Инфоурок Литература Другие методич. материалыУрок литературы в 8 классе

Урок литературы в 8 классе

Скачать материал

Цели урока:

Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает.

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.

Оборудование: 

1.     Компьютер, проектор;

2.     Сетка из карточек с вопросами;

3.     Иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Шинель».

4.      Карточки-задания.

Эпиграф:                                                                

                                                              «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                             Ф.М.Достоевский.

                                                                 

Ход урока.

1. Организационный этап.

                   В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?  Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Сегодняшний урок мы проведём в форме телевизионного проекта «Своя игра».  Дома вы  прочитали повесть, ответили на вопросы, чтобы на примере повести  «Шинель»  вспомнить всё,  что мы знаем по теме «маленький человек» в художественной литературе. На уроке поближе познакомимся с главным героем, постараемся ответить на вопросы викторины.

2. Игра.

Теория литературы

 

100

 

200

 

500

 

Н.В.Гоголь

 

100

 

200

 

300

Акакий Акакиевич

 

100

 

200

 

300

Маленький человек

 

100

 

200

 

500

 

Шинель

 

 

100

 

200

 

300

 

Теория литературы

100 Метафора, эпитет, гипербола, антитеза, сравнение. Какое общее понятие их объединяет? (изобразительно-выразительные средства языка)

200 К какому из трёх родов литературы принадлежит произведение Н.В. Гоголя  «Шинель»? (Эпос, т.к. это повесть).

500 КОТ В МЕШКЕ!!! К какому литературному направлению относится творчество Н.В. Гоголя? (Натуральная школа).

 

Н.В. Гоголь

100 Как вы понимаете слова «Я брат твой!», вложенные Гоголем в уста Акакия Акакиевича Башмачкина? (Главный герой погиб от бездушия окружающих -  Значительное лицо, сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв -а он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить). 

200 Почему главного героя «Шинели» Гоголь называет «дважды незлобливым»? (Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…)

300 С каким насекомым Н.В. Гоголь сравнивает главного героя? В тексте оно упоминается дважды. (Муха)

 

Акакий Акакиевич

100 Вспомните, где происходят описываемые Гоголем события (место действия)? (Петербург)

200 Задание у доски.

Восстановите распавшуюся  композицию произведения.

Экспозиция – Гоголь даёт подробное жизнеописание героя (внешний вид, внутренний мир, увлечения, отношения с окружающими), чтобы познакомить читателя с Башмачкиным.

Завязка – появилась необходимость заменить старую шинель на новую.

 Кульминация – визит к «значительному лицу», которое не поняло трагедии «маленького человека».

Развязка – смерть главного героя.

Эпилог (постпозиция) – фантастическая концовка, будто призрак Башмачкина ходит по городу и снимает шинели с богатых горожан.

300 В каком департаменте служил Башмачкин? (Одном)

 

Маленький человек

100 Отчего, по-вашему, умер Акакий Акакиевич? (Главный герой погиб от бездушия окружающих -  Значительное лицо, сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира).

200 Как Н.В. Гоголь подчёркивает типичность героя и ситуации? (“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников).

500 В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”? (А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

 

Шинель

100 Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)

200 С помощью чего Акакий Акакиевич накопил на новую шинель? (Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

300 КОТ В МЕШКЕ!!! Как называли коллеги старую шинель Башмачкина? (Капот, сравнивали со  старым халатом).

 

3.РЕФЛЕКСИЯ.

-Актуальна ли проблема «маленького  человека» в наши дни?

- А как должно быть в жизни?

- Чего не хватало окружающим?

(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

 

Заключительное слово учителя: 

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картины и иллюстрации к повести «Шинель».  Гоголь рисует нам образ «Маленького человека». Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. 

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

1.     Доволен ли тем, как прошёл урок?

2.     Было ли тебе интересно?

3.     Сумел ли ты получить новые знания?

4.     Ты был активен на уроке?

5.     Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6.     Учитель был внимателен к тебе?

7.     Ты сумел показать свои знания?

 

4. Домашнее задание:

Этап информировании учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Написать мини-сочинение

«Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

 

 

 

 

Список литературы:

1. Литература. В.Я. Коровина. Учебное пособие, ч.1.Москва, «Просвещение», 2010.

2. Интернет ресурсы: сайты писателей.

 

3. Краткий словарь литературоведческих терминов, под ред. Л.И. Тимофеева, С.В Тураева, Москва, Просвещение, 1985.

 

4. Литература в таблицах и схемах. Мещерякова М.И. Айрис-пресс, 2012.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-игра в форме телевизионного проекта "Своя игра" по творчеству Николая Васильевича Гоголя. Опережающее домашнее задание - прочитать повесть "Шинель", ответить на вопросы в учебнике. Урок обобщения изученного материала. Анализ произведения в игровой форме. Класс делится на три команды. На доске таблица с категориями и стоимостью вопросов (пять категорий, стоимость вопросов от 100 до 500 в зависимости от сложности). Среди вопросов есть три "кота в мешке" - команда отдаёт вопрос любой другой команде по своему выбору, если ответ неверный, то баллы уходят в копилку команды, нашедшей "кота в мешке". Право первыми выбрать вопрос разыгрывается, либо тянется жребий. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 116 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 512
    • DOCX 27.7 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Едунова Анна Размиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Едунова Анна Размиковна
    Едунова Анна Размиковна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 66833
    • Всего материалов: 32

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек