ребята, а какие балеты Чайковского вы знаете? ( Балет « Лебединое озеро»,»Щелкунчик»,
«Спящая красавица
»)
-А что такое балет? ( спектакль, где все танцуют)
Послушайте музыкальный фрагмент из прекрасного балета «Лебединое озеро»
П.И.Чайковского.
Обратите
внимание на характер музыки, на оркестровое развитие.
-
Понравилась вам музыка? ( да
) -
Какое состояние души передаёт она? (и нежность, и трепетное волнение,
отчаяние, и робкие надежды).
– Какие музыкальные средства находит композитор, чтобы передать всю эту сложную
гамму чувств? (Песенность, танцевальность, разные виды развития:
динамическое, оркестровое, тембровое, использует изобразительные
интонации). -
Как звучит главная тема? ( нежно,
певуче)
- Какой инструмент исполняет главную тему? ( гобой- духовой инструмент) -
Какой инструмент его сопровождает ? (
арфа) - Что
в музыке изображает арфа? ( трепетное движение
волны) - Эта музыка из балета « Лебединое
озеро», а фрагмент, который прослушали, называется «Тема лебедей», которая
звучит во вступлении ко второму действию. В основу балета легла немецкая
сказка о прекрасной любви, способной сокрушить самые злобные чары и коварство.
Главные действующие лица в ней Одетта и её подруги- лебеди, принц Зигфрид и
злой Робарт со своей дочерью Одилией. Лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные
злым Робартом. Только ночью они превращаются в людей. Стая белых лебедей плывёт
по озеру. Выйдя на берег лебеди, кружаться в медленном хороводе. Юный принц
Зигфрид, видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Её
красота очаровывает принца, и он клянётся девушке- лебедю Одетте в вечной
любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и её подруг от злых чар
Ротбарта, возникает большая танцевальная сцена.
-Появился
бы этот балет. Если бы не было литературы?( нет, т.к. в основе балета лежит
либретто).
Обобщение
по уроку:
-Какие
вокальные жанры вы знаете?( оперы, кантаты, песни, романсы ) -
Что произошло бы со всей вокальной музыкой, если бы не было литературы? ( она
бы не появилась бы на
свет). –
Что произошло бы с балетами? ( их просто бы не было). –
Музыка без литературы обеднела бы и понесла бы огромнейшие потери. Наша жизнь
стала бы скучной, неинтересной, серой, будничной. Ведь музыка всегда с нами,
начиная с рождения человека. Музыка делает наши сердца и души добрыми, нежными,
красивыми.
Домашнее
задание:
Написать
небольшое сочинение на тему» Что стало бы со мной, если бы не было музыки»
В
заключении урока исполним русскую народную песню «У зари-то, у зореньки».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.