Организация
мотивации, постановки учебной задачи, цели
|
Ведёт подводящий диалог:
- Здравствуйте, мои друзья! Я очень
рада видеть вас на своём уроке. Чтобы наш урок прошел хорошо:
Друг к другу повернитесь,
Друг другу улыбнитесь,
Пожелайте удачи,
А теперь садитесь.
- Ребята! Сегодня на уроке мы
должны сделать очень важные открытия. Пока это моя небольшая тайна. Я
надеюсь, что это открытие вы сами сделаете, работая в группах,
самостоятельно, вместе с классом, а моя помощь вам будет минимальной. У нас
сегодня урок получения новых знаний.
Обращает
внимание на девиз урока, правила работы на уроке (слайд №1)
- Ребята,
обратите внимание на доску. Прочитайте вопрос.
Вопрос на интерактивной доске (слайд
№2)
- Можете ли вы ответить на этот вопрос?
А почему вы не можете на него ответить?
- А дальше?
- У каждого из
вас на столе, кроме ваших учебников и тетрадей есть карточки, которые нужны
будут вам для ваших новых открытий. Один из них – лист самооценки. Он нужен
для того, чтобы каждый из вас оценил работу в конце урока. Но прежде, чем
рассмотреть его содержание, я хочу вам рассказать одну притчу.
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека,
которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец
остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал
целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я
добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось
радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Как вы понимаете смысл этой притчи?
Предлагает обсудить этот вопрос в
группах. При этом предлагает обратить внимание на средства, которые помогут
правильно сформулировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
(Плакат в приложении, возможные вопросы
на карточках)
Притчу помещает на интерактивной доске
(слайд №3)или отдельных карточках для каждой группы.
Делает вывод:
- Вот и у вас сегодня на уроке будет
общая тема, общая цель, но каждый из вас на каждом этапе реализации цели
должен будет оценить свою работу. В этом вам помогут листы самооценки.
Познакомьтесь с ними. Подпишите на них свои фамилии.
Подводит во время диалога к формулировке
темы урока и его целей:
- А как же нам бы узнать тему урока?
Записывает все предложения учащихся на
доске
-Какой из этих способов вы бы
применили в крайнем случае?
-Итак, сформулируйте тему сегодняшнего
урока.
Выводит на экран слайд №4.
Просит записать дату и тему урока в
тетрадь и оценить свою работу по формулировке темы в листе оценки.
Подводит к формулировке цели урока.
Задаёт вопрос:
- А что нам необходимо сделать для
изучения этой темы? Без чего никогда нельзя выполнять какую-то работу?
Просит каждого попробовать
сформулировать цель.
Предлагает одному из учеников по желанию
сформулировать свою цель
Руководит обсуждением, записывает цель
на доске.
Просит оценить
свою работу по формулировке цели в листе самооценки.
Подводит к осознанию темы и цели урока
путём диалога:
- Ребята, а вас ничего не удивило в
формулировке темы и цели? Подводит к тому, что учащиеся уже складывали
отрицательные числа.
- А каким способом вы это делаете?
-Предлагает устно найти сумму чисел с
помощью координатной прямой. (Слайд №5)
Предлагает
самостоятельно заполнить таблицу (Слайд№6)
Проверить
(слайд
№6)
Подводит к проблемной ситуации
- Во всех ли примерах вам удалось
выполнить сложение отрицательных чисел с помощью координатной прямой?
- А ещё у кого из вас в этих же
примерах были затруднения?
- А почему? Какой вывод можно сделать?
Подводит итог
- До сегодняшнего урока вы задумывались
над этим вопросом? Так какое ваше первое открытие на сегодняшнем уроке?
- Молодцы!
Подводит к уточнению проблемы
-Так какая перед нами встала проблема?
Предлагает
сформулировать проблему в группах
Выслушивает
результаты работы в группах, записывает все названные проблемы на доске,
направляет деятельность на формулировку общей проблемы
Подводит к формированию оценки
саморегуляции в форме диалога:
-Ребята а какие качества нашего
характера надо проявить, чтобы решить эту проблему.
