Урок математики. 4 класс.
средняя школа № 20
г.
Белгород
учитель
Липич Светлана Николаевна
Тема: «Высказывания истинные и ложные»
Цели:1. познакомить учащихся понятиями истинности и
ложности высказываний.
2. развивать
логические способности учащихся, мышление, память.
3.
воспитывать интерес к математике.
Задачи: 1. дать понятие истинного и ложного высказывания, их
обозначения в математике.
2.
продолжить отработку вычислительных навыков
3.
закрепить знания об объёме с помощью решения задач.
4. повторить теоретический материал
посредством тестирования.
Ход урока.
Организационный
этап. Приветствие гостей, учителя.
Психоэмоциональный
настрой на урок:
За окном трещит мороз –
Греем уши, греем нос.
Разомнём-ка пальчики,
девочки и мальчики!
Чтобы дольше не устать,
Много нового узнать!
II. Чистописание
- Ну, что же, сядем удобно и после
массажа приступим к уроку. Сели правильно, проверили посадку, взяли ручку,
записываем число, слова «Классная работа». При написании обратите внимание на
выделенные орфограммы.
12
123
-Обратите внимание на
написание цифры 2.Эта цифра у многих вызывает сложности в написании.
-Какой разряд она
обозначает в обоих числах? (ед. и дес.)
- Как сделать, чтобы
она обозначала сотни? \Первое число добавить 00, второе- 0\
III. Проверка домашнего задания.
Тестовая
работа.
-
Сегодня проверку домашнего
задания мы проведём с помощью теста. В нужных клеточках вы должны поставить
значки: если вы согласны – строчка «да», если не согласны – строчка «нет»
Задания:
1.
Чтобы найти площадь, надо
длину сложить с шириной и полученную сумму умножить на 2
2.
Чтобы найти объём, надо
длину умножить на ширину и умножить на высоту
3.
Куб – это параллелепипед,
у которого все рёбра равны.
4.
Объём измеряется
квадратными см, дм, м
5.
Кубическим сантиметром
называют объём куба с длиной ребра 1 см.
Проверка:
рисунок – ключ на доске
IV. Сообщение темы урока.
-
Работая над тестом, вы
пользовались словами «да», «нет»
-
Вам понятен их смысл? \да\
-
Их употребление в речи не
вызывает у вас трудностей? \нет\
-
В математике мы тоже будем
использовать понятия, чтобы определить верно высказывание или нет.
-
А сейчас мы мысленно
перенесёмся в нашу виртуальную научно- исследовательскую лабораторию, которая
определит тему нашего урока, заодно повторив изученные приемы умножения
многозначных чисел.
-
3 отделения начнут
параллельную работу
3 ряд-
отделение – решает примеры у доски, записывает буквы в таблицу
260 х 30 л
4500 х 20 о
123 х 40 ж
140 х 600 н
220 х 4000 ы
3130х30 е
последние 2 человека – 1 консультант (проверяет
правильность), 2 консультант заполняет таблицу с буквами.
2 ряд
работает самостоятельно с перфокартами
( на перфокарте – ключ – ответ – подвёрнутые края)
4000 : 20 6000 : 300
120 х 80 130 х 20
40 х 90 40 х 800
3600 : 10 45000 : 10
860 х 1000 340 х 1000
24000 : 6 360000 : 6
тот, кто первым проверит, тот берет карточку с фразой «Истина дороже
золота», думает как её понимать.
1 ряд
работает с учителем
-Вам нужно показать знаками действия, при которых данные выражения
будут правильными.
20…10 = 200
450 … 50 = 500
8000 … 1000 = 8
200 … 30 = 6 000
1600 … 300 = 1300
-
Какое слово я употребляла,
когда вы показывали знаки? /правильно/
Подберите синоним этому слову /истина/
-
Ну. Что же, ваши
высказывания были истинными
-
Какое слово получилось у
третьего ряда? /ложные/
-
Какая фраза была у
третьего ряда? Как вы её поняли?
