Тема: Умножение пяти, на5 и соответствующие случаи деления.
Форма проведения: урок-игра.
Цель. Знакомство с таблицей умножения и деления на 5.
Задачи:
• развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к предмету.
• воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и
дисциплинированность.
Оборудование: Знайка
(рисунок). Карточки
для индивидуальной работы.
Кроссворд (плакат).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день,
ребята! Мне приятно вас всех видеть!
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … «5»!
Сегодня в гости к
нам пришёл Знайка- математик с интересными заданиями для вас. Он хочет
посмотреть ,чему вы научились- умеете ли вы решать задачи и примеры. А те
ребята, которые будут хорошо работать получат жетоны.
2.Актуализация опорных знаний.
На доске запись: 7*3, 4*4, 8*2, 15+25,36-18,36:4,
27:3,5*9,45:5. -Что записано на
доске? (выражения) -
Давайте найдём значение этих выражений!
-Запишите в тетрадь только ответы. -Выполнили
задание? Почему? При решении, каких выражений у вас возникла проблема? - Значит,
чему мы сегодня будем учиться?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Какое действие связано с действием умножения? (Деление)
-Как деление связано с умножением? (Произведение делим на множитель и получаем
другой множитель).
3 Сообщение темы урока.
Знайка- математик любит цифру «пять».
Сегодня нас научит таблицы составлять.
Таблицы не простые, а важные такие.
Две на умножение и на деление две.
4.Устный счёт..
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
Сейчас, ребята, внимание.
Выполняем Знайки- математика задания.
а) Числа: 10, 21, 30,
25, 18, 20, 28, 11. Назовите,
пожалуйста, чётные числа. Почему они чётные? Проверьте. (Делятся на 2).
Произведением, каких однозначных чисел могут быть эти числа?(5х2 ,
3х7, 5х6 и т. д.)
А число 11? (Такого числа нет в таблице умножения)
б) Решите « цепочку»
примеров и узнаете, кто из животных-рептилий быстрее всех плавает:
6∙3:2: 3∙8: 6∙5:4
крокодил — 12; черепаха — 5 ; ящерица — 8.
5. Изучение нового материала.
Составление таблиц умножения и деления с числом 5.
(Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт
каждому задание, остальные работают в тетрадях).
– Сегодня на уроке мы должны составить таблицу умножения и деления с числом
5.
• 1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.
• 2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить
таблицу умножения на число 5.
• 3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить
первый множитель.
• 4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.
Проверка и анализ таблицы.
Выводы:
• Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
• Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
• Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине
второго множителя.
• Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине
числа, предшествующего второму множителю.
6. Первичное закрепление таблиц умножения и деления с числом 5 .
1) Игра “Глаз – фотограф”.
– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет
сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске,
все остальные дети задавать вопросы по таблице. 7.
Работа по учебнику. (Самостоятельная
работа с последующей взаимопроверкой, лист контроля закреплён на доске).
Страница 36 № 2 – по вариантам -1
строчка- 1 вариант.
-2строчка- 2 вариант. -
3 строчка – 3 вариант.
Лист контроля. (взаимопроверка).
35
|
5
|
3
|
44
|
45
|
7
|
3
|
4
|
40
|
6
|
9
|
52
|
- 2 человека выполняют индивидуальное задание по карточке.
5 * 8 = 40
49 : 7 = 7
9 * 3 = 27
72 : 8 = 9
|
6* 8 = 48
42 : 7 = 7
8 * 7 + 56
54 : 6 = 9
|
9+9 = 81
36 : 6 = 6
8 * 4 = 32
4 * 6 = 24
|
64 : 8 = 8
9 * 5 = 45
36 : 4 = 9
3 * 7 = 21
|
8. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
9. Следующее задание Знайки
«Кроссворд, друзья, разгадайте!».
- прямоугольник, у
которого все стороны равны (квадрат);
- если к значению
разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое);
- стороны прямоугольника
попарно…(равны);
- великий философ,
его именем назвали таблицу умножения (Пифагор);
- чтобы узнать, на
сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего
меньшее…(вычесть);
- прямая,
которая имеет начало и конец, называют…(отрезок);
- в выражениях со
скобками в первую очередь выполняем действие в…(скобках);
- чтобы узнать, во
сколько раз одно число больше или меньше другого, надо…(разделить);
- царица наук
(математика);
- результат деления
называют значение…(частного).
-прочитайте
ключевые слова, которые у нас получились по горизонтали.
Ключевые слова: решение задач.
10. Работа над задачей. Страница36 № 3.
Решать задачи — это здорово! Неинтересен
урок без задач.
- Разбор и анализ задачи.
- О чём говорится в задаче?
---Какой длины был весь кусок ткани?
-Как его использовали?
-Что сшили из оставшейся ткани?
-Что мы узнаём, зная расход всей ткани и количество пальто? -Запишите
программу решения и решите задачу самостоятельно.
Ключ для проверки решения задачи: 1- 2):
11. Работа в парах сменного
состава. Игра
“Иду в гости”.
Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них
карточки, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление 2-5 , а
с обратной стороны ответ. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им
карточку. Если гость правильно назвал ответ, то эту карточку он берёт с собой и
идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает.
Игра начинается и заканчивается по сигналу.
12.. Домашнее задание
– Выучить таблицы умножения и деления с числом 5, стр. 36 № 5.
13. Итог урока
– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось выполнить все задания
Знайки – математика.. Какие открытия вы для себя сделали сегодня? Какие знания,
приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
Знайка- математик остался вами очень доволен. Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.