Выслушивает мнения желающих учащихся,
просит поднять руку тех, кто согласен с ними.
Просит записать эти качества в лист
самооценки
|
Выполняют
действия, записанные в стихотворении.
-
Читают вопрос,
рассуждают и высказывают мысль, что нужно сначала узнать тему урока.
Коллективно
отвечают на поставленный вопрос.
Предполагаемый
ответ:
- Поставить цель
урока, спланировать пути достижения цели, реализовать намеченный план,
оценить свою деятельность по продвижению к цели.
Учащиеся слушают притчу
Обсуждают в группах, затем выносят
результаты на коллективное обсуждение.
Предполагаемые
выводы:
·
У всех трёх человек была общая цель.
Каждый
вносил вклад в реализацию этой цели.
Пути
реализации цели были одинаковые.
Но
каждый оценил одну и туже работу по- разному.
Знакомятся с листами самооценки
индивидуально.
Подписывают их.
Рассуждают и несколько человек
высказывают мысли о способе определения темы урока (при этом надо выслушать
мнения всех желающих)
Предполагаемые
ответы:
-
спросить у учителя
-
найти в учебнике
- найти в
оглавлении учебника.
- Первый.
Выбирают способ
и формулируют тему.
Отвечает один
ученик, выслушивают мнения других, формулируют более точное определение
коллективно: «Сложение отрицательных чисел».
Записывают дату
и тему урока в тетрадь.
Работают с
листом самооценки.
Отвечают на вопрос стихийно.
Предполагаемый ответ:
-
Нужно поставить цель.
Формулирует
цель каждый, затем выслушивают мнение одного ученика, обсуждают коллективом,
принимают коллективно цель:
-
научится складывать отрицательные числа.
Проводят самооценку проделанной
работы
Отвечает
один из учеников по поднятой руке.
Предполагаемый
ответ:
-Мы
уже умеем складывать отрицательные числа
-
С помощью координатной прямой
Находят сумму с помощью
координатной прямой (она есть у каждого ученика с предыдущих уроков)
(Слайд№5,6) самостоятельно и проверяют (слайд №5,6)
Учителю называют несколько учащихся
свои затруднения
Поднимают руки
Высказывают свои мнения по поднятой
руке
Предполагаемый вывод:
- Не во всех, т.к. числа с большим
модулем не входят на координатную прямую, а дробные числа трудно изображать
на координатной прямой
Предполагаемый ответ: Нет
-Не всякие отрицательные числа
можно сложить с помощью координатной прямой.
Обсуждения в группах
Формулируют проблему каждая группа.
Возможные варианты:
- Как складывать отрицательные
числа без координатной прямой
-Как складывать отрицательные числа с
большими и дробными модулями без помощи координатной прямой.
-Как проще было складывать любые отрицательные
числа.
Желающие высказывают свою точку зрения
по этому вопросу, остальные принимают участие в обсуждении предложенных
качеств
Записывают в лист самооценки
|
Закрепляют
умения складывать числа с помощью координатной прямой
|
Личностные:
-
Вырабатывают умения организовать свою
работу
-
Развивают способности к мобилизации сил
и энергии к преодолению препятствий.
-
Учатся оценивать поступки других людей и
соотносить их со своими поступками
Регулятивные:
-
Формирование умения составлять план и
определять последовательность действий по плану
-
учатся оценивать свою работу через лист
самооценки
-
изучают приёмы формулировки темы урока
-
проводят целеполагание как постановку
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что ещё неизвестно
-
самооценка собственной деятельности
Познавательные:
-
Самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель;
-
Учатся искать и выделять необходимую
информацию
-
Формируют умение осознанно и произвольно
строить речевые высказывания в устной форме
-
Оценивают процесс и результат
собственной деятельности
-
Формулируют проблему и учатся её
обосновывать
Познавательные:
-
учатся извлекать необходимую информацию
в соответствии с поставленной целью, анализировать её и делать выводы
-
постановка проблемы
Коммуникативные:
1) Учатся
слушать учителя и точно выполнять его указания
2) Работают
в группе, приобретая навыки:
-
слушать и вступать в диалог
-
участвовать в коллективном обсуждении
проблемы;
-
Инициативно сотрудничать в поиске и
сборе информации
-
Сотрудничать в анализе представленной
информации.
