Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1 с.Александровское»
Урок математики
(УМК «Перспективная начальная школа»)
4 класс
Провела:
Козленко Любовь Николаевна
учитель начальных классов
МОУСОШ
с. Александровское
Тема: Когда длина пройденного пути
одинаковая
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: урок-исследование (с
применением проблемного метода обучения)
Цель урока: выведение правила зависимости
друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.
Задачи: 1. Работать над формированием умения
применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с
целью получения нового знания.
2.
Развивать внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на
основе собственных наблюдений, работать над развитием мышления учащихся.
3.
Прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения
сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: учебник А. Л. Чекин «Математика»
(часть 2), тетрадь на печатной основе О. А. Захарова, Е. П. Юдина «Математика в
вопросах и заданиях» (часть 2), карточки «скорость », «время», «расстояние»,
карточки с формулами движения, конверты с заданиями для работы в парах,
карточки для выведения общих правил (по теме урока).
Ход урока.
- Организационный
момент. Приветствие.
- Всем доброе утро! Меня зовут Любовь Николаевна. Я учу
таких же, как вы по возрасту ребят, только в школе №1. Сегодня мы с вами
займёмся математикой: я в качестве учителя, а вы в качестве моих учеников.
Любите ли вы математику?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это математика!
-
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Поделитесь своими мыслями.
-
Подготовьте тетради к работе: запишите дату.
2.Актуализация ранее полученных знаний (мотивация).
-
Вы уже знакомы с задачами на движение. Какие математические термины-величины
участвуют в задачах на движение?
(Ответы
детей сопровождаются показом карточек с названием терминов. Карточки крепятся
на доску.)
-
Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их. Для
этого решим несколько простых задач. В тетрадь записывайте только решение с
наименованием, ответ не писать.
·
Скорость акулы 36км в час. Какое расстояние она
может преодолеть за 2 часа? (36 · 2 = 72
км)
- Как узнали расстояние?
(Карточка с формулой помещается на доску.)
·
Прекрасные пловцы дельфины за 3 часа проплыли
180км. Какую скорость дельфины могут развивать в воде? (180 : 3 = 60км за час)
- Как узнать скорость?
(Карточка с формулой помещается на доску.)
·
Скумбрия может развивать скорость до 20км в час.
За сколько часов она преодолеет расстояние в 100км?
(100 : 20 = 5часов)
- Как узнать время?
(Карточка помещается на доску.)
-
Как вы можете видеть, все три величины находятся в определённой зависимости
друг от друга.
3. Работа над новой темой.
1.
Введение.
А) постановка учебной проблемы
-
Тема сегодняшнего урока:
Когда длина пройденного пути одинаковая (записана
на доске)
-
Наша цель: выяснение того, в какой зависимости друг от друга, находятся
скорость и время при одинаковой длине пройденного пути, поэтому тему на доске я
дополню так: V- t. Это проблема
урока, которую мы должны разрешить. Опираясь на ранее полученные знания, умение
наблюдать, делать выводы, я думаю, мы достигнем поставленной цели и откроем
новое правило. Оно вам пригодится при решении более сложных задач на движение.
Б)
поиск решения проблемы.
1)- Откройте тетрадь на печатной основе
с.31, найдите № 57.
-
Рассмотрите таблицу:
Вид транспорта
|
Скорость
|
Время
|
Длина пути
(расстояние)
|
Автомобиль
|
80км/ч
|
3ч
|
240км
|
Мотоцикл
|
60км/ч
|
4 ч
|
240км
|
Вертолёт
|
240км/ч
|
1 ч
|
240км
|
Скоростной поезд
|
120км/ч
|
2ч
|
240км
|
-
Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)
-
Дополните таблицу недостающими данными.
-
Проверим.
2) - По таблице определите, скорость какого
транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)
-Определите,
время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла?
(поезда)
-
Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же
транспортном средстве?
-
Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств:
автомобиля и вертолёта.
-
Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля?
-
Сравните время вертолёта и автомобиля.
-
Какой вывод можно сделать?
(Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз
больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)
2. Воспроизведение.
А) выражение решения проблемы
1) - Откройте учебник с.42, найдите №143.
Прочитайте первое предложение.
-Во
сколько раз увеличилось время, затраченное пловцом на втором километре
дистанции?
-
Почему это могло произойти?
-
Как изменилась скорость пловца на втором километре дистанции?
-
Во сколько раз она уменьшилась?
-
Сформулируйте правило, показывающее зависимость между скоростью и временем при
постоянной длине пути.
2) – Откройте тетрадь на печатной основе с.31,
№58. Прочитайте первое предложение.
-
Что вы знаете о велосипедисте? (данные записать на доске: t = 2ч, V = 8кч/ч)
-
Прочитайте первый вопрос: во сколько раз велосипедисту надо увеличить
скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние, затратив в 2 раза
меньше времени?
(скорость
потребуется увеличить, в 2 раза тоже, значит, она станет: 8 · 2 = 16км/ч)
-
Прочитаем второй вопрос: во сколько раз уменьшится скорость велосипедиста,
если он проедет то же расстояние, затратив в 4 раза больше времени? (тоже в
4 раза, но она уменьшится, значит, станет: 8 : 4 = 2км/ч)
-
Прочитаем третий вопрос: во сколько раз велосипедисту нужно уменьшить
скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние за 8 часов? (во
столько же, во сколько изменится время: 8 : 2 = 4 раза; раз время увеличилось,
то скорость наоборот уменьшится в 4 раза, значит станет: 8 : 4 = 2км/ч)
-
Каким правилом вы пользовались, отвечая на вопросы?
Б) представление нового знания
1) игра «Составь правило» (работа в паре)
- Достаньте из конвертиков карточки и, работая
дружно в паре, составьте правило, которое мы вывели сегодня на уроке, в какой
зависимости друг от друга находятся скорость и время при постоянной длине пути.
2) формулировка общего вывода.
- Вы сейчас услышали правило в нескольких
вариантах формулировок. Выражения «в несколько раз», «во столько же раз» можно
заменить буквенным выражением, например, буквой а – «в а раз». В данном случае
мы сможем сократить число формулировок.
-Задание:
собрать из карточек правило. У доски будут работать две группы ребят, остальные
контролёры, которые могут в трудный момент придти группе на помощь.
(У
доски работают 2 группы.)
-
Прочтём, что получилось: Если скорость увеличится в а раз, то время
уменьшится в а раз.
Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.
-
При каком условии эта зависимость действительна?
(при
постоянной длине пути)
-
Посмотрите, есть ли данное правило в учебнике?
-
Что мы с вами сделали?
-
Запишите новое правило в тетрадь в любой из двух формулировок.
4.Подведение итогов урока. Оценивание.
- Что вы
нового узнали на уроке?
-
В какой момент урока вам было трудно?
-
В какой момент урока вы испытали чувство удовлетворения, радости?
-
Достигли ли мы цели урока?
(оценивание
было представлено образно: панно «Новое созвездие»)
5.Домашнее задание.
- Тетрадь на печатной основе: с.32, №59(1, 2, 3), №60.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.