Урок математики в 1 классе
Тема. На сколько больше? На сколько меньше?
Тип урока: Открытие «нового»
знания.
Цель: Осознать
предметный смысл вопроса: «На сколько больше
(меньше)?» и его связь с действием вычитания.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умения сравнивать
два числа, применяя вычитание;
-
формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы
познавательного характера;
-отрабатывать
навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией;
-
формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая:
- развивать алгоритмическое и логическое мышление,
воображение, внимание, память, фантазию;
-
развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и
окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков
общения со сверстниками.
Воспитательная:
- воспитывать
культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга;
- воспитывать
чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на
уроке.
Ведущий вид деятельности: продуктивный,
творческий, проблемный.
Методы: проблемный,
наглядные, практические и частично –исследовательские.
Формы
проведения урока: коллективная, индивидуальная,
работа в паре, в группе.
Материалы
и оборудование:
Для
учащихся:
- учебник
математики, тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
- предметные картинки;
- индивидуальные
карточки.
Для учителя
- презентация
к уроку;
- мультимедийная
техника;
- наглядность.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация);
- здоровьесберегающее обучение.
Ожидаемый результат:
- уметь
сравнивать два числа, применяя вычитание;
- уметь
формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
- совершенствование
вычислительных навыков в пределах 10;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися
приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни;
- обогащение
словарного запаса.
Формируемые
в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные
действия:
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке
с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
I.
Организационный этап.
Создание мотивации успеха.
|
Ребята,
давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь
лицом друг к другу, повторяйте за мной:
- Я
желаю тебе добра,
- Ты
желаешь мне добра.
- Если
тебе трудно, я помогу.
А
теперь, повернитесь ко мне лицом:
- Если
вам будет трудно, я помогу вам.
-
Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что
сделать?
|
Слушают
стихотворение.
Выполняют
движения: закрывают глазки, поднимают руки вверх, ловят солнечные лучики и
прижимают их к сердцу.
Эмоционально
настраиваются на урок.
Вспомнить всё, что уже знаем.
|
Личностные
УУД:
Вступать
в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
II. Актуализация опорных знаний учащихся
|
Вот
и начнём урок с повторения изученного.
Сегодня
с вами мы отправляемся в путешествие с медвежонком по имени
Вини – Пух (слайд с названием урока и картинкой Вини – Пуха).
Вини – Пух неутомимый
Шёл
однажды по делам.
Видит: вьётся рой пчелиный
Возле липы у дупла.
Наш
проворный Вини – Пух
Уловил медовый дух
И
на дерево полез.
Где
же Пух? Он где – то здесь.
Где
же пчёлы? Улетели.
- Давай
те же найдём Пуха и пчёлок.
Вам
необходимо поставить знаки действия «+» или «-« так, чтобы неравенства были
верными. Делать это вы будете с помощью карточек. Я показываю на
неравенство, а вы показываете карточку с правильным знаком действия.
На
слайде:
5… 2 < 8 7 …5 <3
6 … 3 < 7 8 … 3 > 3
4 ... 3 > 5 4 …3 <2
9 … 7 >1 4 … 4 > 4
3 …2 < 9 5 … 2 < 9
-В
первом неравенстве какой знак действия нужно поставить? Дети поднимают
карточку.
- А теперь
посмотрите правильный ответ. На слайде появляется правильный
знак
действия 5 – 2 <
8
|
Показывают
соответствующее знаки действий.
|
Регулятивные
УУД:
Осознавать познавательную
задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать
её, соотносить с имеющимися знаниями;
выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня
усвоения
|
III. Целеполагание и мотивация
|
-
Молодцы, ребята, справились с заданием. Нашли Пуха. Он оказался на поляне, а
вместе с ним и пчёлки (слайд с Винни – Пухом, пчёлки сидят на
цветочках).
-
Ребята, скажите:
- Всем
ли пчёлкам хватило цветочков?
- Что
можете сказать о количестве цветочков и пчёлок?
- На
сколько?
- А как
узнали?
- Есть
друзья у медвежонка:
Ослик
Иа с поросёнком.
Прогуляться по просёлку
Вся
компания пошла.
И
собой шары взяла.
- Помоги
сравнить сейчас ты медвежонку:
Количество шариков у поросёнка и у ослика.
(слайд
с шариками)
- Чем
различаются шарики?
- Чем
похожи?
-
Закройте глазки.