-
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнёра
-
Полно и точно выражать свои мысли.
3) Учатся
вести диалог со сверстниками
|
Планирование
деятельности по достижению цели
|
Предлагает составить план решения
этой проблемы, поработав в группах.
Выслушивает представителей всех групп,
направляет действия учащихся на коррекцию пунктов плана,
фиксирует
их на доске.
Просит оценить
свою работу по составлению плана в листе самооценки
Задаёт вопрос:
-Устали?
Предлагает
провести физкультминутку и попутно повторить ранее изученный материал
Проводит игру
«Верю, не верю»
(См.Приложение)
Подводит итог:
-Вы молодцы.
Отдохнули? Я заметила, что мало кто из
вас ошибался. Значит, ранее изученный материал вы хорошо усвоили. Очень
рада за вас.
|
Работают в группах, составляют групповой
план, выносят его на коллективное обсуждение
Предполагаемый результат коллективной
работы - план решения возникшей проблемы:
1. Подумаем,
как можно без координатной прямой сложить отрицательные числа
- Поищем
ответ на этот вопрос в учебнике
- Сделаем
вывод (Выведем правило).
- Применим
новые знания.
- Подумаем,
зачем нужно в жизни сложение отрицательных чисел
Проводят самооценку результатов
деятельности на данном этапе урока
Играют
под руководством учителя
|
Складывают
отрицательные числа с помощью координатной прямой
|
Регулятивные:
Составление плана решения возникшей
проблемы
-
Оценка процесса и результатов
деятельности
Коммуникативные
Формируют умения
работать в группе:
-
слушать и вступать в диалог
-
участвовать в коллективном обсуждении
проблемы;
-
Инициативно сотрудничать в поиске и
сборе информации
-
Сотрудничать в анализе представленной
информации.
-
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнёра
-
Полно и точно выражать свои мысли.
|
Реализация
намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи
|
Предлагает приступить к выполнению первого
пункта плана. Предлагает вернуться к таблице, в которой не получились
некоторые примеры (Слайд№6), сравнить выполненные примеры и попробовать
догадаться, как выполнять сложение без координатной прямой, высказать
предположения - по какому правилу можно складывать отрицательные числа? (Алгоритм
работы на данном этапе для групп на слайде)
Учитель предлагает помочь ему записать
выведенное правило на доске, продолжив предложение:
Чтобы сложить два отрицательных числа
надо:
1.
2.
Подводит к окончательной формулировке
правила
-Но это только гипотеза.
- А как мы можем проверить, правильно ли
вы думаете?
Посмотрите второй пункт плана.
Предлагает оценить работу данного этапа
Подводит итог.
Какое второе открытие вы сделали на этом
уроке? Предлагает пользоваться таблицей в приложении.
Молодцы! Вы настоящие учёные – открыватели. Давайте поздравим друг друга.
Предлагает по изученному правилу
решить примеры, которые в таблице в начале урока не могли сделать. Организует
проверку.
Подводит промежуточный итог.
- Так можем мы теперь сказать, что мы
решили проблему, возникшую в начале урока?
Обращает внимание на проблему,
записанную на доске. Предлагает поднять руки тех, кто считает проблему
решённой.
|
Работают в
группах. Анализируют ранее выполненные примеры, выдвигают гипотезу. Продукт
работы - гипотеза, сформулированная в виде правила.
Выслушивают
гипотезы каждой группы, принимают участие в выработке общего мнения.
