Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыУрок мира по теме "О Великий и могучий русский язык"

Урок мира по теме "О Великий и могучий русский язык"

Скачать материал

 

Урок мира по теме: «О великий и могучий русский язык»

 

Цели: рассказать детям о значении русского языка как межнационального языка нашей страны; познакомить ребят о необычном богатстве русского языка; воспитывать любовь к родному языку.

 

Оборудование: карточки, эпиграфы на доске:

                                                      «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан  великому народу»

                                                                                                             И.С.Тургенев.

                                                     «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий свободный русский язык»

                                                                                                             И.С.Тургенев.

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

       — Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Великим и могучим назвал русский язык В. И. Ленин.

       Очень верную, яркую характеристику родному языку дал наш замечательный русский ученый, талантливый поэт М. В. Ломоносов. Он считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира. Он находил в нем, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

      Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык А. С. Пушкин.

      О необычайном богатстве русского языка, о том, что на русском языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства, говорили многие русские поэты и писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький и др.

      На Земле - тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нем, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг. Прочитайте мудрые слова писателей о значении родного языка в нашей жизни. Задумайтесь над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы

каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

      Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться пости­гать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.           — Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

 

II. Лингвистический турнир.

 

Конкурс «Собери текст»

1-й ведущий. В этом конкурсе участвуют по 5 человек от каждой команды.

Им нужно собрать текст из отдельных предложений, на лист бумаги наклеить

предложения в правильном порядке, а затем прочитать текст вслух.

Текст для первой команды - «Голова и хвост».

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь

вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Готовый текст.

«Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова

сказала: «Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост

сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг

дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост

оторвался от головы и пополз вперед. Но только он отполз от головы, попал в

трещину и провалился».

Текст для второй команды — «Дележ наследства».

Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю

посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Готовый текст.

«У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам раз-

режьте всю скотину».  Братья послушались  соседа,  и у них ничего не осталось».

 

Конкурс «Загадка»

1.  Лежит полгода покрывало, весной его как не бывало. (Снег.)

2.   Не огонь, а жжется. (Мороз).

3.    Весной   веселит,   летом   холодит,    осенью   питает, зимой согревает. (Дерево.)

4.   Не зверь, а воет. (Ветер.)

5.   Рук нет, а строить умеет. (Птица.)

6.  Жил он посреди двора,

     Где играла детвора,

     Но от солнечных лучей

     Превратился он в ручей. (Снеговик.)

7.  Пройдет на день раз двести, хотя всегда стоит на месте. (Дверь.)

8.   Украшал ночную синь Серебристый апельсин,

      А потом неделя только —

      От него осталась долька. (Луна.)

Молодцы!

 

Конкурс «Сказкина угадай-ка»

Я слышала от сказочных героев, что вы очень любите сказки. Но все ли из вас внимательно читают и понимают прочитанное? Проверить это мы можем во Дворце «Сказкина угадай-ка».

1.   Чем отличается сказка от других произведений?

2.   Как называются сказки, которые сочинил народ?

3.  А как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские, литературные.)

4.  Каких писателей-сказочников вы знаете?

5.  Возле леса на опушке

     Трое их живет в избушке.

     Там три стула и три кружки,

     Три кровати, три подушки.

     Кто герои этой сказки?

                                                     (Русская народная сказка «Три медведя».)

6. Гуси-лебеди летят,

    Унести детей хотят.

    Кто помог сестрице с братцем

    От Яги укрыться, до дому добраться? (Печь,    яблоня,    река.    Русская народная   сказка «Гуси-лебеди».)

7.  Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал ее кто-то.

    Кто, распростившись с зеленою кожей,

    Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

 

8.   Мышка дом себе нашла,

      Мышка добрая была.

      В доме том, в конце концов,

      Стало множество жильцов.

      В какой сказке такая добрая мышка?

                                                          (Русская народная сказка «Теремок».)

 

Конкурс «Собери пословицу»

Семь раз примерь, один - отрежь.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

Чего себе не хочется, того и другому не делай.

Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

 

Конкурс «Дальше, дальше, дальше...»

Вопросы 1-й команде.

1.   Сколько звуков в слове «лью»?

2.  Антоним к слову «временный».

3.   От кого Айболиту пришла телеграмма?

4.   «Подруга дней моих суровых». О ком это?

5.   Слово с удвоенной буквой «н».

6.   Объясните значение   выражения:   «Хоть кровь из носу».

7.   Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов

8.   Часть слова без окончания.

9.   Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать»?

10.   Слово с приставкой «при».

Вопросы 2-й команде.

1.   Сколько звуков в слове «ель»?

2.   Синоним к слову «отважный».

3.   Кто спас Муху-цокотуху?

4.  В каком городе родился А. С. Пушкин?

5.   Слово с удвоенной буквой «м».

6.  Объясните значение выражения: «Попасть пальцем в небо».

7.   Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.

8.  Часть слова, стоящая перед корнем.

9.   Слово с приставкой «пре».

10.   Есть   ли  удвоенная   согласная   в   слове   «искусный»?

 

Подведение итогов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок мира по теме "О Великий и могучий русский язык""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Великим и могучим назвал русский язык В. И. Ленин.

       Очень верную, яркую характеристику родному языку дал наш замечательный русский ученый, талантливый поэт М. В. Ломоносов. Он считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира. Он находил в нем, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 472
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Паномаренко Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 28255
    • Всего материалов: 49

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе