Тема: Образ Александра Невского в музыке и изобразительном
искусстве.
«Звать через прошлое к настоящему»
М. П. Мусоргский
Цель: Прослушав фрагмент
кантаты С. Прокофьева и, рассмотрев триптих П. Корина, дать сравнительную
характеристику героического образа А. Невского, обосновать выбор жанра
композитором и художником, отобразив результаты деятельности в таблице.
Задачи:
- закрепить понятие кантаты, как музыкального произведения
торжественного или лирико-эпического характера;
- сопоставить строение хора из кантаты «Вставайте, люди русские», композицию
картины, используемые средства выразительности, эмоциональную окраску и
основную идею произведений;
- приобщение детей
к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь
русского народа; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
- создание
эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей
эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Родины.
Оборудование:
1.
компьютер,
2.
телевизор,
3.
музыкальный центр,
4.
синтезатор.
Предварительная работа:
Из класса выбираются
3 учащихся – историк, музыковед и искусствовед. Им даётся задание подобрать
материал о личности Александра Невского, истории создания кантаты «Александр
Невский» и триптиха П. Корина «Александр Невский».
Основные понятия:
Кантата, триптих
Записи на доске:
Эпиграф «Звать через прошлое к настоящему», С.
Прокофьев, П. Корин, кантата, триптих.
Кластер: р. Нева, Эрмитаж, Адмиралтейство,
блокада, Александро-Невская лавра.
ХОД
УРОКА
1.
Организационный момент.
Вход в класс.
Проверка готовности к уроку, отметка в журнале отсутствующих.
2.
Мотивация.
- Ребята! Сегодня у нас на уроке гости, и мы проведём с вами не совсем
обычный урок. На этом уроке вы узнаете много нового и интересного, встретитесь
со знакомыми вам названиями и понятиями, научитесь давать художественную
характеристику произведениям искусств, самостоятельно составите таблицу,
которая пригодится вам для последующих занятий, и сами сможете оценить свою
деятельность на уроке.
(у учащихся на парте лежит таблица, которую они будут заполнять по ходу
урока)
|
Фамилия,
имя
|
|
|
Деятельность
учащихся
|
Кантата
С. Прокофьева «Александр Невский»
|
Триптих П. Корина «Александр Невский»
|
1
|
Определение количества частей
|
|
|
2
|
Определение эмоциональной окраски
|
|
|
3
|
Определение средств выразительности
|
|
|
4
|
Наличие образа
|
|
|
5
|
«Звать через прошлое к настоящему»
|
|
|
6
|
Обоснование выбранного жанра
|
|
|
7
|
Главная мысль
|
|
|
3.
Эмоциональный и интеллектуальный
настрой на работу на уроке.
- А пока, давайте
встанем и выполним несколько упражнений.
(Выполнение
дыхательных упражнений, проговаривание скороговорок на разработку
артикуляционного аппарата, пение распевки по группам.)
- Актуализация опорных знаний.
(на экране
изображена картина Б. Грекова «Трубачи»)
- Посмотрите и
подумайте, почему наш урок открывает картина Б. Грекова?
(дети объясняют,
что на прошлом уроке мы говорили об этой картине)
- Много
произведений искусства посвящено героям, теме войны, защиты Родины, подвига. Сегодня
мы продолжим разговор о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, и
урок наш будет посвящён героической теме.
(дети могут сами
определить направление урока)
5.
Формирование новых знаний.
- Я
предлагаю вам, отправится на территорию с богатым героическим прошлым. А где
мы окажемся, подскажут нам названия объектов, написанных на доске.
(
используя названия объектов, написанных на доске, дети определяют название
города, если затрудняются, то подсказать, что 27 января вся страна отмечала
день снятия блокады, затем на экране появляется слайд и изображением
Александро-Невской лавры)
- Как вы
думаете, почему из всех объектов я выбрала именно Александро-Невскую лавру?
Почему лавра получила название Александро-Невской?
(дети
объясняют, что лавра названа в честь Александра Невского)
- Кто
такой Александр Невский расскажет нам наш историк.
Историческая
справка: (рассказывает учащийся-историк)
- Александр
Невский прославился своими ратными подвигами в начале 13 века, когда одержал
победу над шведами на реке Неве и разбил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
(сразу
после сообщения звучит фрагмент кантаты «А и было дело на Неве-реке»)
- Фрагмент, который только что прозвучал, является
частью кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский». Давайте вспомним, что
такое кантата. Перед вами музыкальные словарики, найдите в них определение
«кантаты».
Работа со справочным материалом
(дети работают в словарях и находят
определение термина)
Об этом
произведении нам расскажет музыковед.
(рассказывает
учащийся-музыковед)
Музыковед -
учащийся:
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и
самого композитора. Кантата была написана композитором С. Прокофьевым в 1938
году, за три года до начала Великой Отечественной войны. Когда композитор писал
кантату, фашисты уже вели войну в Европе. В музыке кантаты композитор
отобразил героическую борьбу дружины князя с рыцарями-крестоносцами.
- Сейчас
мы послушаем ещё один фрагмент из кантаты - это хор «Вставайте, люди русские»
(звучит
хор)
- С чего
начинается этот хор? (с колокольного звона)
-Почему композитор решил включить в музыку кантаты
колокольный звон?