Ученик по
поднятой руке отвечает:
-Посмотреть в
учебнике и сравнить с предполагаемым правилом. Формулируют правило (чтобы
сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и перед полученным
числом поставить знак минус). Находят правило в учебнике, сравнивают.
Оценивают в
листе самооценки
- По правилу
можно сложить любые отрицательные числа. Для этого надо сложить их модули и
поставить знак минус
Решают по
желанию по одному у доски, проговаривая изученное правило.
Остальные решают
самостоятельно, осуществляют самопроверку и проверку ответов, полученных у
решавших на доске
Отвечают на
вопрос учителя
|
- Учатся
выводить правила .
- Выводят
правило сложения отрицательныхчисел
Учатся применять
полученное правило при решении проблемы, возникшей в начале урока
|
Регулятивные
-
Формулирование гипотезы
-
Проведение сравнения гипотезы с эталоном
в форме учебника
-
Умение работать по алгоритму
-
Работа по плану
Познавательные:
-
Анализ ранее изученного материала
-
Сравнение и выбор критериев для
сравнения (Знаки, модули0
-
Выдвижение гипотезы и её обоснование
-
Поиск и выделение необходимой информации
в учебнике
·
Умение осознанно строить речевое
высказывание
·
Учатся делать вывод
Коммуникативные:
- Умения
работать в группе сверстников (прописаны на предыдущих этапах урока)
|
Применение
способа решения учебной задачи
|
Предлагает выполнить задания на слайдах:
Устно
Слайды 7 - 11
Слайд 12: Самостоятельно.
Предлагает проверить себя (выводит
ответы на слайд)
Предлагает выполнить № 1045 по учебнику
со взаимопроверкой.
Подводит итог этапа урока. Предлагает
оценить работу на данном этапе
Следующий этап урока
Предлагает
прочитать и подумать, зачем нужно в жизни сложение и вычитание отрицательных
чисел
Проводит беседу
в диалоге:
-Какие слова вы
ассоциировали бы с отрицательными числами.
проигрыш -выигрыш,
долг - имущество,
расход- приход,
глубина- высота
убыток- прибыль (слайд 13)
Брахмагупта
- индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий
с отрицательными числами. Только они звучали немного странно. Вот
цитаты из его трудов: (Слайд14)
« Имущество и имущество есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и нуля есть имущество»
«Сумма двух нулей есть ноль»
Какое из его правил мы изучали сегодня? Исходя из
вышесказанного, ответьте на вопрос:
-Где приходится складывать в жизни отрицательные числа?
Приводит свой пример
Предлагает выполнить творческое задание на отдельную оценку.
(Карточки)
- Дома, по желанию, на отдельную оценку составьте задачу
практического содержания, используя слова, которые вы записали в тетрадь.
Оформить эти задачи можете в виде сказки, загадки и т. д. А возможно кто-
нибудь из вас сможет придумать свои слова, означающие отрицательные числа.
А также я предлагаю дома на альбомном листе по желанию красиво оформить
правило сложения отрицательных чисел. Мы его поместим в кабинете и, если кто
случайно это правило забудет, ваш рисунок может ему помочь
|
Решают примеры
устно по - одному, проговаривая правило, остальные проверяют, исправляют.
Решают
самостоятельно, самопроверка по слайду.
Выполняют
взаимопроверку в парах.
Работа с листом
самооценки
Выбирают нужные
слова, записывают в тетрадь
Отвечают на
вопросы учителя.
|
Применяют
правило сложения отрицательных чисел;
Совершенствуют
вычислительные навыки
|
Личностные:
-
Решение значимых жизненных задач
-
Стремление оказать помощь своим
одноклассникам (при выполнении домашнего задания)
Регулятивные
-
Работа по правилу
-
Совершенствование вычислительных навыков
Коммуникативные:
-
Умение работать в парах
-
Контроль, коррекция действий партнёра
-
Владение монологической и диалогической
формами речи
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.