Урок
мужества «КУРСК: страницы войны.»
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести,
ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно
привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими
страницами истории Отечества;
2) обогащать
и совершенствовать речь;
3) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам,
подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости
увековечения памяти павших героев;
4) способствовать формированию у воспитанников
готовности к защите Родины.
Видео «А
может не было войны»
Объявление
войны
Песня
«Журавли»
(в конце песни выходят 2 ведущие)
1вед: Был летний
вечер. Воскресенье.
Вся ликовала
молодёжь,
В
прощальном вальсе плыли пары…
Стоял
вопрос «куда пойдёшь?»
2 вед: Шёл 41-й по
планете,
Июнь к концу уж
подходил…
Двадцать второго, рано утром,
Войну
нам Гитлер объявил.
1 вед: Вернее,
без оповещенья
Упали
бомбы на людей.
Все
замерли и испугались,
Не за
себя, а за детей.
2 вед: Но вскоре
в очереди встали
И
стар и млад в военкомат.
Костюм сменили на шинели
И
взяли в руки автомат,
1 вед: Чтоб
защитить свою Отчизну,
Село
родное и семью.
Мужчины круто поменяли
Размеренную жизнь свою.
2 вед: И на
четыре долгих года
Они,
покинув край родной,
Ушли
по фронтовым дорогам,
Изгнать фашистов чтоб долой.
Песня
«Священная война» (В конце песни выходит ребёнок с чемоданом и читает
стихотворение)
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас всё это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал её! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!...
…пролетело, отшумело детство
В школах, пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас.
Молодость холодными штыками
Засверкала на штыках сейчас.
Молодость за всё родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.
Воспитатель: Тема нашего
классного часа записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы?
-К концу занятия
мы составим книгу, книгу о войне и Курске.
-Среди
разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой
Отечественной войны (22июня1941года)
-Кто развязал эту
страшную войну?
-Какая следующая
дата из предложенных идёт по хронологии?(29августа1941года)
-Это день, когда
впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые
погибшие в нашем городе.
-Какая страница
следует дальше?(август-сентябрь1941года)
-В течение этого
времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные
батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не
попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли
выполнять истребительные отряды?(они дежурили на крышах домов и оповещали о
приближении вражеских самолётов , ликвидировали последствия бомбёжек, тушили
пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
-Какой месяц будет
в продолжении нашей « ленты времени»? (октябрь1941года)
-Немецко-фашистские
захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц,
чтобы дойти до Курска.
Сначала наши
отступали
И со слезами на глазах,
Родную землю оставляли
На гитлеровских сапогах.
Но вот собравшись с новой силой,
И дух поднявши боевой,
В боях тяжёлых победили
Солдаты наши под Москвой.
Не уступили в Сталинграде,
Закрыв фашистам путь на юг,
Блокаду сняли в Ленинграде,
В себя поверили не вдруг.
Потом прошли бойцы с боями
От Курска, Тулы и Орла
-Рассмотрите
оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего
города.(1-2ноября1941года)
-Враги двигались с
северной стороны(где сейчас п. Щетинка).Они перешли реку Тускарь и стали
подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в
этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг
был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по
улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.
-Какой самый
длинный временной отрезок представлен на доске? (с 3ноября1941года по
7февраля1943года)
-Это самая
страшная и горькая страница в нашей книге – время оккупации, когда на
территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев
длилась оккупация? (15месяцев)
-Немецко-фашистские
захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч
мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи
женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы,
хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96%школ. Даже землю нашу – курский
чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо
целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Так
поступили фашисты с отцом и сыном Крохиными (фотография).
Это страшное время
длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего
города? (8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?
Дата
|
Событие
|
22июня1941года
|
Начало Великой Отечественной войны.
|
29августа1941года
|
День первой бомбардировки города Курска.
|
август-сентябрь1941года
|
Создание истребительных батальонов и отрядов
народного ополчения.
|
октябрь1941года
|
Вторжение немецко-фашистских захватчиков
на территорию Курской области.
|
1-2ноября1941года
|
Оборона нашего города.
|
3ноября1941года –
7февраля1943года
|
Время оккупации.
|
8февраля1943года
|
Освобождение города Курска.
|
-Сегодня тоже
8февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (70 лет).
-В ночь на
7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал
приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с
юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались
бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые
уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл
в атаку своих солдат полковник , командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который
уже был дважды ранен.Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я
погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»С. Н. Перекальский похоронен на
Никитском кладбище, где ему установлен памятник. Раньше и наша школа в течение
нескольких десятков лет носила звание героя,на 2 этаже был его музей. К вечеру
8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.
Стоял мой Курск в
огне, разрушен,
И облака были
черны.
Но он не сломлен,
не задушен
Рукой безжалостной
войны.
Дома смотрели на
расстрелы,
Дрожали, плача от
беды.
Кричали вихри и
метели,
И тихо пели
соловьи.
Но жизнь вернулась
в город славный,
Измученный, но не
пустой…
Теперь я знаю – самый
главный
Был подвиг
стойкости людской. А.Волщукова
Воспитатель:
-Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата
города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода-5.
Здания, которые
пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.
Здание Филармонии
(фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года
на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его
имя.(Черняховский)
Краеведческий
музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в
Германию.(фото)
Кинотеатр им.
Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были
очевидцами тех событий. Но они молчат.
-Рядом с Сергиево
– Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23,
который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной
голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но
больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
(сообщение)
Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая
совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после
начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза.
2 Вед: Нет в
России семьи такой,
Где б не памятен
был свой герой
И глаза молодых
солдат
С фотографий
увядших глядят.
-Ребята,
посмотрите на этот список. Все они – Герои Советского Союза. Видите ли знакомые
фамилии? Где вы их встречали? (в названии улиц).
-В этом списке
только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский)
Почему же их имена живут в нашем городе?
-Остальные герои
родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?
(Сообщения
учеников об А.К. Горовец, А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине, И.Е.Сонине,
Н.Г.Пигореве.)
- Не только
названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и
памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так
называются?..
-В нашем городе
много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной
войне?
-Самый большой –
Мемориальный комплекс (фото) памяти павших в 1941-1943гг. Он включает в себя и
кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную
стрелу с вечным огнём.
-На Красной
площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших
земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя.(фото)
-Небольшой
памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко,
которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.(фото)
–Предлагаю всех
тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город,
почтить минутой молчания…(зажигаются свечи…)
Грудной свой
возраст помним мы едва ли,
У Сейма мы живём
на берегу.
Мы здесь росли,
отцы здесь воевали
И разогнули
Курскую дугу.
Друзья! Давайте
утверждать заранее:
В любое время и в
любом году –
У всей планеты
славные куряне
Всегда и всюду
будут на виду. М. Светлов
Видео
«СОЛДАТ»
ВИДЕО
ПУТИН
ВЕЧНЫЙ
ОГОНЬ
Ученик И будет
так, неотвратимо
будет...
На сцену выйдет в орденах
старик-
Последний на планете фронтовик . И
голосом спокойным и
усталым
Солдат бывалый поведет
рассказ,
Как землю эту вырвал из
металла,
Как наше солнце сохранил для нас. И
будут парни очень
удивляться,
Девчонки будут горестно
вздыхать:
Как это можно умереть в
семнадцать, Как
можно в годик маму
потерять...
И он уйдёт, свидетель битвы грозной, С
букетом роз и маков
полевых...
Запоминайте их, пока не
поздно,
Пока они живут среди живых.
-На этом наш
классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда
вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.