Сергеева Вера
Андреевна учитель начальных классов.
Урок математики в
1 классе по программе «Система Занкова»
по учебнику И.И.
Аргинской, Е.И. Ивановской
Тема
урока: «Закрепление. Сложение и вычитание вида »
Цели и задачи
урока:
1.
Закрепление таблицы сложения и вычитания
вида
2.
Формировать умение решать задачи на
нахождение остатка, на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3.
Развивать мышление, математическую речь,
воображение, наблюдательность, конструкторские способности.
4.
Воспитывать самостоятельность в работе,
прививать любовь к математике.
Оборудование:
персонажи сказки «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, ёж,
лиса, волк, медведь), картинка с изображением теремка, схема задачи на
увеличение и уменьшение на несколько единиц, конверт с геометрическим
материалом.
Ход урока
Организационный
момент.
а)
долгожданный звонок – начинается урок
б)
проверка готовности к уроку – Проверьте, на столе у вас учебник, тетрадь,
магнитная доска, конверт с геометрическими материалом, ручка.
1. Сообщение
темы урока.
-
Сегодня на уроке мы будем прибавлять и вычитать число 3
А
помогать нам будут герои русской народной сказки.
А
вот из какой сказки, вы узнаете из игры «Молчанка».
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
к
|
м
|
т
|
б
|
е
|
с
|
а
|
п
|
о
|
н
|
р
|
2. Устный
счёт.
3.
3.1.
Фронтальная работа.
Игра
«Молчанка» (дети записывают) результат вычисления на магнитной доске.
5-3=2 т 7+3=10
р 4-3+1 м 3-3+0 к
1+3=4 е 7-3+4
е 5+3=8 о
2
|
4
|
10
|
4
|
1
|
8
|
0
|
т
|
е
|
р
|
е
|
м
|
о
|
к
|
У
детей на магнитной доске
-
Какое слово получилось? (ТЕРЕМОК)
-
Как прибавить и вычесть число 3?
Сначала
прибавить/вычесть 1, потом 2, 2 и 1, 1, 1 и 1.
-
Первой теремок обнаружила мышка-норушка. Постучала в дверь, никто ей не
ответил. Вошла она в терем и нашла там, как вы думаете, что? Учебник
математики. Учебник ей пришёлся по душе. Стала мышка считать, решать,
сравнивать. Вдруг к ней кто-то постучался.
-
Кто там?
-
Это я, лягушка-квакушка, пусти переночевать.
-
Пущу, вот только сначала выполни моё задание. Вставь пропущенное число.
-
Ребята, поможем лягушке-квакушке!
3.2.
Индивидуальная работа.
У доски 4 ученика.
1) 6+_8 2)
_-3=5 3) _-3=3 4) 7 8 9 10
8-_=5
_-3=1 _-3=2 ^ ^ ^ ^
9-_<7
5+_=8 _+3=9 4 ... 5 .. 6 .. .. 3
10-_=10
6+_=9 _+3=5
3.3.
Продолжить ряд чисел.
0,2, … 10,
8, … 1, 4, … 10, 7, …
3.4.
Проверка индивидуальной работы.
-
Заходи, лягушка-квакушка, будем жить вместе.
И
только лягушка-квакушка прыгнула в теремок, как кто-то постучал.
-
Кто там?
-
Это я, зайка-побегайка, пустите переночевать.
-
Пустим, если решишь задачу для смекалистых.
Задача.
На болоте плавали 7 лягушек, 3 лягушки поплыли к берегу. Сколько лягушек на
болоте?
-
Без помощи ребят мне не обойтись.
Ответ:
7 лягушек, 3 лягушки поплыли к берегу, но остались в воде.
Стали
они втроем жить.
4. Физминутка
на внимание.
Но
что это? Опять раздался стук в дверь. Это дедушка-ёж промок от дождя и просится
подсушить свои иголки.
5. Формирование
вычислительных навыков.
-
Пустим тебя, дедушка-ёж, но такой уж у нас установился порядок: надобно тебе
выполнить задание из этой книги.
5.1.
Сравнить выражения, не вычисляя (устно):
7-3 7+3
5+35-3
Первый
компонент одинаковый, второй – одинаковый. Различие в знаках действия, значит и
сами действия – разные. В выражении слева (7-3) результат должен быть меньше
числа 7, т.к. вычитание, а значение выражения справа – больше числа 7. Значит
выражение слева (7-3) меньше выражения справа (7+3).
5.2.
Самостоятельная работа с последующей
проверкой.
Цель:
формирование элементов самоконтроля.
Задание:
вычисли и раскрась.
6-2
|
9-3
|
3+3
|
8-3
|
10-3
|
1+3
|
7-3
|
4+3
|
2+3
|
4
- красный
5
- синий
6
- жёлтый
7
– зелёный
-
Вот спасибо, ребята, помогли мне в теремок попасть, свои иголочки просушить.
Зажили они дружно и весело.
5.3.
Шёл мимо теремка волчок-серый бочок.
Услышал, как из теремка песни доносятся. Захотелось и ему присоединиться к
жителям теремка, завести друзей. Постучался он в терем. Попросился в гости.
-
Мы гостям всегда рады, а умеешь ли ты составлять и решать примеры?
-
Я попробую, - ответил волчок.
ООООО
5+3= 8-3= 3+5=
ООО
5-3= 8-5=
Задание:
составить примеры к рисунку и решить их.
Примеры
дети записывают в тетрадь.
-
Так волчок подружился с мышкой, лягушкой и зайкой.
6. Работа
над задачами.
-
Но вот опять кто-то стучится.
-
Кто там?
-
Это я, лисичка-сестричка. Пустите переночевать.
- Отчего же не пустить,
пустим. Вот только умеешь ли ты задачи решать?
6.1. Задача это или нет? Почему?
а) Ёж нёс два яблока,
одно у него упало.
б) На ветке сидели 3
воробья и 2 синицы. Сколько деревьев в лесу?
Жители теремка знают, что
лиса хитрая и умная. А умная, знаете почему? Потому что книги любит читать. Кто
много читает, тот много знает. И для неё приготовили задачу про книги.
6.2.Работа по учебнику (с. 106, № 2)
-
Прочитайте задачу: на полке было 8 книг. С полки взяли 3 книги. Сколько книг
осталось?
-
Что известно в задаче? (известно, что было 8 книг, взяли 3 книги).
-
Что спрашивается в задаче? (сколько книг осталось?)
-
Что произошло с количеством книг на полке? (оно уменьшилось)
-
Каким действием решается задача? (задача решается вычитанием)
Запишем условие задачи.
Опорные слова: Было –
Взяли –
Осталось –
- Как узнать, сколько
книг осталось? (чтобы узнать, сколько книг осталось на полке, надо из книг,
которые были, вычесть книги, которые взяли)
В тетради. Было – 8 кн.
Взяли – 3 кн.
Осталось – ? кн.
8-3=5 (кн)
Ответ: 5 кн. Осталось.
- Но, зная хитрость лисы,
жители теремка побоялись впускать её в дом. Не раз лиса обижала и зайку, и
мышку, и ежа, даже волка обманывала. Обманывать и обижать нельзя. И тогда
выбрали для лисы самую трудную задачу.
6.3. Составление и решение задачи по
схеме.
Было – 6
Стало - ? на 3 >
- Что надо изменить в условии, чтобы
задача решалась вычитанием?
7. Физминутка.
Устала
мышка-норушка, подбирая задачи для лисы. Ребята, покажем ей физминутку.
Вышла
мышка как-то раз
Посмотреть
который час?
Один,
два, три, четыре, -
Мышка
дёрнула за гири …
Тут
раздался страшный звон –
Убежала
мышка вон.
8. Обобщение
знаний учащихся об изученных геометрических фигурах.
И
всё бы хорошо, да только шёл мимо медведь. Захотелось и ему погреться в
теремке.
-
Впустите меня, - проревел медведь.
-
Да как же мы тебя впустим? Нам самим здесь тесно.
-
Ну, да я тогда, как-нибудь на крыше, около трубы пристроюсь.
Полез
Миша на крышу, теремок-то и рухнул. Не стало жилья. Решил медведь построить
новый дом. Сделал рисунок. Посмотрите, ребята, из каких геометрических фигур
сложен домик (квадрат, треугольник, четырёхугольник).
-
Поможем Мише построить дом. (Индивидуальная работа. Игра «Танграм»)
9. Математический
диктант.
-
На прощание, жители теремка хотят сказать вам слово благодарности. Это слово мы
узнаем, если правильно выполним задания математического диктанта. Работа выполняется
в тетради.
1. Уменьшить 8 на 3 (5) с 8-3
2. Увеличить 4 на 3 (7) п
4+3
3. Найти разность 9 и 3 (6) а 9-3
4. Найти сумму 3 и 2 (5) с 3+2
5. 1 сл. – 6, 2 сл. -3. Найти сумму
(9) и 6+3
6. Из 6 вычесть 3 (3) б 6-3
7. Запиши число, которое >7, но
<9 (8) о .
-
Какое слово говорят нам жители теремка? (Спасибо)
10. Итог
урока.
-
Чем занимались на уроке?
-
Какое число вычитали и прибавляли?
-
Как прибавляем и вычитаем число 3?
-
Что понравилось на уроке?
-
Кто считает, что потрудился хорошо?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.