Муниципальное
образовательное учреждение
Пижемская
средняя общеобразовательная школа
УРОК МУЖЕСТВА
Музыкально - литературная
композиция, посвященная российским воинам, погибшим в локальных войнах
«Чеченский Вихрь».
Авторы: члены
Совета школьников,
учащиеся 9-10 классов
МОУ Пижемская СОШ
р.п. Пижма
2013год
Пояснительная
записка
Мы
сильными будем и смелыми…
И
всё мы для Родины сделаем.
Любовь к
Родине, Отечеству… Когда она вспыхивает в сердце человека? Как становится той
силой, которая поднимает его на подвиг, вдохновляет на всё то, что велико и
славно на свете? Трудно сказать. Одно несомненно. Это совершается тогда, когда
человек открывает для себя окружающий мир, получает первые знания о своей
стране, о её природе, истории, культуре, когда начинает восхищаться её героями
и ненавидеть её врагов.
Детство,
юность – самая благодатная пора для этих открытий, для воспитания священного
чувства любви к Родине.
Быть
готовым к защите своей страны, к выполнению великой миссии, которая возложена
на нас временем, - значит сформировать в каждом человеке качества ГРАЖДАНИНА,
ПАТРИОТА.
Патриотическое
воспитание – одно из приоритетных направлений работы нашей школы. Мы, педагоги,
заинтересованы в сохранении и передаче накопленного опыта в проведении
торжественных мероприятий, классных часов, Уроков Мужества и т.д.
Цели
и задачи:
·
знать
и чтить память о выпускнике школы А.П. Кокоулине.
·
расширить
знания учащихся о истории России;
·
затронуть
патриотическое чувство учащихся, высветлить в их душевном мире искреннее
гуманное отношение к святым понятиям: Родина, Россия, Родное Отечество;
·
способствовать
укреплению
у
обучающихся чувства безграничной любви и гордости к Родине, к людям,
защищавшим её,
чувства долга и готовности к защите своей страны.
Ожидаемые
результаты:
·
получить
и расширить знания обучающихся о России, её истории;
·
способствовать
укреплению у
обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее
страны, чувства гордости за свою Отчизну, любви к малой Родине;
·
знать
и чтить память о выпускнике школы А.П. Кокоулине.
Ход мероприятия:
Оформление: на доске фотография А.П. Кокоулина,
выпускника МОУ Пижемской СОШ погибшего в Чеченской республике, автограф И.Денисенко,
на экране разделенный красной молниеобразной линией пейзаж мирной русской
деревни и разрушенного чеченского селения.
Оборудование:
Компьютер, экран и мультимедийный проектор, муз. колонки, свечи,
военная форма, платок, видео о событиях войны в Чеченской республике «Россия
помни нас!»
Музыкальное сопровождение
постановки: Д.Маликов альбом «Страх полета» «Одной
ногой
в раю», Виктор Петлюра «Груз 200», Дмитрий Билан «Аве Мария», Стас Михайлов «Ты
только жди»,
Композиция
построена по принципу вихревого потока.
Участники-
ученики 9-10 классов (старшеклассники в
комуфляже).
В сценарии использованы
отрывки из писем сержанта Евгения Кирюшина, выпускника СОШ № 30 г. Сыктывкар,
погибшего в Чечне в январе 2000 года;
Стихи:
- «Мое
поколение» Раисы Сорби
- Отрывок
из поэмы «Семен Лагода» И. Денисенко.
- Стихи
воинов - афганцев.
- «Письмо
Maтери» О.Ромодановской, погибшей в ВОв.
Музыка. На
сцену выходит школьница.
«... Имена
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна...»
И.Денисенко
Этот
урок мужества мы посвящаем российским воинам,
погибшим в локальных войнах и нашему земляку Кокоулину
Александру Павловичу, выпускнику нашей школы, погибшему в Чеченской республике.
В сценарии использованы
отрывки из писем сержанта Евгения Кирюшина, выпускника СОШ № 30 г. Сыктывкар , погибшего в Чечне в январе
2000 года;
Школьница:
Не
браните мое поколение-
Это
ваших рядов пополнение.
И
за моду его не судите,
С
чистым сердцем к нему подойдите.
Дело
вовсе не в том,
Как
мы пляшем,
дело
в том,
Как
мы сеем и пашем.
Как
в болотах бредем
По
колени -
Это
тоже мое поколение.
Вы
правы, мы войны не видали,
А
у вас ордена и медали.
Но
на подвиг в любое мгновенье
Встанет
грудью мое поколенье.
Впереди
и награды и званья,
Мы,
товарищи старшие, с вами.
Если
надо. Застынем в граните.
Поколенье
мое не браните.
Ведущий:
... На основании Закона Российской
Федерации «О всеобщей воинской обязанности» предлагаю Вам явиться в
райвоенкомат для отправки в войска.
• Музыка
Д.Маликов альбом «Страх полета». «Одной ногой в раю»
Выходит мать.
Мать:
Провожают
в армию ребят,
Словно
в 41-м на войну.
И
опять, как много лет подряд
Песней
рвут мальчишки тишину
И
опять, как много лет назад
Матерей
не удержать от слез,
Ведь
и этих будущих солдат
Ожидает
столько гроз.
От
того и громче, чем набат,
Заглушая
песню и шаги
Губы
материнские твердят:
«Помоги
им, боже, помоги».
• Музыка. Общий выход
всех участников.
1-й
солдат: Время выбрало нас,
Закружило
в Чеченской метели,
Нас
позвали, друзья, в грозный час,
Мы
военную форму надели.
И
в огне горных трудных дорог
Своей
кровью кропили походы.
Не
заметили в вихре тревог,
Как
минуты прессуются в годы.
• Музыка. • Песня о
солдатских буднях.
• Видеохроника
Чеченской войны. «Россия помни нас!»
Д.Маликов альбом «Страх
полета». «Одной ногой в раю»
• На фоне музыки
читается история Чеченских войн.
Ведущий:
В
марте 1992 года в Москве был подписан Федеральный договор о взаимоотношении
между субъектами РФ. Чечня отказалась присоединяться к договору. Произошло
разделение Чечено - Ингушсой республики на две части.
В 1994 году возник
вооруженный конфликт между формированиями генерала Д.Дудаева и силами
оппозиции, которую поддерживало Центральное правительство. 11 декабря 1994 года
в Чечню вошли Федеральные войска, началась война, которую удалось завершить к
осени 1996 года. За этот период погибло около 100 тысяч военнослужащих,
сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч ранено и контужено.
31 августа 1996 года
подписано «Совместное заявление» и «Принципы определения основ между РФ и
Чеченской республики». В Чечне прекратились военные действия, была учреждена
«Объединенная комиссия» из представителей РФ и Чеченской Республики, а итоговое
соглашение между сторонами отодвигалось до 31 декабря 2001 года.
К середине 1997 года
Чечню покинули все Федеральные войска.27 января 1997 года в ходе выборов
президентом Чечни был избран Аслан Масхадов, провозгласивший курс на
национальную независимость Чечни. Россия столкнулась с проблемой
терроризма. Боевики начали политику устрашения российских властей: захват
заложников, взрывы домов, нападения на Дагестан.
Правительством и
В.В.Путиным было принято решение использовать в борьбе с террористами силовые
методы. Началась вторая Чеченская война.93-х тысячная группировка российских
войск противостояла 20-25 тысячам вооруженных боевиков, основу которых
составляли 10-15 тысяч профессионалов - наемников, на чьей стороне оказался
А.Масхадов.
К марту 2000 года
активная фаза операции в Чечне завершена, но продолжаются терракты и диверсии.
Вывод войск из Чечни расширит зону деятельности бандформирований, что приведет
к обострению ситуации на всем Северном Кавказе.
Россия учитывает и то, что в Чечне
преследуют свои интересы Турция, США и НАТО.
Д.Маликов альбом «Страх
полета». «Одной ногой в раю» На фоне музыки:
2
солдат:
Ты
обо мне в слезах не вспоминай.
Оставь
свою заботу и тревогу.
Не
близок путь, далек родимый край.
Но
я вернусь к любимому порогу.
По-прежнему
любовь моя с тобой,
С
тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты
мне видна, когда иду я в бой,
Свое
большое счастье защищая.
На
голос твой я сердцем отзовусь
И
на заботу подвигом отвечу.
Я
далеко, но я еще вернусь,
И
ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Дмитрий Билан «Аве
Мария». Переход участников. 3-й солдат и Мать.
3
солдат:
- Здравствуйте, мои дорогие и горячо
любимые родители и братишка! Выпала долгожданная свободная минута, и я сразу
беру ручку с бумагой, чтобы поговорить с вами. Вот наступил 2000 год. Праздник
встретили скромно, по-солдатски. На столах тушенка, хлеб, немного конфет. И
сразу вспомнил мама, твои пирожки, папкин борщ, картофельное пюре с мясной
подливой. Захотелось парного молока с куском круглого черного душистого хлеба. Дорогой
братишка, какой у нас был салют! Нигде, никогда нельзя больше его увидеть.
Такой салют, который был здесь, бывает только в армии и только в горячих точках.
Сегодня 1 января. Вроде Новый год, а все продолжается по-старому. Наша рота
по-прежнему охраняет штаб западной группировки близ селения Старые Атаги,
Говорят, что недели через две мы присоединимся к своим. Скорее бы...
Вчера вечером наши
ребята вместе с командиром батальона ушла в горы и попала в засаду, третья рота
отправилась на помощь, мы написали заявление, чтобы и наш взвод отправили на
подмогу. Вы пишите, что про Чечню такое по телевизору показывают, что вам
становится плохо. На самом деле не все так страшно. Не спорю, ужасные моменты у
нас бывают. Рассказывать не стану, потому что, чтобы понять все это
по-настоящему, для этого надо здесь побывать. А я этого никому и никогда не
пожелаю.
Могу только сказать, мы
здесь, значит, обещаем - мы выполним свой долг перед Родиной, и на этой земле
будет мир! Дорогие мои, не переживайте за меня. Ведь я жив и здоров. Я верю,
что вернусь, и мы опять будем вместе. Все мы когда-нибудь вернемся домой.
Главное, чтобы вы ждали нас и сильно в это верили. А уж мы постараемся.
Пишите мне чаще, ведь я
по вам сильно скучаю. Милая мамочка, я так тебя люблю. Береги себя. Не болей.
Не переживай, я вернусь. Скоро вернусь. Следи за младшим братом. Целую всех и
крепко обнимаю. Ваш сын.
•
- Музыка. Мать:
- Дорогой мой сыночек, здравствуй! Сегодня
бежала с работы домой - такое было чувство, что наконец - то от тебя весточка
пришла.
Но опять меня встретила
тишина, а вместе с ней и тревога. Мы всей семьей, с тех пор, как ты, сынок,
находишься в Чечне, внимательно следим за новостями. Тяжело вам, ребятки, там
сейчас. Вот говорят о засадах, обстрелах, смерти таких же, как ты, не познавших
жизни, юнцах. Да еще сон мне недавно снился: будто весна уже в самом разгаре,
птицы щебечут, еще кое-где снег лежит, и вижу тебя на этой холодной земле.
Смотришь ты в голубую высь и будто что-то сказать хочешь. Помнишь, сынок, ты в
детстве любил падать на снег и смотреть в звездное небо...
Отчего-то тревожно мне
вдруг стало. Сын мой, прошу тебя, береги себя, будь внимательным и осторожным. Каждую
минуту молю Бога за вас, ваше спасение от беды. Дома у нас все по-прежнему.
Младший братишка твой радует нас успехами в школе. Очень часто навещают нас
твои одноклассники. Тоже переживают за тебя. Просили передать тебе привет и
написать, что ждут тебя. Все мы ждем тебя, сынок. Только ты возвращайся
поскорее. Живым возвращайся. Целую тебя, кровинушка моя. Да хранит тебя Бог.
•
- Музыка. Переход участников. У микрофонов Мать и 4-й солдат.
4
солдат:
Дай
мне руку, помоги подняться.
Мне,
братишка, вновь не повезло.
Чем
с боевиками мне сражаться?
Автомат
мой в щепки разнесло.
Что
ты умываешься слезами?
В
нашей роте слабых не найти.
Что-то
плохо у меня с глазами,
Дай
мне руку, я смогу идти.
Пыльной
тучей вертолет садится.
Ну
зачем носилки, я и сам бы CMОГ.
Но
его несут и прячут лица.
«Осторожней,
братцы, он без ног.»
•
Песня Виктор Петлюра «Груз 200».
•
Вступление к «Аве Мария» Ф.Шуберта. На его фоне:
Ведущий:
Засеребрились
русые вески,
С
тех пор, как похоронку принесли.
В
дома ворвался 21 век.
Но
все еще не тает горя снег.
Пообмелела
речка под горой,
Где
сын пускал кораблики весной.
Не
всех героев знают имена,
И
не у всех сверкают ордена!
•
Музыка. «Аве Мария». Мать:
Ой,
зачем ты
солнце
красное, все уходишь?
Ой,
зачем
с
войны безрадостной,
сын
не возвращаешься?
Из
беды тебя я выручу,
прилечу
орлицей быстрою.
Отзовись,
моя кровиночка,
маленький,
единственный...
Белый
свет не мил.
Изболелась
я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко
мое.
Зорюшка
моя.
Горюшко
мое,где ж ты?
Не
могу найти дороженьки,
чтоб
заплакать над могилою.
Не
хочу я ничегошеньки, -
только
сына милого.
За
лесами моя ластынька!
За
горами-за громадами.
Если
выплаканы глазыньки.
сердцем
плачут матери.
Белый
свет не мил.
Изболелась
я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко
мое.
Зорюшка
моя.
Горюшко
мое,-
где
ж ты?
Д.Маликов альбом «Страх
полета». «Одной ногой в раю». На фоне музыки:
Ведущий:
С первых дней
боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты
проявляют мужество и отвагу. Во время боев они действуют уверенно и решительно,
всегда готовые прийти на помощь. В трудную минуту оказываются там, где тяжелее
всего. И не малая заслуга в том, что на многострадальной Чеченской земле скоро
восстановиться мир, принадлежит нашим ребятам. А их родные и близкие должны
быть уверенны, что ночью не прогремит взрыв, не начнется стрельба, что наступит
новый мирный солнечный день.
•
- Музыка. Переход участников. 5-й и
6-й солдаты.
5
солдат:
Под
лед машина ушла с треском,
Ее
бы за крюк, да вода холодна,
И
мальчик босой,
Словно
с древней фрески
Шагнул
в полынью,
В
черноту у дна.
Скажи,
мне, где начало
Железной
воли,
Скажи
мне, где корни
Мужской
силы.
Все
просто,
Истоки
в женской доле,
В
руках матерей,
Что
нас взрастили.
На
фоне 2-го куплета переход участников.
На
место 5-го солдата встает 7-й солдат.
6-й
солдат:
Держу,
не брошу,
Кричат
мне сверху,
Скользские
стропы
Руки
сжигают.
Один
парашют на двоих
Вот
мерка,
Которой
мужскую жизнь
Измеряют.
Скажи
мне, где корни
Солдатской
отваги.
Скажи
мне, где корни
Солдатской
жизни.
Они
- деревни, леса и оврага
Родной
земли,
Многоликой
Отчизны.
7-й
солдат:
«Живым
не возьмешь»,-
прошептали
губы,
кольцо
гранаты –
в
бессмертье дверцы.
И
взрыв прогремел,
Как
победные трубы,
Сразив
врага
Разорвавшимся
сердцем.
Скажи
мне, где корни
презрения
к смерти?
И
где истоки
Высокого
долга?
Они
в отцах,
что
шагнули в бессмертье,
они
в той войне,
где
Москва и Волга.
Скажи
мне, где начало
Железной
воли?
Скажи
мне, где корни
Мужской
силы?
Все
просто,
Истоки
в женской доле,
В
руках матерей,
что
нас взрастили.
Ведущий:
Тоншаевскому районному военкому прошу
известить родных, что их сын, выполняя боевое задание, верный Военной присяге,
проявив стойкость и мужество, погиб...
• - Минута молчания.
Все участники уходят.
Ведущий на фоне музыкального
вступления:
ЕСТЬ
истории огромный камень,
Мы
на нем напишем имена,
Золотом
их тиснем, чтоб веками
Помнила
и чтила их страна.
Всех,
кто умер за свою Отчизну,
За
ее величье и расцвет
Всех,
кто отдал дорогие жизни,
Чтобы
ярче лился счастья свет.
Ведущий:
Издавна на Руси было принято зажигать
свечу в память об умерших. Так пусть же о всех погибших горят свечи.
• Стас Михайлов «Ты
только жди».
Зажигают свечи.
Просмотр презентации о
Кокоулине А.П.
Литература.
1. Проект
«Героям забвения нет!»
2. Интернет
ресурсы:
http://uchi.ucoz.ru/publ/meroprijatija/muzykalno_literaturnaja_kompozicija_posvjashhennaja_rossijskim_voinam_pogibshim_v_lokalnykh_vojnakh_chechenskij_vikhr_scenarij_o_vojne_v_chechne/2-1-0-2494
http://download-song.ru/music
http://iplayer.fm/
http://www.zaycev.net/
http://mp3type.net/minusovka/4/436.shtml
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.