Тема: «Дециметр».
(сюжетный
урок в 1классе).
Цель :познакомить детей с новой единицей
измерения – дециметром.
Задачи:
- научить
измерять длины отрезков, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки
и карандаша;
- закреплять
знания детей о нумерации второго десятка, умение решать задачи на
увеличение и уменьшение на несколько единиц, логические задачи, примеры до
10, сравнивать единицы первого и второго десятка;
- развивать
правильную математическую речь учащихся;
- совершенствовать
вычислительные навыки;
- воспитывать
культуру поведения на уроке;
- воспитывать
любовь к животным, к чистоте на земном шаре (экологическое воспитание).
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Целевая установка.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
III.
Закрепление ранее изученного.
- С
какими величинами знакомы? (Длина – см, масса – кг, объем – л).
- Мы
сегодня с вами отправляемся на экскурсию в зоопарк. А что такое зоопарк?
Вот и ворота зоопарка. Но посмотрите, они
закрыты шариками, на которых написаны двузначные числа. Назвать сколько
десятков и единиц в этих числах на шариках.
- Чистописание.
1-й ряд – 17, 2 ряд – 19, 3 ряд –
16
4.
Вот и ворота парка. Заходим. Почему ничего не видно? Это туман.
Чтобы туман рассеялся, нам надо позвать ветра. На доске числа 17, 10, 5, 15,
2, 20, 1. Надо расставить их в порядке возрастания.
На какие две группы можно разбить?
5.
Вот и звери. Но в клетках никого не видно. Потому, что они ещё спят,
чтобы их разбудить, нужно узнать: кто, где живет. В какой клетке живет каждый
зверь, если в 12 клетке живет лев, слева от него – бегемот, а справа – зайчик.
6.
Звери в своих домиках и нам надо подойти к ним поближе. Перед нами
3 дорожки. Как вы думаете, по какой из них нам надо идти, чтоб по быстрее
добраться?
1-й ряд решает: 6 – 1 + 2 – 4 =
... (3)
2-й ряд решает: 6 – 2 + 3 – 2 =
... (5)
3-й ряд решает: 6 – 3 + 2 – 3 =
... (2)
По какой пойдем дорожке? (По 3.) Почему?
(Самая короткая.)
- Используя
числа 2, 3, 5 составьте 2 примера на сложение и вычитание.
2 + 3 = 5 3 + 2 = 5 5 –
2 = 3 5 – 3 = 2
Прочитать примеры разными способами.
8.
Вот мы видим бегемота и льва, но почему не показывается зайчик?
Как вы думаете, почему? Он боится льва. Клетка льва стоит очень близко к
клетке зайки. А так как он маленький, то боится льва. Что же делать?
IV.
Физкультминутка «Зайка».
V.
Работа по теме урока:
1.
Я знаю, что делать…. Что бы зайчик не боялся надо отодвинуть их на
безопасное расстояние. А какое это расстояние, вы скажите мне, измерив красную
ленточку (30 см) у вас на парте, маленькими мерками (1 см).
Что то, долго вы измеряете…. Сколько мерок
у вас получилось?(30)
А теперь большими мерками (10см)…..
Сколько больших мерок в ленте? (3)
Какими мерками легче и быстрее было
измерить длину ленты? (большими)
Вот и в древности люди решили, что большие
предметы легче измерять большой меркой, и назвали эту общую, единую для всех
единицу измерения - дециметр.
Обозначают эту единицу измерения и
записывают вот так: 1 ДМ. Получается, что клетки нам надо отодвинуть
друг от друга на сколько дециметров? (на 3дм) (Записать на доске – 3 дм).
- А
теперь задание посложнее…. Возьмите маленькую мерку. Какова ее длина?
(1см)
Маленькая мерка у нас 1 см…. А большая
мерка – 1 дм…. Сколько же маленьких мерок уместится в большой,... Кто точно и
быстрее всех сможет выполнить это задание?
Итак…. У нас получилось, что в
большой мерке умещается 10 маленьких….Вывод??? сколько см в одном дм?
Вывод: в 1 дециметре 10
сантиметров. (запись
на доске) 1 дм = 10 см
Молодцы.
А теперь сели ровно, красиво,
открыли тетрадочки, 3 клеточки вниз от предыдущего задания, 2 клеточки в
сторону от края, поставили точку. От этой точки построим отрезок = 1см.
Молодцы. Подписали над ним – 1см.
Отступаем еще вниз 3 клеточки, в
сторону – 2…. Теперь от этой точки надо построить отрезок 1 дм… Сколько
сантиметров надо отложить в сторону от нуля? (10) Да…. Потому что 1 дм = 10см.
Итак, построили отрезок 1дм или говоря иначе 10 см… Линеечку придерживаем
крепко…. Молодцы.
3.
Напомните, а для чего придумали единицу измерения – дециметр? Что
бы быстрее и легче можно было бы измерить большие предметы….. А что в классе
можно измерить с помощью дм? Узнайте длину и ширину парты с помощью мерки =
1дм…
4.
Пора открыть учебники... Посмотрите, здесь нам понадобится
линейка. Мы должны узнать длину отрезков и в см и в дм…
5.
А посмотрите на доску, кто в этой клетке? (Удавчик) Он хочет, что
бы мы узнали его длину….(50см) А сколько это дециметров? (5дм) А вот еще одна
змейка…, она говорит, что ее длина – 4дм …., а сколько же это сантиметров? (40
см)
VI.
Задачи (запись на доске):
1.
Запишите решение цифрами и ответ.
(К доске вызываются 2 человека,
остальные работают в тетрадке.)
1вар.) На обед обезьянам принесли 5
бананов, а яблок – на 2 больше. Сколько яблок принесли на обед обезьянам?
2вар.) На обед обезьянам принесли 7
мандаринов, а киви – на 3 меньше. Сколько киви принесли им на обед?
Проверим запись на доске, все ли написано
правильно.
2.
Пока мы решали задачки, к нам пришел гость…Кто это? Да это же
страусенок. Как же он сюда попал? Почему он не у себя в клетке? Давайте отведем
его в клетку. Вот и клетка страуса. Но что здесь происходит? Вот, оказывается,
почему сбежал страус. У него очень грязно, лежат какие–то бумажки. Давайте мы
их уберем – сравните.
11 * 12 16 * 14
18 * 20
9 * 11 7 * 17
20 * 12
VII.
Закрепление.
Работа с учебником с. 47, № 2.
А как вы справитесь с задачами? Сможете?
Чтение задач, выбор схем, выбор действия, решение.
С. 47, № 4 по вариантам.
VIII.
Итог урока.
Вот и заканчивается наш урок, а каких
животных мы встретили в нашем зоопарке?
С какой новой единицей измерения длины
познакомились? А чему она равна? Я начертила отрезки: 10 см и 1 дм. А почему
они равны? Здесь 10, а здесь 1? Почему, ребята?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.