Открытый урок математики в 4 «б»
классе.
Учитель: Иванова О.В.
Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер.
Цели урока:
1) Помочь учащимся
осознать ценность изучения темы урока;
2) Обеспечить
условия для формирования умений применять новые знания при решении практических
задач.
3) Создание
благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между
единицами измерения массы
Предметные задачи:
ü Организовать
деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна.
Центнер».
ü Организовать деятельность
учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «масса», «центнер»,
«тонна», способов действий при преобразовании единиц массы; по усвоению
эталона соотношений между единицами массы.
ü Обеспечить
применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.
Задачи,
ориентированные на развитие личности ребёнка:
ü Помочь учащимся
осознать ценность изучения математики, темы урока.
ü Создать
содержательные и организационные условия для развития у школьников умения
анализировать задачи, преобразовывать единицы массы.
ü Содействовать
развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, умение ставить цели
и планировать деятельность.
ü Развивать умение
осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
ü Содействовать
развитию у учащихся умения общаться.
Тип
урока: Урок изучения нового учебного материала
Ход
урока (слайд 1)
I.
Мотивация к учебной деятельности.
- Для чего
необходимо изучать математику? (слайд 2)
Архимед
(около 287-212 до н.э.)
«Математику,
друзья, не любить ни как
нельзя, очень
строгая наука, интересная наука
– эта
математика»
- Как вы понимаете эти
слова? (Кто с детских лет занимается математикой, тот
развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в
достижении цели. Математика –
наука точная. Она требует от каждого из вас хорошо продуманных ответов).
- Определим тему и цель нашего урока. Для этого нам поможет устный
счет и интеллектуальная разминка.
II. Устный счет (фронтальная
работа у доски)
1.
Задача
Одна
конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000
конфет (2000 г)?
–
Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2
кг) (Запишите в тетрадь)
2. Задача
- Исключите из каждого слова одну
букву и найдите математические термины (понятия). Какое
слово «лишнее»? Почему? (слайд 3 )
массаж
долина метро
- Сегодня на уроке
слово «масса» - главное и нужное на нашем уроке. Почему? (слайд 4)
- Чтобы научиться
чему-то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию. (слайд
5)
- Что такое масса? Где в жизни мы
пользуемся этим понятием?
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
(слайд 6) (Запишите это в тетрадь).
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень
маленьких и очень легких предметов)
III.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Логические
задачи: (слайд 7)
·
Внимательно
посмотрите на первый рисунок и подумайте, сколько груш нужно добавить на правую
чашу весов, чтобы весы пришли в равновесие?
·
Чему
равна масса арбуза? Капусты?
- Что вам известно
о соотношении данных единиц массы?
Соотношение
единиц массы: (слайд 8)
·
Подберите
из правого столбика величины, равные величинам в левом столбике.
1 кг 126 г = 126 г 1126 г
3021 г = 3 кг 21 г 30 кг 21
г
10 кг 50 г = 1050 г 10050 г
3 кг 75 г = 3075 г 375 г
Индивидуальное
задание: (слайд 9)
Выразите
массу животных в более крупных единицах массы.
Масса попугая
1234 г = _________________________
Масса удава 123
кг 400 г =_________________________
Масса слона 4680
кг = ____________________________
|
- Выполните задание самостоятельно.
-
Какие результаты получились? (Записываю все варианты решений)
IV.
Выявление места и причины затруднения.
-
Какое задание выполняли?
-
Почему возникли затруднения в последних выражениях? Чем не устраивает имеющийся
эталон?
-
Давайте уточним цель нашего урока. (познакомиться с новыми единицами масса
и установить их взаимосвязь)
V.
Проектирование и фиксация нового знания.
-
Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешивании
очень больших предметов? (слайд 10)
-
Чем воспользуемся, чтобы проверить ваши предположения?
-
Найдите в учебнике нужную информацию. ( Учебник, стр.99 № 430)
1 т (
тонна ) = 1000 кг
1 ц (
центнер ) = 100 кг
-
Запишите. Посчитайте, сколько центнеров содержится в тонне? Граммов в
центнере? (слайд 11)
-
Сможем ли мы, опираясь на этот вывод, выполнить или проверить самостоятельную
работу?
VI.
Первичное закрепление.
- Потренируемся
выполнять действия с новыми единицами измерения массы.
Фронтальная
работа:
·
Учебник,
№ 432 – по цепочке с объяснением;
Физминутка
VII.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Теперь выполните
задания самостоятельно. (слайд 12 ).
24 т 276 кг =
24276 кг 2 т 7 ц = 2700 кг
38 ц 80 кг
= 3880 кг 435000 г = 435 кг
60000 г =
60 кг 16 ц 2 кг = 1602 кг
- Проверьте ( слайд 13 ). Взаимопроверка.
Поставьте знаки «+», если задание выполнили верно, или «?», если
допустили ошибку.
VIII.
Включение в систему знаний и повторение.
[- Где
можем использовать полученные знания?
·
Учебник,
№ 435,436 – по группам.
- Проанализируйте задачу. Оформите
решение задачи.
- Прочитайте ответ задачи. Как выполнили решение?
IX. Рассказ учителя
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой
кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены,
достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается
самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим
весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете
признан синий кит. (Cлайд 14)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки
прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника
синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не
могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это
слон. (Cлайд 15) При
длине 6 м он весит больше 6 тонн.
А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 16)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете
существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 17)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Cлайд 18)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3
т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет –
30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет,
правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
Историческая справка
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас
иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие
вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей) (слайд 19)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах,
поговорках, фразеологизмах
X.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд 20)
- Вспомните тему
урока. Зачем нужно уметь делать перевод единиц измерения массы?
- Оцените свою
работу на уроке. (смайлики ) Всё ли было понятно? Какие возникали
затруднения? Как их преодолеть?
XI.
Домашнее задание: учебник,
№441,445.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.