Инфоурок Русский язык КонспектыУрок литературы в 8 классе"Мцыри как романтический герой"

Урок литературы в 8 классе"Мцыри как романтический герой"

Скачать материал

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

 МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»,

Ввсеволожский район, Ленинградская область

Дудникова Любовь Семеновна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение.

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

 

Цели урока:

Образовательные: 

- познакомить учащихся с историей создания поэмы  «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие: 

- развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

                                                            План урока

 1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока  «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием  романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2.Проверка домашнего здания.

Вопросы:

– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2.1Сообщение «История создания поэмы «Мцыри».

2.2 Работа с презентацией «Поэма «Мцыри» .

Вопросы:

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к поэме»

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. 
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

– Как эпиграф связан с темой произведения?

– Определите идею.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Презентация 2  Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  (Повторение литературоведческих понятий, применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)

Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (То, о чем пишет автор)

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – главная  обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

3. Образ Мцыри как романтического  героя.

- Расскажите кратко о содержании произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Презентация 3 Общая характеристика романтизма

1.Романтизм – художественное направление в литературе, характерное для литературы стран Европы, России  и США и выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.  В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года

2.Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией.

3.Романтический пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

4.Писатели – романтики необычны во всем:

-темы романтических произведений: судьба отечества, памятники  литературы, фольклор

-герои – яркие, незаурядные личности

-сюжет запутанный, овеянный дымкой таинственности

-необычен язык и стиль романтических произведений.

5.Главная ценность романтического героя – его свобода и идеалы.  Романтический герой неотделим от авторского «я» и является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена действительность.

6. Романтическое  двоемирие: стремление романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью  земного. От тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».

Сообщение «Мцыри» - романтический герой».

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

 

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

-В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

-Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

1.                  Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1 группа)

2.                 
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)

3.                  Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (3 группа)

4.                  Выучить понравившийся отрывок наизусть (1 главу)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 8 классе"Мцыри как романтический герой""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение.

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:Образовательные: 

- познакомить учащихся с историей создания поэмы  «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие: 

- развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2015 601
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Варава Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Варава Ирина Михайловна
    Варава Ирина Михайловна
    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30209
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека