Цели урока:
Обучающая: проследить традицию
изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения
характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до
детей мысль, что есть унижение, которое возвышает.
Развивающая: привить навыки
передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать
умения выразительного и осмысленного чтения.
Воспитывающая: воспитывать
интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные
начала; прививать культуру умственного труда.
Тип урока: Урок
обобщения полученных знаний.
Оборудование:
1. Компьютер,
проектор;
2. Сетка из
карточек с вопросами;
3. Иллюстрации
к повести Н.В.Гоголя «Шинель».
4. Карточки-задания.
Эпиграф:
«Все мы вышли из
«Шинели» Гоголя»
Ф.М.Достоевский.
Ход
урока.
1.
Организационный этап.
В 1842 году в третьем
томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который
вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал
афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что
Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века
вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой
личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к
преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании
художественных деталей и
символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Сегодняшний урок мы проведём в форме телевизионного проекта «Своя игра». Дома
вы прочитали повесть, ответили на вопросы, чтобы на примере повести «Шинель»
вспомнить всё, что мы знаем по теме «маленький человек» в художественной
литературе. На уроке поближе познакомимся с главным героем, постараемся
ответить на вопросы викторины.
2. Игра.
Теория литературы
|
100
|
200
|
500
|
Н.В.Гоголь
|
100
|
200
|
300
|
Акакий Акакиевич
|
100
|
200
|
300
|
Маленький человек
|
100
|
200
|
500
|
Шинель
|
100
|
200
|
300
|
Теория литературы
100 Метафора,
эпитет, гипербола, антитеза, сравнение. Какое общее понятие их объединяет? (изобразительно-выразительные
средства языка)
200 К какому из
трёх родов литературы принадлежит произведение Н.В. Гоголя «Шинель»? (Эпос,
т.к. это повесть).
500 КОТ В МЕШКЕ!!!
К какому литературному направлению относится творчество Н.В. Гоголя? (Натуральная
школа).
Н.В. Гоголь
100 Как вы
понимаете слова «Я брат твой!», вложенные Гоголем в уста Акакия Акакиевича
Башмачкина?
(Главный
герой погиб от бездушия окружающих - Значительное лицо, сослуживцы,
надсмехающиеся над его любовью к красоте букв -а он им твердил: “Я брат твой!”.
Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об
этом помнить).
200 Почему
главного героя «Шинели» Гоголь называет «дважды незлобливым»? (Имя
“Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество,
то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед
и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в
переписывании бумаг…)
300 С каким
насекомым Н.В. Гоголь сравнивает главного героя? В тексте оно упоминается
дважды. (Муха)
Акакий Акакиевич
100 Вспомните, где
происходят описываемые Гоголем события (место действия)? (Петербург)
200 Задание у
доски.
Восстановите
распавшуюся композицию произведения.
Экспозиция –
Гоголь даёт подробное жизнеописание героя (внешний вид, внутренний мир,
увлечения, отношения с окружающими), чтобы познакомить читателя с Башмачкиным.
Завязка –
появилась необходимость заменить старую шинель на новую.
Кульминация –
визит к «значительному лицу», которое не поняло трагедии «маленького человека».
Развязка – смерть
главного героя.
Эпилог
(постпозиция) – фантастическая концовка, будто призрак Башмачкина ходит по
городу и снимает шинели с богатых горожан.
300 В каком
департаменте служил Башмачкин? (Одном)
Маленький человек
100 Отчего,
по-вашему, умер Акакий Акакиевич? (Главный герой
погиб от бездушия окружающих - Значительное лицо, сослуживцы, надсмехающиеся
над его любовью к красоте букв. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он
умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира).
200 Как Н.В.
Гоголь подчёркивает типичность героя и ситуации? (“…служил
в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого
никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не
исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий
Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных
чиновников).
500 В
каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького
человека”? (А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник
четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже
единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные
мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный,
обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала
ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов
к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в
изображении “маленького человека”).
Шинель
100 Какой мех был
выбран на воротник шинели? (Кошка)
200 С помощью чего
Акакий Акакиевич накопил на новую шинель? (Шинель для Акакия Акакиевича
не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его
жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет
ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с
каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме
этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по
мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя
домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате.
Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).
300 КОТ В МЕШКЕ!!!
Как называли коллеги старую шинель Башмачкина? (Капот, сравнивали со старым
халатом).
3.РЕФЛЕКСИЯ.
-Актуальна ли
проблема «маленького человека» в наши дни?
- А как должно
быть в жизни?
- Чего не хватало
окружающим?
(Гуманизм.
Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и
проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки
общественных отношений)
Заключительное
слово учителя:
И в заключение
нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картины и иллюстрации к повести
«Шинель». Гоголь рисует нам образ «Маленького человека». Для Башмачкина новая
шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся,
прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой
вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать
надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои
убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения,
чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в
нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице,
идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. А он им твердил:
“Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”,
“Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними!”. Давайте об этом помнить.
Каждому ученику предлагается
заполнить карточку и поставить себе отметку.
1. Доволен ли
тем, как прошёл урок?
2. Было ли
тебе интересно?
3. Сумел ли
ты получить новые знания?
4. Ты был
активен на уроке?
5. Ты с
удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Учитель
был внимателен к тебе?
7. Ты сумел
показать свои знания?
4. Домашнее задание:
Этап
информировании учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать
мини-сочинение
«Тема «маленького
человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Список
литературы:
1. Литература. В.Я. Коровина. Учебное пособие,
ч.1.Москва, «Просвещение», 2010.
2. Интернет
ресурсы: сайты писателей.
3. Краткий словарь литературоведческих
терминов, под ред. Л.И. Тимофеева, С.В Тураева, Москва, Просвещение, 1985.
4. Литература в таблицах и схемах.
Мещерякова М.И. Айрис-пресс, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.