УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
Общеобразовательная начальная школа №29 г. Минска
Урок математики по теме:
«Время. Единицы измерения времени.»
4 класс
учителя 1 категории
Карелиной Людмилы Владимировны
Минск 2008
Цель: 1)
повторить обобщить
знания детей о
времени и единицах его измерения
2) отрабатывать умение пользоваться часами
с разными циферблатами
3) воспитывать умение ценить время
Оборудование:
- таблица единиц измерения времени;
- циферблаты механических часов
(1 на парту)
- карточки с заданиями для самостоя-
тельной работы
ХОД УРОКА
1.
Инициализация.
У: Сегодня
мы проведём урок под девизом (девиз записан на доске, дети читают хором)
ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС!
2.
Постановка учебной задачи
У: Чтобы
не терять времени даром, приступим к работе. Начнём с зарядки для ума.
3.
Устный счёт
У: Посмотрите
на примеры. Какое правило необходимо соблюдать, чтобы решить их правильно?
Д:
Порядок действий
На доске:
200 – 80 : 2 + 60 80 х 5 + 50 х 3
300 – 90
: 3 + 70 124 х 4 + 26 х 0
(500 – 260) : 4 х 6
У: Прочти
многозначные числа по цепочке.
(на доске)
35 649 55 301 843 401
841 401
57 422 52 845 921 041 842 000
38 442 38 444 368 542 468 642
У: Как
сравнивать многозначные числа?
Д:
Поразрядно, начиная с самого большого разряда.
Первый столбик сравнивают с объяснением, устно. Второй
– самостоятельно.
На доске вывешены единицы измерения
У: Соотнесите
единицы измерения с величинами.
Для чего нужны эти величины?
Почему есть и большие и маленькие единицы измерения?
Назовите самую большую единицу измерения массы, самую маленькую
единицу измерения длины
У: Составьте
из цифр на доске самое большое число.
На обратной стороне цифр надписи
У: Запишите
полученное число, замените его суммой разрядных слагаемых.
Пока дети пишут, учитель переворачивает цифры
обратной стороной.
4. Новая тема
У: К какой величине относятся эти единицы
измерения?
Д: Время.
На доске
вывешивается тема урока. Учитель объявляет её, формулирует цели и задачи урока.
У: А что такое время?
Д: Часы, минуты , секунды…………..
У: Как вы узнаёте о времени?
Д: По часам, радио, телевизору…………
У: представьте, что часы остановились в вашем
доме, классе, городах, деревнях, везде, где живут люди. Что тогда скажете о
времени? Оно перестанет существовать?
Д: Нет. (объясняют почему)
У: Представьте лес, поляну, шелестят деревья,
летают бабочки, поют птицы, людей нигде нет. А время там есть?
Д: Да. Время существует независимо от нас.
У: По каким признакам мы можем понять о
постоянном движении времени.
Д: День сменяет ночь, времена года…….
У: Наверное для того, чтобы не потеряться во
времени, люди придумали единицы измерения времени. Назовите их в порядке
возрастания. ( 1 ученик расставляет на доске)
Д: записывают в тетрадь.
У: Для чего нужны разные единицы измерения
времени? Что можно измерить в минутах, секундах, веках, годах?
Д: ответы детей.
У: Можно ли время остановить? Можно ли время
потерять? Как ?
Д: ответы детей
У: Послушайте стихотворение о девочке, которая
ничего не успевала.
Д: 1 ученик у доски
У ученицы
Ленцовой Анюты
Вот уже год не
хватает минуты
Сделать зарядку,
заправить кровать
Зубы почистить, пирог
разжевать.
В дырку просунуть
упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус,
успеть на урок,
Больно смотреть на
мученья Анюты.
« Нет ли у вас лишней
минуты?»
У: Чего так не хватало Анюте? Почему?
Д: ответы детей
У: В какой сказке дети не ценили время? Что с
ними произошло?
