Главная / Физика / Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Скачать материал


24. 04.14

Урок метапредметного осознания по теме «Космос»

Вселенная в физических законах и явлениях.











Технологическая карта урока

Тема: « Вселенная в физических законах и явлениях».

Цели урока:

  1. способствовать приобщению учащихся  к значимости понятия Вселенной;

  1.  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей в данной теме;

  2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  3. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами в изучении Вселенной;

  4. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Задачи:         

  1. Изучение вселенной с помощью физических законов.

  2. Уметь  анализировать и отбирать информацию из различных источников

   и использовать ее для решения познавательных задач;           

  1. Способствовать развитию потребности  в познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: Формирование мотивации изучения физики и стремление к самосовершенствованию, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, развитие таких качеств, целеустремленность, инициативность.

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке физики.

Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные : формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Основные понятия: Закон Всемирного тяготения, основная задача механики, теория Циолковского.

  1. Ресурсы:

Основные- учебник :Физика 11класс, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; Москва «Просвещение» -2010г.

дополнительные- презентация.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.


Мотивация на работу

Подготовка класса к работе.

Включается звукозапись старта ракеты.



Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися.

Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний (понятия объектов космоса, строение солнечной системы, планет земной группы).

Формулируют тему занятия.


Актуальность в изучении и произведений, выражающих понятий космоса.

Определение объекта (Космос) в жизни человечества.


коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися.

Познавательные: логический анализ объекта.

Целеполагание.

Прием «вызов-ответ» (с использованием ассоциации)



Формулируют цели урока


Какие ассоциации возникают у вас на слова: «Вселенная» .

Цель изучения данного объекта в литературных произведениях

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование поставленной цели.

Проблематизация.

Активирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Составление плана решения проблемы.

Выбор произведений и источников в которых изучается космос.

Необходимость понятия Вселенной для объяснения законов физики(вторая космическая скорость, закон гравитации).

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование проблемы.

Организация процесса мыслительной деятельности.

Организация работ 4-х групп.

Участвуют в работе групп, представляют информацию в разной форме, систематизируют материал в обобщающей таблице.

Работа по карточкам. Сравнительный анализ двух планет «Марс» и «Земля», сравнение основных характеристик.

Расчет величин характеризующих планету «Марс».

регулятивные: контроль, усвоение и осознание полученного материала.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия

Учитель возвращается к предположениям, аргументам учащихся, высказанным на 1 этапе урока (работа в группах).

Изменилось ли ваше мнение? Ваши новые аргументы ?


Участвуют в обсуждении, приводят примеры.

Применение полученных знаний в создании проекта своего космического аппарата.

  1. систематизируют материал в Мини проекте: «Мой космический аппарат».


коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.





Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  План урока:

1. Необходимость изучения Вселенной.

2. Теория Циолковского.

3.  Расчет основных характеристик ракет

4. Мини проект: «Мой космический аппарат».

                           Ход урока. ( Урок сопровождается презентацией).

  1. Организационный момент.

              1) Организация групп.

2) Цели и мотивация урока.

  1. Приобретение новых знаний. Поиск и обработка информации.

  1. Обобщение.

  1. Рефлексия.  Создание мини проекта в домашних условиях.





Учитель: Добрый день!

Включается звукозапись старта ракеты.

Сегодня мы уделим внимания такому огромному и важному понятию, как космос.

-Какие слова связанные со словом «Космос», вы можете назвать? (планета, спутник, Вселенная, астероид, ракета, галактика…..).

-Какой закон связывает данные понятия? ( Закон всемирного тяготения )

Объясняет:

  1. Гравитационное взаимодействие во Вселенной;

  2. взаимное притяжение всех тел друг другу в зависимости от расстояния;

  3. характер движения небесных тел;

-Что нам дает Вселенная? (является источником, с помощью которого были открыты многие законы и явления в физике).

-Какая взаимосвязь между Вселенной и физическим законом? (Между ними взаимообратная связь, для того чтобы изучить Вселенную необходим физический закон, а чтобы доказать закон необходимы понятия о Вселенной).

Давай те попробуем сформулировать тему нашего урока

«Вселенная в физических законах и явлениях»

Изучение Вселенной нам это необходимо или нет? Какого мнения придерживаетесь вы? В процессе нашего занятия, мы постараемся ответить на этот вопрос. Может быть, у кого то из вас измениться мнение. Скажите, пожалуйста: «Какие задачи вы можете поставить перед собой в изучении данной темы?»

  1. Изучение Вселенной,

  2. Внедрение законов, как средство изучения Вселенной.


Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт простые вещи сложными….. (Ландау Лев Давидович)

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. Во многих литературных произведения. Это было продемонстрировано.На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.

Л. Ландау писал:

Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм…

- А знаете ли вы человека, который смог в себе совместить математика, физика и лирика?( А.Н. Толстой).

- В каком произведении показана эта взаимосвязь?( «Аэлита», Алексей Николаевич Толстой).

- Какое физическое понятие представлено в романе? ?(яйцеобразная (овальная ) форма космического корабля в теории Циолковского).

-Как оно представлено? Давайте с вами вспомним.

