Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок М. Лермонтов Художественные особенности поэмы "Мцыри"

Урок М. Лермонтов Художественные особенности поэмы "Мцыри"

Скачать материал

Валова Нина Леонидовна

Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова

Цели: 1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Словарь: поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм (синтаксический).

I. Вступительное слово.

О поэзии Лермонтова известный совр. исследователь её Д.Е.Максимов писал:

“Л. – крупнейший представитель рус. и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В рус. лит. Л. принадлежит к числу тех поэтов, кто больше др. отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтич. почерка, неповторимостью поэтич. голоса. Да и сам Л. годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** - “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”):


Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!

Романтическими мотивами пронизаны все произведения Лермонтова.

II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы.

Постановка цели: доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма на основе предшествующего анализа и результатов самостоятельного исследования текста.

Посмотрим, как проявляется худож. маст-во Л., каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт, как с их помощью создаётся образ романт. героя, воплощается ведущая идея. (Запись темы в тетрадях). На доске – канва плана, заполним её по ходу урока. (Запись на доске): План.

1. Лиризм: а) б) 2. Особенности изображения характера героя: а) б) в)

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы:

а) б) в) г) д) е) ё)

 “Мцыри” - романтическая поэма.

- Докажем принадлежность к жанру. (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).

- В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях:

1. Лиризм:а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.

- Каковы особенности изображения характера героя?

2. Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

- В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

- Из каких событий складывается сюжет? с.4

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

- Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

Пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы.

- Прослушаем строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8).

- В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь – монолог).

Это взволнованная речь чел., долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам расск. о св. чувств., и события даны через его восприятие. Рассказ о 3 днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.

- Чтение наизусть строф 17-18. Это - кульминационный момент.

- Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? Переходим к следующему вопросу.

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы. с.5

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать с.6

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущ. гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик, 
Я пламенел, визжал, как он, 
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...”
“В груди моей родился тот 
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности б-бы, муж-ва. С помощью сравн. она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы. В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы...живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”;

2) поэтическое восприятие мира: “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”. с.9

В) Метафоры (Сообщение группы). с.10

“Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” (с.13). “И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...” (с.16). “Бой закипел” (с.17). “Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба...смеялась надо мной!” (с.19). “Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”. “Смутный гул в долине с ветром пробежал...”. “Я тайный замысел ласкал...”. “...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20). “...палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22). “...моя в огне...(рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…” (с.25)

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств. с.11

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). с.12

“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” (с.1).

“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” (с.10). “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11). “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14). “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, к-х недостаёт человеческому обществу. с.13

Д) Инверсия (сообщение группы). с.14

Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обст. Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, 

земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть; в снегах, горящих, как алмаз; ... делал я на воле; для воли ильтюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов...про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы). с.15

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.

“А душу можно ль рассказать?” (с.3). “Знал ли ты разгульной юности мечты?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить! (с.5). “Ты хочешь знать, что видел я на воле?” “Мне было свыше то дано!” (с.6). “Ты хочешь знать, что делал я на воле?” “О, я как братобняться с бурей был бы рад!” “Скажи мне, что средь этих стен  Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8). “Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” (с.9). “Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил – Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15). “Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18). “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19). “Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21). “Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23). с.16

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность. с.17

Ещё один приём создания лиризма – анафора.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы). с.18

“…И с каждым днём приметно вял. И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) (с.2).
“... Я променял бы, если б мог. Я знал 1-й лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть…” (с.3).

Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв 
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать, что видел я на воле?” - “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно…” (с.10).

“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней, 
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!.. (с.20).

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов. с.20

III. Выводы.

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.

Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности. с.21

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.

Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.

В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”. с.22

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Как проявляется мастерство М.Ю.Лермонтова в создании романтического образа Мцыри?” с.23


Валова Н.Л. МБОУ ООШ №5 г. Амурск

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок М. Лермонтов Художественные особенности поэмы "Мцыри""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке решаются задачи: 1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 3963
    • DOCX 34.6 кбайт
    • 85 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Валова Нина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Валова Нина Леонидовна
    Валова Нина Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4114
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 365 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 26 регионов