Урок мира по теме: «О великий и могучий русский язык»
Цели: рассказать детям о значении русского языка как межнационального языка
нашей страны; познакомить ребят о необычном богатстве русского языка;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки, эпиграфы на доске:
«Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»
И.С.Тургенев.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей Родины ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий свободный русский язык»
И.С.Тургенев.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается
одним из самых выразительных языков мира. Великим и могучим назвал русский язык
В. И. Ленин.
Очень верную, яркую характеристику родному языку дал наш
замечательный русский ученый, талантливый поэт М. В. Ломоносов. Он считал, что
в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества
многих языков мира. Он находил в нем, «великолепие испанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и
сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык
А. С. Пушкин.
О необычайном богатстве русского языка, о том, что на русском
языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства,
говорили многие русские поэты и писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П.
Чехов, М. Горький и др.
На Земле - тысячи языков. У каждого человека есть родной язык,
самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык —
значит свободно говорить на нем, читать и писать. Именно язык, родное слово
согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают
перед нами страницы бессмертных книг. Прочитайте мудрые слова писателей о
значении родного языка в нашей жизни. Задумайтесь над тем, почему так важно
знать его и владеть им. Чтобы
каждый из вас мог почувствовать
красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не
всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной
речи и постепенно проникать в глубины науки о языке. — Как вы
понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
II. Лингвистический турнир.
Конкурс «Собери текст»
1-й ведущий. В этом конкурсе участвуют по 5
человек от каждой команды.
Им нужно собрать текст
из отдельных предложений, на лист бумаги наклеить
предложения в
правильном порядке, а затем прочитать текст вслух.
Текст для первой команды - «Голова
и хвост».
И хвост оторвался от головы и пополз
вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только он отполз от головы, попал в
трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить
впереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том,
кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя
двигаю: если захочу да обернусь
вокруг дерева, ты с места не тронешься».
Готовый текст.
«Змеиный хвост заспорил с головой о том,
кому ходить впереди. Голова
сказала: «Ты не можешь ходить впереди, у
тебя нет глаз и ушей». Хвост
сказал: «А зато во мне сила, я тебя
двигаю: если захочу да обернусь вокруг
дерева, ты с места не тронешься». Голова
сказала: «Разойдемся!» И хвост
оторвался от головы и пополз вперед. Но
только он отполз от головы, попал в
трещину и провалился».
Текст для второй команды — «Дележ
наследства».
Сосед сказал: «Так разорвите пополам все
платья, разбейте пополам всю
посуду и пополам разрежьте всю скотину».
Когда отец умер, сыновья не могли
разделиться без спора.
Он сказал им: «Умру, разделите все
пополам».
Братья послушались соседа, и у них ничего
не осталось.
У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: «Как вам отец велел
делиться?»
Они пошли судиться к соседу. Они сказали:
«Он велел делить все пополам».
Готовый текст.
«У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру,
разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без
спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел
делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так
разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам раз-
режьте всю скотину».
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось».
Конкурс «Загадка»
1. Лежит полгода покрывало, весной его как не
бывало. (Снег.)
2. Не огонь, а жжется. (Мороз).
3. Весной веселит, летом
холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
4. Не зверь, а воет. (Ветер.)
5. Рук нет, а строить умеет. (Птица.)
6. Жил он посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился он в ручей. (Снеговик.)
7. Пройдет на день раз двести, хотя
всегда стоит на месте. (Дверь.)
8. Украшал ночную синь Серебристый
апельсин,
А потом неделя только —
От него осталась долька. (Луна.)
Молодцы!
Конкурс «Сказкина угадай-ка»
Я слышала от сказочных героев, что вы очень
любите сказки. Но все ли из вас внимательно читают и понимают прочитанное?
Проверить это мы можем во Дворце «Сказкина угадай-ка».
1. Чем отличается сказка от других
произведений?
2. Как называются сказки, которые
сочинил народ?
3. А как называются сказки, которые
написали писатели? (Авторские, литературные.)
4. Каких писателей-сказочников вы знаете?
5. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки?
(Русская народная сказка «Три медведя».)
6. Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги укрыться, до дому добраться?
(Печь, яблоня, река. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
7. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)
8. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В
доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
В какой сказке такая добрая мышка?
(Русская народная сказка «Теремок».)
Конкурс «Собери пословицу»
Семь раз примерь, один - отрежь.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
Чего себе не хочется, того и другому не
делай.
Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Конкурс «Дальше, дальше,
дальше...»
Вопросы 1-й команде.
1. Сколько звуков в слове «лью»?
2. Антоним к слову «временный».
3. От кого Айболиту пришла телеграмма?
4. «Подруга дней моих суровых». О ком
это?
5. Слово с удвоенной буквой «н».
6. Объясните значение выражения:
«Хоть кровь из носу».
7. Словарь, в котором можно узнать о
правильном написании слов
8. Часть слова без окончания.
9. Есть ли непроизносимая согласная в
слове «участвовать»?
10. Слово с приставкой «при».
Вопросы 2-й команде.
1. Сколько звуков в слове «ель»?
2. Синоним к слову «отважный».
3. Кто спас Муху-цокотуху?
4. В каком городе родился А. С. Пушкин?
5. Слово с удвоенной буквой «м».
6. Объясните значение выражения: «Попасть
пальцем в небо».
7. Словарь, в котором можно узнать о
происхождении слов.
8. Часть слова, стоящая перед корнем.
9. Слово с приставкой «пре».
10. Есть ли удвоенная согласная
в слове «искусный»?
Подведение
итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.