Прочитайте тему урока:
-
Тема нашего урока «
Истинные и ложные высказывания»
V. Этап усвоения новых знаний.
Прочитайте
высказывания
В Белгороде протекает
3 реки.
324 < 305
Любой прямоугольник
является квадратом.
342 – 2 = 344
- Определите, какие
это высказывания, используя слова из темы урока.
Работа с
учебником. Правило.
С. 71 – чтение
-Как вы думаете, для
чего нужно уметь определить истинность или ложность высказывания?
-
В математике это будет
необходимо для доказательств различных математических понятий в разделе
«Логика»
№ 265 – в тетрадь
-А теперь закрепим,
насколько хорошо вы усвоили понятия истинного и ложного высказывания. Немного
отдохнем и сменим положение при работе.
VI. Физминутка.
Поскольку недавно у
нас проходила олимпиада по краеведению, я включила в задания сведения о
Белгороде и области.
Если вы слышите
истинное высказывание, вы дважды хлопаете в ладони, если ложное – дважды
топаете ногой.
-
Белгород построен в 1593
году
-
В этом году мы отметили
100-летие со дня рождения святителя Иоасафа.
-
Главная площадь Белгорода
– Соборная
-
Наша школа расположена на
улице им. Гагарина
-
В январе мы отмечаем День
защитника Отечества.
-А какие
праздники мы отмечаем?
/Новый год, Рождество, Крещение/
VI. Повторение ранее изученного.
-А на какой праздник в старину на реках делали проруби?
/Крещение./ Как их называли? Почему?
-
Можно ли самим делать
такие проруби на реке?
-
Нет, т. к. на лёд детям
выходить нельзя, зимы тёплые, лед тонкий. В некоторых областях до сих пор
существует традиция делать в день крещения проруби на реках и окунаться в них.
Конечно, делают это закалённые люди. Как их называют? Моржи.
Задача.
В Белгороде тоже есть такие люди. В
2000 году они сделали на Северском Донце прорубь прямоугольной формы длиной 14
м и шириной 7 м. Определите, сколько им понадобилось метров оградительной
ленты и какова была площадь поверхности проруби?
- Как найти периметр?
Это истинное или ложное высказывание?
- Как найти площадь?
Это истинное или ложное высказывание?
Решение у
доски.
Р = (14 + 7) х 2 = 42
м
S = 14 х 7 =98 м2
Задача 2.
В северных областях
нашей страны зимой проходят необычные конкурсы на лучшую ледяную скульптуру.
Для скульптур привозят заготовки в виде параллелепипеда. В прошлом году
в Архангельске для центральной скульптуры Деда Мороза привезли заготовку длиной
6 м, шириной 4 м и высотой 10 м. Каков был объём заготовки?
2 чел. у доски.
Физминутка.
-А вы знаете, что на ослепительный снег и лёд долго смотреть нельзя, т.
к. из-за большой отражательной способности снега, сетчатка глаза может получить
серьёзный ожог. Горнолыжники используют защитные очки, а мы для своих глаз –
особые упражнения, чтобы глаза не уставали.
Разминка «Цветовые кружки»
VII. Применение полученных знаний.
Работа в печатной тетради.
№ – определение истинности и ложности высказываний.
IX. Информация о домашней работе.
1.
№ 272 – повторение правил
нахождения объёма.
творческое: подготовить 1 истинное высказывание и 1 ложное по
Белгороду. На доске.
X. Подведение итогов.
-Какова же тема нашего урока?
-Какими бывают высказывания в математике?
-Как на письме обозначим истинность и ложность высказывания?
- Что мы повторили на уроке?
XI. Рефлексия.
А теперь вы получите карточки с высказываниями, у которых вы должны
указать их истинность или ложность для каждого из вас и оценить свою работу в
уроке.
Проверка:
карточки на доске.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.