Тема: Устные
приемы умножение и деление трёхзначного не круглого числа на однозначное.
Цели урока:
– формировать умения выполнять
умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения
решать составные текстовые задачи;
– развивать вычислительные навыки;
умение анализировать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
– воспитывать у учащихся культуру
общения при работе в паре, в группе.
I. Организационный
этап.
II. Мотивационный
этап.–
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778
гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы
умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на
уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!
Запись даты. (13 ноября.)
III. Актуализация
знаний.
1) – Запишите
цифрой сегодняшнее число. (13)
– Рядом запишите последнюю цифру
текущего года. (4)
– Какое число у вас получилось?
(134). Что вы о нем можете сказать?
(134 – 3-значное
число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;
в нем 1 сотня 3
десятка 4 единицы).
2) Сам-но:
– Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи
числа не должны повторяться.
Самопроверка: (на
доске) 134, 143, 431, 341, 413, 314
Самооценка – У кого
по-другому?
Коллективная
работа:
– Что обозначает цифра 4 в
подчеркнутых числах? От чего это зависит?
(От места, которое
цифра занимает в записи числа)
– Какую работу мы можем выполнять с
3-значными числами?
1) записывать; 2)
сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-”
3-значные числа;
3) Работа
по вариантам:
– Запишите числа в виде суммы
разрядных слагаемых:
I – в. –
подчеркнутые числа
II – в. – неподчеркнутые
числа
Взаимопроверка:
Вывод: – Какие
умения использовали при выполнении этого задания?
(Раскладывать 3-значные числа на
сумму разрядных слагаемых.)
– Где нам могут пригодиться эти
умения? (При решении примеров, для удобства вычислений)
4) Постановка цели
урока.
На доске:
800 · 3; 200 ·
4;
234 · 2; 468 : 2;
600 : 2.
– На какие группы можно разбить
данные выражения? (“·” и “:” круглых и некруглых 3-значных чисел
на однозначные).
На доске:
800 · 3; 234 ·
2;
200 · 4; 468 : 2;
600 : 2.
– Рассмотрите записанные примеры.
Примеры, какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем “·”
и “:” круглые 3-значные числа.)
– Запишите только ответы примеров 1
столбика.
(1-й читает
ответы: 2400, 800, 300.)
– У кого такие же
ответы? Объясните способ решения.
Оцените свою
работу
234 · 2; 468 : 2.
– Почему вы считаете, что примеры
2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не
учились решать;
2) “·” и
“:” 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
– Кто хочет научиться решать такие
примеры?
– Сформулируйте тему урока. (Умножение
и деление 3-значного числа на 1значное.)
– Поставьте цели своей
деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)
IV. Операционный
этап.
В группах (на черновиках).
– Подумайте, как можно найти
значение этих выражений.
Коллективная проверка:
Проверим, как вы выполнили задание?
Кто хочет поделиться своими
знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):
234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 ·
2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
– Какая группа объяснит решение
2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400
: 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
Итог: –
Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на
сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или
разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
V. Контролирующий
этап.
– А сейчас вы примените полученные
знания на практике.
132·3=100·3+30·3+2·3=396. (Применяю
распределительное свойство умножения.)
396:3=300:3+90:3+6:3=132.
Выполните в паре (проговаривая
алгоритм своему товарищу).
Самостоятельная работа.
I ряд и III ряд – 3-й столбик,
303:3; 128*4
II ряд – 4-й столбик. 963:3; 432*2
(– Кто уже выполнил это задание,
попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и
найти его значение).
Взаимопроверка:
– Если в каком-то выражении
значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.
Итог: – Чему
учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на
1-значное.)
– Как разделить или умножить
3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на
сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или
разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
VI. Решение
задачи.
– Прочитайте текст в карточке №1.
-Задача ли это?
“К Новому году для
украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну
3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?”
– Докажите, что это задача.
– Выделите условие, вопрос.
В парах: – Составьте графическую
модель решения задачи.
Проверка: (у доски 2 ученика:
анализ – синтез)
– Какую схему вы составили?
– У кого другая схема?
– Запишите решение задачи при
помощи выражения в тетрадь.
Проверка: – Сколько шаров
получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
– Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш)).
– Какой способ рациональный?
Взаимопроверка
Вывод: – Какие
знания и умения использовали?
1) умения решать
текстовые задачи;
2) внетабличное
умножение и деление;
3) умение
составлять и решать выражения;
4) знание порядка
действий в выражениях.
VII. Прочитайте
задачу в карточке № 2.
“С одного поля собрали 226 кг
картофеля, а с другого 242 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух
полей?”
– Выделите условие, вопрос.
– Измените, условие и вопрос задачи
так, чтобы она решалась в 2 действия.
“С одного поля собрали 236 кг
картофеля, а с другого 242 кг картофеля и развезли по двум магазинам. Сколько кг
картофеля привезли в каждый магазин?”
Составьте схему к задаче.
Проверка
Решение
(226+242):2=468:2=234(кг) картофеля
Ответ:234кг.
Взаимопроверка
Итог: – Какие
умения отрабатывали?
(Умение делить 3-значное число на
1-значное).
VIII. Установление
закономерности.
– Найдите правило, по которому
составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.
Итог: – Какие
умения отрабатывали?
(Умение умножать 3-значное число на
1-значное).
IX. Рефлексия.
– Какое открытие сделали для себя
на уроке?
– Кто считает, что он сегодня
научился решать такие выражения?
– Как умножить или разделить
3-значное число на 1-значное?
1) разложить его на сумму разрядных
слагаемых;
2) каждое из этих слагаемых
умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
– А кто считает, что ему ещё нужна
помощь?
X. Оценочный этап.
– А теперь посмотрите на свои баллы,
которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.
Красный вы
считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете
помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.
Синий считаете,
что научились умножать и делить трёхзначные числа на однозначные, но вам ещё
нужна помощь.
Жёлтый вы
считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный
прием.
XI. Домашнее
задание.
С.105 №199
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.