(на
слайде появились ещё 3 красных шарика)
- Что
изменилось?
-
Сравните количество красных шариков у поросёнка и количество синих
шариков у ослика. Что можете сказать?
- На
сколько красных шариков больше у поросёнка?
- Если у
поросёнка на 3 шарика больше, значит у ослика….?
Что мы
сейчас делали?
- Какова
тема урока?
слайд с темой
урока: На сколько больше (меньше)?
Постановка
проблемы.
- Можем
ли мы сейчас сказать какое действие нужно выполнить, чтобы унать на сколько
одно число больше или меньше другого?
- А
хотите узнать?
- Какую
цель поставим перед собой?
-
Сегодня с Вини – Пухом и его друзьями мы научимся сравнивать предметы,
и
отвечать на вопросы: «На сколько больше (меньше)?
|
Цветочков
меньше, пчёлок больше.
На
2
Не
хватило цветочков.
Дети сравнивают.
Цветом.
Количеством.
Красных столько же, сколько синих (5)
У
поросёнка появились 3 красных шарика (8)
У
поросёнка шариков больше, а у ослика меньше.
На
3.
На
3 синих шарика меньше.
Сравнивали предметы.
На
сколько больше (меньше)?
Мы
не знаем.
Да.
Нам необходимо узнать на сколько одно число
больше или меньше другого.
|
Познавательные
УУД:
Использование
имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,
выдвижение гипотез и их обоснование.
|
IV. Открытие новых знаний
|
- Ну что ж, вперёд за новыми знаниями!
- Пух с
друзьями с прогулки возвращался
Но в
дороге потерялся.
Что
тут делать? Лес большой!
Как
попасть ему домой?
- Справа
– сосны, слева – берёзы.
Вы
ребята помогите
Ему
ответить на вопрос:
Как
узнать на сколько одних деревьев больше, чем других?
И
тогда наш медвежонок найдёт дорогу домой.
-
Ребята, давайте поможем Вини – Пуху ответить на этот вопрос.
К доске
прикреплён лист бумаги, на нём рисунок.
- Как
можно сравнить деревья?
- Каких
деревьев больше? На сколько? Почему?
-
Сколько сосен?
-
Сколько берёз?
- Какое
действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько сосен больше,
чем берёз?»
Учитель
зачёркивает 5 сосен и записывает равенство: 7 – 5 = 2
- Если
сосен больше, значит берёз…?
-
Почему берёз меньше?
- Какое
действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько берёз меньше,
чем сосен?»
Учитель:
Значит, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше
другого, что нужно сделать?
слайд
Правило:
Чтобы ответить на вопрос: На сколько одно число больше или
меньше другого надо: Из большего числа вычесть
меньшее.
- Молодцы, ребята. Вы помогли Пуху найти дорогу до дома. И в
благодарность за это он хочет с вами поиграть.
|
Соединить
парами. Выходит к доске один ученик и соединяет маркером.
Сосен
больше на 2, потому что их столько же сколько берёз, да ещё 2.
7
5
Надо из
семи вычесть пять.
Меньше
на 2.
Их
столько же, но без 2.
Надо из
семи вычесть пять.
Надо из
большего вычесть меньшее.
|
УУД
Познавательные
Поиск и
выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Регулятивные
Определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана последовательности действий.
Коммуникативные
Умение слушать и
вступать в диалог.
|
Физминутка
для глаз
(могут
встать)
|
Игра «Да – нет».
Ребята, если вы согласны с утверждением, то становитесь по
правую руку от меня, если нет – по левую.
Волк меньше слона.
Кошка больше бегемота.
Девочка меньше домика.
Мышка больше кошки.
Арбуз меньше апельсина.
Крот меньше лисы.
Собака меньше медведя.
Заяц меньше ежа.
|
Динамическая пауза.
|
Сменить
деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
|
V. Первичное закрепление изученного
|
- Было солнечно и сухо
Дома ослик и поросёнок
Ждали Вини – Пуха.
Они книжечку открыли
Объяснить его просили,
Что означает равенство: 5 – 3 = 2
а) Работа с учебником, с 114 № 269 (устно)
|
Ребята обсуждают и делают вывод. 5 – 3 = 2 означает, что из 5 цыплят вычли (удалили) столько
же цыплят, сколько было яиц. Цыплят на 2 больше, чем яиц. Яиц на 2 меньше,
чем цыплят.
|
УУД
Познавательные
Выделение и
формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ
объектов и синтез.
