Тема:
Число
и цифра 0. Сравнение с нулем. Буквенная запись свойств нуля.
Цели: закреплять знание изученных
свойств числа 0, навыки его написания, счета в пределах 9, сравнения чисел;
учить находить взаимосвязь между частью и целым; развивать речь, аналитические
способности, логическое мышление, память, внимание; воспитывать интерес к
празднику Новому году, интерес к математике.
Планируемые
результаты:
учащиеся научатся применять свойства сложения и вычитания с нулем; понимать
учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению.
Оборудование: рисунок ёлки, ёлочные игрушки,
мешки для счета, Дед Мороз, Снегурочка, таблички правила, круг с примерами,
магический квадрат,
Ход урока
I. Организационный
момент
-
Сегодня у нас необычный урок.
-
Скажите, какой праздник приближается? А что вы можете сказать об этом
празднике?
-
Сейчас вы отгадаете загадку и узнаете кто к нам пришел в гости:
«Зимой
и летом одним цветом» (Ёлка, ель)
-
Ребята, а ёлка не наряжена. Мы сможем её нарядить?
-
Чтобы ёлка была наряжена, нам нужно выполнить задания. Все готовы к уроку?
II.
Актуализация знаний
1) Игрушка первая
Задачи в стихах
На поляне, не в лесу,
Пять ромашек пьют росу.
Пять пораньше напились
И на солнце разлеглись.
Желтым глазиком моргают,
Ждут, когда их сосчитают. (10.)
Девять шишек у сосны
Было только до весны.
Ветерок весной подул,
Восемь шишек он смахнул.
Сколько шишек на сосне
Улыбается тебе? (1.)
2) Игрушка вторая
Математический диктант
1.
Первое
слагаемое 1, второе 9. Найдите сумму.
2. Уменьшите 8 на 6.
3. 3 плюс 1.
4. 7 минус 2.
5.
Уменьшаемое
10, вычитаемое 2. Вычислите разность.
6.
На сколько 1
меньше 9?
7.
Вычислите
разность чисел 8 и 5.
8. Первое слагаемое 5, второе
слагаемое такое же. Найдите сумму.
9.
У Маши 5
фиалок. Ей подарили еще 3 фиалки. Сколько фиалок стало у Маши?
3) Игрушка третья
Логическая
задача
На одной чаше весов 5 яблок, на
другой 4 груши. Весы находятся в равновесии. Что тяжелее: яблоко или груша? (Груша.)
4) Игрушка
четвертая
-
Раскрасьте выражение, в результате которого получается нуль, синим цветом.
4
+ 0 3 – 0
0
– 0 5 – 5
0
+ 7 0 + 9
0
+ 0 8 – 8
- Вспомните, по какому правилу
выполнены действия сложения и вычитания?
(а – 0 = а, а + 0 = а, 0 + а =
а, а – а = 0)
- Посмотрите какая елочка у нас
получается. Повесить игрушки на елку.(дети поочереди подходят и вешают свои
игрушки на елку)
III.Работа
по теме урока
-
Ёлку мы нарядили, но кто приходит к нам в гости в Новый год? (Дед Мороз)
-
Ребята, посмотрите Дед Мороз принес мешки и просит помочь ему разобраться с
ними. Поможем ему сравнить эти мешки?
1)Работа по
учебнику № 1 (с. 34).
-Чему
будем учиться на уроке? ( сравнивать с нулем)
— Что можете сказать о первой паре
совокупностей?
—
Что обозначают цифры в окошках? (Слева 3 сливы обозначены цифрой 3,
справа пустой мешок обозначен цифрой 0.)
— Какой знак сравнения нужно
поставить? (Знак >.) (Аналогично разбираются другие
случаи.)
—
Какой вывод вы
сделали?
(Любое число больше нуля, нуль меньше любого числа, так как в ряду чисел стоит
левее других, самым первым.)
— Как записать это открытие в общем
виде? (а > 0, 0 < а.)
— Какой знак нужно поставить?
Докажите. №
—
Что нужно сделать? (Подобрать справа такое количество точек,
чтобы сохранился знак сравнения.)
(Следует рассмотреть
все возможные варианты.)
IV.
Физкультминутка
Есть в лесу три полочки: (Хлопки в ладоши.)
Ели — елки — елочки. (Руки
вверх, в стороны, вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки
вверх.)
На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса! (Руки вниз, присесть.)
V.
Закрепление изученного материала
-
Внучка Деда Мороза- кто это? (Снегурочка)
-
Она просит нас поработать в паре и заполнить «Магический квадрат»
(Записать
в каждой клетке квадрата число 1,2,3, так, чтобы сумма чисел в каждой строке и
каждом столбце равнялась 6). Кто справится быстрее всех?
Работа в тетради
№
— Что обозначает выражение 7 — 2? (Было 7конфет, 2 съели.)
—
Какой вопрос можно поставить? (Сколько конфет оста- ■ лось?)
— Чему равно значение данного
выражения? (5.)
— Соедините другие выражения с рисунками,
объясните, что они обозначают.
№
(Самостоятельное
выполнение. Взаимопроверка.)
—
Объясните, какое задание надо выполнить. (Сосчитать количество шахматных
фигур и записать цифру в окошко.)
—
Как в образце получили число 5? (5 — это 1 белая фигура и 4 красные.)
(Коллективное выполнение задания с
комментированием.) №
(Работа в группах.
Фронтальная проверка.)
— Какую цифру нужно записать в
первом неравенстве, чтобы сохранить знак <? (0.)
— Докажите.
—
А во втором неравенстве? (Любое число, которое в числовом ряду
стоит правее 8.)
—
Что особенного в третьей записи? (Это равенство, так как стоит знак =.)
— Сколько вариантов решения? (Один — это цифра 3.)
—
Сколько вариантов решения в четвертом неравенстве? (Несколько: 0, 1, 2, 3, 4, 5, б
— эти числа в натуральном ряду стоят левее 7, значит, они меньше.)
— Чья группа, задание выполнила
верно?
VI.
Упражнения для развития навыков письма
1. Пальчиковая
гимнастика «Змея»
(Взять ручку горизонтально,
захватив ее до половины пальцами одной руки. Указательным пальцем другой руки
обхватить свободную часть ручки сообразно движению змеи. Упражнение повторить
поочередно для всех пальцев.)
2. Правила посадки
при письме
VII.
Рефлексия
— Оцените свои достижения на уроке.
— Кто доволен своей работой?
— Все ли было понятно?
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились сегодня на уроке?
— Где могут пригодиться эти умения?
— Если вам понравилось работать на
уроке и вы все поняли, то нарисуйте рожицу, которая улыбается, если нет, то
грустную.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.