Д: ответы детей
У: Чтобы это не случилось с нами, продолжим
работу. Составим таблицу единиц времени.
Вспомните и
запишите в тетрадь.
На доске
вывешивается таблица
1 мин =………..с
1 час = ……..мин
1 сут = ……..часа
1 месяц = ...,
….., ……, дней
1 год
=……..месяцев
1 век = ….. лет
|
|
Эту таблицу вы можете найти на форзаце учебника.
У: Пользуясь таблицей, определите,
3часа =
…мин 2 сут = …..часов 2 века = ….лет 5
мин =…..сек
Д: ответы детей
У: Можно ли время услышать? (слушаем тиканье
часов)
Что помогает нам
определить время? Какие бывают часы?
Какими часами
мы пользуемся в наше время?
Д: ответы детей
У: Какие часы называем механическими?
Д: Часы со стрелками.
У: Для чего нужны разные стрелки?
Д: ответы детей
Работа с
циферблатами.
У: Показывает на часах 4 часа. Определите время.
Какое это время суток. Почему разные ответы? На часах со стрелками, называя
время, нужно уточнять время суток.
У: Покажите на циферблатах (работа в парах)
10ч, 7ч, 17ч,
21ч, ( постоянно уточняется время суток, можно попросить детей сказать по
другому: например 21ч это 9 часов вечера)
Когда начинается
отсчёт суток? Покажите на циферблатах 0ч,
Как отсчитывать
минуты на циферблате? Покажите на циферблатах 14ч 30 мин
Д: ответы детей
У: С помощью циферблата решаем задачу.
Вини-Пух был
приглашён в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа(дети
устанавливают стрелки)., прихватив с собой горшочек мёда. 15 минут он добирался
до домикапятачка, 1/6 часа (10мин) уплетал вкуснейший мёд, 10 минут
рассматривал пустой горшочек, ещё 15 минут советовался с мудрой Совой и 10
минут брёл с друзьями к жилищу Ослика. Не опоздали ли герои на праздничный
обед?
( задачу можно
прорешать 2 раза, чтобы проверить правильность выполнения всеми детьми)
У: Пока Вини – Пух с друзьями отдыхают мы тоже
сделаем передышку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У: Продолжим работу. Откроем учебник на стр. 54
№1
Какие часы перед
вами? Какое время показывают электронные часы? Какое это время
суток?
Д: ответы детей
5. Закрепление
У: Какие задачи в математике связаны со временем?
Д: на движение
У: запишите формулу нахождения времени (1 ученик
у доски)
Д: t = S: v ( измеряется
в …..)
Задача на движение
из учебника №4. Дети читают задачу самостоятельно, вслух, анализируют задачу.
Совместно с учителем делают чертёж к задаче .
После анализа
задачи кто может, решают самостоятельно, остальные вместе с учеником,
вызванным к доске.
У: А сейчас задачи на сообразительность:
Четверо играли в
домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Из одного города
в другой самолёт летит 1час 20 минут, а обратно 80 минут. Чем объяснить такую
разницу?
Д: ответы детей
Если позволяет
время, можно здесь провести самостоятельную работу на карточках
СРАВНИ:
2 ч……20 мин
2 ч……..30 мин 2 ч 40 мин……50 мин
2 cут……50
ч 1 ч………10
мин 1 ч 15 мин……60 мин
|
6. Итог урока. Рефлексия.
У: Ребята подведём итог урока. Мы всё успели, со
всем справились почему?
Д: Не теряли время зря.
У: чтобы было понятно, что время потрачено не
зря, закончите фразу:
- Нужно уметь
определять время, чтобы…………….
- Я определяю
время с помощью ………
- Время можно
измерять в ……….
- Чтобы время не
терять, нужно……..
Д: ответы детей
7. Домашнее задание:
У: Полученные знания вы закрепите дома, выполняя
следующие задания:
- выучить таблицу
мер времени
- № 10 стр. 55
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.