Регулятивные
Планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного
результата.
Коммуникативные
Умение
слушать и вступать в диалог,
Коллективное
обсуждение проблем (при необходимости)
|
Физминутка
|
Зарядка для глаз. Слайд с Вини – Пухом.
|
Выполняют движения глазами.
|
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку
учащихся.
|
Самостоятельная работа в группах.
|
Поросёнок, ослик, Пух
Начали срисовывать картинку,
Но не окончив рисовать
Стали домик собирать.
- Ребята, давайте дорисуем эту картинку.
б) Работа с тетрадью на печатной основе, с 29
- На этой страничке даются задания. Прочитайте и выполните по
группам.
Проверка всех 3 заданий на слайде. У
кого не так исправьте.
|
Сравнивают числа.
Записывают выражение, с помощью которого
узнают, на сколько больше…
Работают в группах.
|
УУД
Познавательные
Выделение
и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ
и синтез объектов.
Регулятивные
Планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного
результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Коммуникативные
Умение
работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и
вступать в диалог,
интегрироваться
в группу
|
VI. Закрепление изученного материала
|
- Получил Пух вечером
Письмецо в конверте.
Много там вопросов разных
И на все нужны ответы.
Догадаться он не может.
Дети, вы ему поможете?
в) Самостоятельная работа в парах (разноуровневая).
По одному человеку из пары подходят к учителю и берут конверты с
заданиями. Затем учитель объясняет задание. Появляется слайд.
- Ребята, вы можете за партой не только сидеть, но стоять.
Располагайтесь так, как вам будет удобно.
Проверка фронтальная.
Слабые пары.
Учитель: - На сколько больше жучков?
- На сколько меньше самолётов?
- А как вы узнали?
Сильные пары.
Учитель: - Прочитай задачу.
- На сколько кубиков больше в зелёной коробке?
- Какой ответ в задаче?
Задания для слабых пар:
- Разложите, рассмотрите предметные картинки. Узнайте, на
сколько одних предметов больше или меньше, чем других.
1 2 бабочки, 6 жучков
2 3 барабана, 5 кубиков
3 3 самолёта, 4 грузовика
4 6 яблок, 1 лимон
5 4 морковки, 2 огурца
6 5 ромашек, 1 тюльпан
Задания для сильных пар:
1. Вставь числа и запиши решение задачи.
В жёлтой коробке лежит 6 кубиков, а в зелёной – 4. На сколько
кубиков больше в зелёной коробке?
2. Реши задачу.
Для фруктового салата взяли 7 яблок и 5 груш. На сколько больше
взяли яблок, чем груш?
3. В синей коробке осталось 9 конфет, а в жёлтой- 6. На сколько
меньше лежит конфет в жёлтой коробке?
4. К празднику надули 8 красных шариков и 2 жёлтых. На сколько
меньше надули жёлтых шариков?
5. Даша почистила 9 картофелин и 4 морковки. На сколько больше
Даша почистила картофелин, чем морковок?
6. В зелёной коробке 7 пряников, а в красной – 4. На сколько
пряников меньше в красной коробке, чем в зелёной?
|
Слабые пары сравнивают предметы. Сильные –
решают задачи на сравнение.
|
Познавательные
УУД
(Доказательства)
Умение
сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения
понятия.
Коммуникативные
Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать
ответы, выступать перед аудиторией.
|
VII. Итог
урока. Рефлексия
|
- Чему мы
сегодня учились на уроке?
- Сегодня на уроке я научился ….
- Мне было трудно, но я справился…
- Как узнать: На сколько одно число больше (меньше) другого?
Слайд с выводом.
А сейчас
возьмите карточки с изображением Винни – Пуха. Сделайте лицо грустным если вам на уроке было трудно. Нарисуйте улыбку медвежонку вы отлично
работали, всё поняли, можете объяснить другим.
- Было
поздно. Все устали,
Все загадки отгадали
И пустились по домам.
Отдохнуть пора и нам!
-Итак, ребята, мы с вами возвращаемся из путешествия в класс.
Вы были сегодня внимательными, активными, увлечёнными.
Спасибо вам за работу! Слайд
А домой возьмите картинки с Вини – Пухом.
|
Сравнивать числа.
Узнавать, на сколько больше, на сколько меньше.
Приводят свои примеры.
Надо из большего вычесть меньшее.
Оценивают свою работу на уроке.
|
Оценивание
детьми собственной деятельности, определение позиции ученика;
Умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.