« Это был яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шёл стальной пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, — это был парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в воздухе. Под парашютом — расположены три круглые дверцы — входные люки. Нижняя часть яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая спираль, свёрнутая в противоположные стороны, — буфер. Таков был внешний вид междупланетного дирижабля»

-Кто является основоположником теории изучение космоса, которая описана А.Н. Толстого?

Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывая идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе. Циолковский называет себя «чистейшим материалистом» он полагает, что существует только материя, и весь космос — не более чем очень сложный механизм. В своей научной философской работе он предсказал спутниковую и интернет связь, яйцеобразную (обтекаемую) форму ракеты.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Chertrg_Tsiolkovsky.jpg/300px-Chertrg_Tsiolkovsky.jpg

В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. Корабль представляет собой железный или стальной шар с многочисленными отверстиями в корпусе, закрытыми толстыми прозрачными стёклами. Основным топливом является жидкий кислород и водород.

Во всех своих философских теориях Циолковским было сказано:

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное пространство...»

К.Э.Циолковский

А ведь действительно человек покорил Вселенную, мы определили ее структуру. Человечество наблюдает, как расширяется Вселенная от маленького взрыва, до таких размеров, которые имеет она сейчас.

- Мог ли данный корабль, имея, такую форму совершить полет?

Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо решить основную задачу механики.

Определить

-Скорость движения,

-Расстояние, которое необходимо преодолеть,

-конечную координату или место приземления,

- время движения,

Прежде чем заняться решением этого вопроса, давайте поработаем с вами над справочным материалом, который будет нам необходим .

Работа по карточкам:

Характеристика

Космический аппарат в теории Циолковского.

Космический аппарат в современной системе.

Примечание

Скорость выброса горючего топлива.

2500 м/с

4200 м/с


Время движения

1 единица времени


Отношения массы топлива к массе ракеты

1,7

6,4


Высота атмосферы Земли

118 км


Расстояние до Марса

57 мл.км


Первая космическая скорость.

?



Вторая космическая скорость.

?



Первая космическая скорость на Марсе.

0,455 земной скорости. ?


Вторая космическая скорость на Марсе.

0,449 земной скорости?



Экваториальный радиус на Марсе, км

53,2% земного?



Экваториальный радиус Земли, км

6378


Масса Земли, кг

5,9736*1024


Масса Марса, кг

11% от массы Земли?



Совместная работа

Основной величиной в решении данной задачи является скорость.

    1. Определите скорость, с которой должна лететь ракета, чтобы преодолеть силы притяжения со стороны Земли.



Первая группа

  1. Определите расстояние, на которое могла бы подняться ракета с поверхности Земли, чтобы преодолеть силы притяжения. Скорость движения ракеты 4,250 км/с в 1 единицу времени. Определите конечную координату ракеты на планете Марс.





Вторая группа C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Презентация1.jpg

Определите время движения космического корабля, движущегося с заданной скоростью в подвижной системе отсчета. Бесконечно малыми значениями можно пренебречь.


Третья группа

Определите, во сколько раз сила взаимодействия между Землей и космическим аппаратом отличается от силы взаимодействия между Марсом и космическим аппаратом

Задача: Определите ускорение космического корабля, движущегося с заданной скоростью, используя дифференциальное уравнение за определенный промежуток времени.

Задача: Постройте траекторию движения космического корабля движущегося с заданными скоростью и ускорением. Определите центростремительное ускорение криволинейной траектории.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\0046r2.jpg











Если космическому аппарату сообщается скорость меньше первой космической, то он движется по траектории, которая пересекается с поверхностью земного шара, т. е. аппарат падает на Землю. Используя практические расчеты, давайте ответим на вопрос «Мог ли данный корабль, имея, совершить полет?

Но человечество совершило полет в космос? Теория Циолковского нашла свое применения.

- Что для этого было сделано?(Уменьшили массу космического корабля и придали ему более обтекаемую форму)

- Для чего это необходимо? (Скорость ракеты в тысячу километров в час сопротивление воздуха будет огромным. Поэтому удобообтекаемая форма имеет для ракет существенное значение: на преодоление сопротивления воздуха затрачивается меньше энергии. Значит, при прочих равных условиях ракета, имеющая «хорошую» форму, полетит дальше).

Теперь давайте ответим на вопрос: «Изучение Вселенной нам это необходимо или нет?».

Вселенная – вся система мироздания, весь мир, в которой объяденяются небесные тела, влияющие друг на друга, физическая теория. Но Вселенная объяденяет не только это, а многое другое. А вот, что именно, вы узнаете на следующем уроке.

Мини проект: Рассмотрев, основные понятия вашему вниманию предлагается, создание космического корабля .Докажите, что ваш космический корабль сможет совершить полет в космос. Может быть вами будут получены другие результат.



Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Физика
Описание:

Урок метапредметного осознания по физике для 11 класса. Тип урока закрепление. УМК: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровень./Под.ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.-19 изд. Просвещение 2010год.

Тема урока : "Вселенная в физических законах и явлениях"

Цель:Способчтвовать к приобщению учащихся к понятию Вселенной, раскрыть данное понятие с помощью физичкских законов и явлений.

Задачи: 1. Изучить Вселенную с помощью физических законов,

              2. Способствовать развитию потребностеей учащихся к позновательной деятельности,

              3. Уметь анализировать и отбирать информацию из различных источников, применять ее для решения задач.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Ратушная Оксана Алексеевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1159
Номер материала 3437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