Инфоурок Музыка КонспектыУрок музыки на тему "Роль литературы в музыке"

Урок музыки на тему "Роль литературы в музыке"

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение средняя             общеобразовательная школа №9 г. Сердобска

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока в 5 классе  по теме: «Роль литературы в музыке».

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки :  Федотова Людмила Васильевна

 

                       

                 Г. Сердобск, Пензенская область.

Тема:  « Роль литературы в музыке».

Цель урока: Показать учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.

1.     Помочь ребятам осознать многообразие и богатство связей музыки с литературой.

2.     Помочь учащимся достаточно ясно представить, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

3.     Развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.

4.     Помочь через искусство яснее мыслить и  глубже чувствовать.

5.     Воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе.

 

                       Ход урока.

(Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского –Корсакова)

У.- Узнали музыку, которая нас сегодня встретила?    

Д.- «Колыбельная Волховы».

У.-В каком крупном произведении звучит эта песня?

Д.-В опере «Садко».

У.- Кто автор этой оперы?

Д.- Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У.- Он написал 15 опер.

    Римский- Корсаков великий русский композитор, он же ещё морской офицер. Три года провёл в кругосветном плавании, но любовь к музыке победила.

У.- Что такое «опера»?

Д.- Спектакль, где все только поют.

У.- Как называется тема четверти?

Д.-  «Что стало бы с музыкой, если  бы не было литературы».

У.-  Сегодня мы ещё раз проследим, какую роль играет литература в музыке: песне. Опере, балете. Продолжаем работать над песней « Родина» на слова Е Красева, музыка Ю. Слонова.

Вопросы:    1.О  чём поётся в песне?( о нашей любимой Родине)

                      2. какие интонации слышите в песне? ( ласковые, нежные, светлые, красивые)

                      3.В  каком ладу?( мажор-свет)

                      4. Почему композитор использует светлые краски?(т  потому, что главная мысль этого текста, любовь ребят к родине, к её просторам, лесам, полям. берегам)

Вывод:  - Появилась бы эта песня, если бы поэт Красёв  не написал стихи про Родину? ( нет)

- Что стало бы со всеми песнями, если бы не было литературных текстов?   (были бы одни вокализы, или вообще бы не появились на свет)

«Дуэт  Лизы и Полины».

-   А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. На некоторое время мы с вами превратимся  в композиторов. Я прочитаю стихи Жуковского «Уж вечер», а вы подумайте, какая музыка подойдёт к ним.

 Уж вечер… Облаков померкли края,

 Последний луч зари на башнях умирает,                                                                                          Последняя в реке блестящая струя                                                                                             С потухшим небом угасает.                                                                                                          Всё тихо: рощи спят, вокруг царит покой;                                                                                  Простершись на траве под ивой наклонённой:                                                                        Внимаю, как журчит , сливаяся с рекой                                                                                      Поток,  кустами осенённый.                                                                                                            Как слит с прохладою  растений аромат!                                                                                   Как сладко в тишине  у берега…  струй  плесканье!                                                                 Как тихо веянье зефира по водам                                                                                                 И гибкой ивы трепетанье!

( Высказывание учащихся)

Характер-  мягкий. Нежный, ласковый.

Темп   -     медленный.

Динамика – тихая.

Лад   - минорный.

- Что  помогло вам именно такой представить себе музыку?       ( характер стихотворения)

-А  как вы думаете, что поэта вдохновило на создание стихов?     ( природа)              - Многие художники,  писатели,  поэты,  живописцы, музыканты,  описывали   и описывают  неповторимые   красоты    природы.                                                               – Наверное,   и вы не раз  любовались  тихой  красотой  родной   природы, ведь в каждом  из  нас  живёт  умение  видеть прекрасное.                                                – Давайте  посмотрим  на  ваши  рисунки  о природе   повнимательнее.     Назовите  те  рисунки,  которые бы соответствовали характеру  стихотворения        «Уж вечер»  . -   Какие краски мы видим на рисунке?       ( мягкие, спокойные, рисующие умиротворение).                                                                     – Что похожего можно найти в стихах и рисунках?  ( описание лирической тишины, умиротворения покоя.   Видимо,  подобная  красота  вдохновила  поэта  и вас).