(потому что колокольный звон всегда собирал народ, если
случалось какое-либо событие)
- Сколько частей в хоре? (3)
- Все три части звучат одинаково?
(I и III часть надо звучат энергично, музыка передаёт героический
характер и решительность народа защитить свою Родину, II часть — широкая,
распевная, близкая по характеру русской народной песне, похожей на былину)
- Какие средства выразительности использовал композитор?
(громкость, маршевый характер в 1 и 3 части, плавную, широкую
мелодию во 2 части)
- Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной
войны? Как вы думаете, почему? Какие интонации вы слышите в мелодии хора? (в
крайних частях хора слышен активный призыв к защите Родины)
- Давайте
с вами попробуем исполнить I часть хора.
(Учащиеся
встают и исполняют I часть хора)
-Исторические
события, связанные с именем Александра Невского нашли своё отражение не только
в музыке, но и в изобразительном искусстве. Художник П. Корин создал картину,
которая тоже называется «Александр Невский». А историю создание картины нам
расскажет искусствовед.
Искусствовед- учащийся: В 1942 году задумал Павел Корин написать картину. Два года
уже шла война, а конца её ещё не было видно. Он знал, что на фронте за каждым
смерть ходит, в тылу — голод и холод, страх за близких. Но не сдается народ,
держится! Надо бы поднять боевой дух людей: пусть вспомнят, что они — потомки
великих полководцев, победоносных воинов, которые и прежде немцев били, и
сейчас побьют! Одна мысль не давала художнику покоя. И решил он: «Мне сначала
надо главную правду найти! И написал Павел Корин картину об Александре Невском.
( на
экране триптих П. Корина «Александр Невский»)
- Сколько
частей в картине? (3)
-Такая
картина, состоящая из трёх частей, называется триптих.
-Как вы
думаете, почему художник поместил фигуру князя в центральной части картины?
(Потому
что его фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество
русского народа, готового сражаться до последней капли крови за свою свободу
и независимость.)
- Какие
средства выразительности использовал художник, чтобы изобразить смелость и
решительность в фигуре князя?
(контраст,
яркие краски, преобладание холодных серых оттенков красок в изображении
доспехов князя, резкие угловатые линии)
- Давайте
дадим характеристику каждой части картины. Перед вами карточки-подсказки. Я
предлагаю каждой команде составить описание своей части картины.
Работа
в группах.
(учащиеся
распределяются по группам, каждой из групп даётся задание дать описание части
картины, дети работают с карточками и, используя термины, дают характеристики)
- Что
общего у хора и картины?
( в
картине и хоре 3 части, и все они объединены общим замыслом)
- В
каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в хоре или в
картине?
( в
картине, а в хоре он только ощущается, угадывается)
- Почему
композитор выбрал жанр кантаты, а художник нарисовал триптих?
(композитор
выбрал жанр кантаты потому, что это произведение героического, эпического
характера, а художник изобразил на своей картине сказ, былину, потому что
благодаря этим жанрам мы узнали о таком герое, защитнике Отечества, как
Александр Невский)
-Видите,
как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет взят из событий XIII века,
а само произведение всем своим существом, всем своим духом связано с XX веком.
Я уверена, что встретившись с картиной П. Корина и с музыкой кантаты С.
Прокофьева, или просто вспоминая об этих произведениях, вы всегда будете
ощущать внутреннюю художественную связь этих замечательных произведений.
- Как вы
понимаете эпиграф нашего урока: «Звать через прошлое к настоящему»?
(дети
высказывают своё мнение и делают запись в таблице)
- В 1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал
хор «Вставайте, люди русские».
(Просмотр фрагмента фильма «Александр
Невский» режиссёра С. Эйзенштейна, где звучит хор)
- Что вы
можете сказать об увиденном фрагменте?
- Какую
роль здесь играет музыка? (помогает переживать события)
-Вот
видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о
героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве.
- Может быть, кто-то в будущем станет известным
режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А может кто-то уже
сейчас хочет попробовать себя в этом?
(Учащиеся поднимают руки, учитель выбирает одного)
-
Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера
из троих кандидатов. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на
главную роль?
(Ученик
выбирает из класса 3 мальчиков.)
- Для
сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из
фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:
1. «Кто
с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит, и стоять будет земля русская!»
(Ученик-режиссер
проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.)
6. Итог урока.
- У нас осталась незаполненной последняя строка таблицы.
Заполните её, указав, какая главная мысль прослеживается в картине П. Корина и
в характере хора из кантаты С. Прокофьева.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной
странице нашей истории. Главной фигурой для нас стал полководец, защитник Земли
Русской святой князь Александр Невский. Я предлагаю вам оценить свою
деятельность на уроке, заполнив таблицу:
Сегодня
на уроке я узнал
|
|
Мне
было интересно
|
|
У
меня получилось
|
|
У
меня не получилось
|
|
Я
хотел(а) бы
|
|
Я
оценил бы свою деятельность на уроке на…
|
|
Комплимент
другу
|
|
6.
Домашнее
задание.
а) расспросить своих близких об орденах, которыми
награждали защитников Отечества и если в вашей семье кто-то имел такие награды,
то рассказать о нём;
б) найти
материал и рассказать об ордене Александра Невского, о его истории, кого и за
что награждали этим орденом;
в)
нарисовать рисунок или сделать фото ордена Александра Невского.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.