«Дуэт   Лизы и Полины»  из оперы «Пиковая  дама»,  П. И.  Чайковского,  (слушание)

- Совпадает  ли характер Чайковского с нашими представлениями?( совпадает)

- Какое  состояние  души  передаёт   музыка?  ( состояние покоя)                                   - Сколько голосов  звучало  при  исполнении  музыки?  ( два  голоса)                               - Какой аккомпанемент услышали?     ( фортепиано)                                                               -  Какие голоса исполняли произведение?( женский высокий и низкий)                           -  Как  называется  высокий женский голос  ?    ( сопрано)                                                     - Более низкий голос меццо- сопрано.( вывести новые слова на экран)                            -  Как называется ансамбль , состоящий из двух исполнителей? ( дуэт)                             - Эта музыка  называется  «Дуэт Лизы и Полины». Он звучит в опере П. И. Чайковского « Пиковая дама». Содержание этой оперы очень драматично. Главные герои её, Лиза и Герман, погибают. Дуэт звучит в начале оперы. У Лизы в комнате собрались подруги. По их просьбе Лиза и Полина исполняют этот дуэт. Позже мы более подробно познакомимся с оперой « Пиковая дама» Музыку к этой опере написал п.И. Чайковский, а либретто- брат композитора м.и. Чайковский по повести Пушкина  « Пиковая дама».                             – Что  такое  либретто? ( литературно- драматическая  основа  оперы ).                          – Назовите ещё  музыкальные жанры,  в  основе  которых  также  лежит либретто?   ( оперетта, балет).                                                                                                       – Какие  оперы Чайковского вы  знаете?  ( « Евгений Онегин»,  « Иоланта»).                  – П.И. Чайковский – великий русский композитор. Его имя известно во всем мире.  Он жил более ста лет назад. Написал много разных  фортепианных  пьес:» Времена года»; сборник « 16 пьес для детей»; «Детский альбом» для фортепиано. В нём 24 пьесы для детей.                                                                                     – Ребята, а какие балеты Чайковского вы знаете?  ( Балет « Лебединое озеро»,»Щелкунчик», «Спящая красавица »)                                                                             -А что такое балет? ( спектакль, где все танцуют)

   Послушайте музыкальный фрагмент из прекрасного балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

Обратите внимание на характер музыки, на оркестровое развитие.

- Понравилась  вам  музыка?   ( да )                                                                                              - Какое состояние души передаёт она? (и нежность, и трепетное волнение,   отчаяние, и робкие надежды).                                                                                                       – Какие музыкальные средства находит композитор, чтобы передать всю эту сложную гамму чувств? (Песенность,  танцевальность,  разные виды развития:  динамическое, оркестровое, тембровое, использует изобразительные интонации).                                                                                                       -  Как звучит главная тема?   ( нежно,  певуче)                                                                           - Какой инструмент исполняет главную тему? ( гобой- духовой инструмент)                   -  Какой инструмент его сопровождает ?   ( арфа)                                                                     - Что в музыке изображает арфа?  ( трепетное движение волны)                                       - Эта музыка из балета « Лебединое озеро», а фрагмент, который прослушали, называется «Тема лебедей», которая звучит во вступлении ко второму действию.  В основу балета легла немецкая сказка о прекрасной любви, способной сокрушить самые злобные чары и коварство. Главные действующие лица в ней Одетта и её подруги- лебеди, принц Зигфрид и злой Робарт со своей дочерью Одилией.  Лебеди – это прекрасные девушки,  заколдованные злым Робартом. Только ночью они превращаются в людей. Стая белых лебедей плывёт по озеру. Выйдя на берег лебеди, кружаться в медленном хороводе. Юный принц Зигфрид, видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Её красота очаровывает принца, и он клянётся девушке- лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и её подруг от злых чар Ротбарта, возникает большая танцевальная сцена.

-Появился бы этот балет. Если бы не было литературы?( нет, т.к. в основе балета лежит либретто).

Обобщение по уроку:

-Какие вокальные жанры вы знаете?( оперы, кантаты, песни,  романсы )                        - Что произошло бы со всей вокальной музыкой, если бы не было литературы?  ( она бы не появилась бы на свет).                                                                       – Что произошло бы с балетами?  ( их просто бы не было).                                                  – Музыка без литературы обеднела бы и понесла бы огромнейшие потери. Наша жизнь стала бы скучной, неинтересной, серой, будничной. Ведь музыка всегда с нами, начиная с рождения человека. Музыка делает наши сердца и души добрыми, нежными, красивыми.

Домашнее  задание:

Написать небольшое сочинение на тему» Что стало бы со мной, если бы не было музыки»

В заключении урока исполним русскую народную песню «У зари-то, у зореньки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок музыки на тему "Роль литературы в музыке""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводится в 5 классе, тема урока "Роль литературы в музыке"

На данном уроке учащиеся познакомились с музыкой русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского.

Ребята узнали и осознали многообразие и богатство связей музыки с литературой и изобразительным искусством. У рребят появилось более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие.

На протяжении всего урока у учащихся воспитывалась любовь к русской классике, Родине, природе.Также на уроке повторили и закрепили знания о балете, опере, либретто.Учащиеся исполняли песни, слушали музыкальные произведения, рассуждали, фантазировали, говорили о средствах музыкальной выразительности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2014 686
    • DOCX 19.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30171
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 368 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 170 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе