Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Скачать материал

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Башкирский лицей-интернат №3» городского округа г.Стерлитамак РБ Машталлер Р.Х.

Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Цели:

1. Образовательные:

·        актуализировать имеющиеся знания о жанровой специфике произведения;

·        совершенствовать навыки анализа художественного текста;

·        подвести учащихся к пониманию идейного содержания произведенияА.Платонова.

 2. Развивающие:

·        взаимосвязанное развитие эмпирического и аналитического мышления учащихся;

·        формирование аналитических умений, монологической и диалогической речи как основы межличностной коммуникации.

3. Воспитательная:

·        продолжить формирование ценностных ориентаций, связанных с понятиями милосердие, сострадание, терпимость.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

 

Слово учителя:

- Предметом нашего разговора будет произведение А. Платонова «Неизвестный цветок».

- Дайте лексическое толкование слова «неизвестный», подберите к нему синонимы.

- Как определяет лексическое значение слова «неизвестный» толковый словарь?

Слово имеет три значения, но для нас интересно одно: «такой, о котором нет сведений, который не определен, не изучен».

- Общеизвестно, что на протяжении веков люди сделали множество важных открытий: континенты, острова, древние цивилизации, новые виды растений, и каждое из них имеет свое название. Новые открытия не остаются безымянными, но при подготовке к уроку мною было  обнаружено в Интернете интересное фото « Неизвестный цветок»,  действительно, он нам не знаком. (Слайд)

Мне думается, что он уже получил свое название, а вот Андрей Платонов не дал названия герою своего произведения. Это главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ. И поможет нам в этом тема сегодняшнего урока: «Из зерна доброты – цветок добра».

 - Попробуйте сформулировать цель урока.

- В процессе анализа художественного произведения нам предстоит осмыслить идейное содержание платоновского текста, углубить знания о жанровом своеобразии  произведения, познакомиться с таким понятием, как проект.

- Достичь поставленной цели нам поможет загадочное платоновское слово.

- Произведение прочитано. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие, которые не оставили равнодушными?

- Жанр произведения обозначен необычно – сказка–быль, знакомы ли вам подобные произведения?

М.Пришвин «Кладовая солнца»: лет двести тому назад ветер-сеятель принес в Блудово болото два семечка…»

- Сказка – быль… Как вы понимаете значение слова «быль»?

Быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле.

- Что в описании цветка от были, а что – сказочное?

У любого цветка есть стебель венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование.

- Цветок из сказки–были А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей, способностью говорить.

- Где жил цветок?

- Каков был пустырь, на который попало семечко? Назовите эпитеты, характеризующие его.

Старые серые камни, голый каменный пустырь, сухая мертвая глина.

 - Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите слова, подтверждающие ваши наблюдения.

Не просто скучал – ему было очень одиноко. «Он рос один на пустыре… Лишь один ветер гулял по пустырю», « Меня никто не зовет»; ему не просто было трудно – жизнь его была тяжелой: «нечем ему было питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и е проникали до его корня…»; он страдал, он отчаянно боролся за жизнь: « Он поднимал листья против ветра…всю ночь сторожил  росу и собирал её по каплям…»

- Какими качествами наделен платоновский цветок?

- Да это ваше понимание, а каково авторское отношение к цветку? Найдите в тексте слова, помогающие определить это отношение.

Стебелёчек, венчик, жилки, травка и др. – слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами выражают сочувственное отношение автора к цветку.

Художественный текст – это сложный организм, в котором взаимодействуют разные уровни языка: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический.

- Над каким уровнем текста мы работали?

Лексическим.

- Обратимся к морфологическому уровню. Предлагаю вам поработать с текстом, распределите слова, имеющие отношение к семечку и цветку.

На экране:


Семечко

П - - - - - - - -

Т - - - - - - -

Н - - - - - - - - -

В - - - - - -

 

 

Цветок

 Ж - - -

             Р - -

             С - - - - - - -

             С - - - - - -

             Т - - - - - - -

             Р - - - - - - - -


 

 

Слова для справок:  приютилось, томилось, напиталось, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался.

- Определите вид глаголов, относящихся к цветку.

Несовершенный вид – действие показано во времени, оно не завершено.

- Как это помогает в раскрытии идеи произведения?

Цветок жив, красота вечна.

- Идею произведения помогают проявить не только разные уровни организации текста, но и символы. Общеизвестно, что символ – это условное обозначение какого-либо понятия, идеи. Вам предстоит работа в группах, ваша задача – создать свою модель неизвестного цветка. Представьте себе милый вашему сердцу уголок родного края – края поющих родников, цветущих лугов.

- Наша задача – создать свою модель Неизвестного цветка и рассказать историю его жизни. Создайте свой чудо-цветок!

(Материал, необходимый для создания модели цветка: изготовленные из цветной бумаги лепестки разной конфигурации, цвета; листья, стебли -предлагается ребятам. Разрозненные компоненты они объединяют в единое целое в зависимости от идеи,  которую должны защитить.)

- Наделите свой цветок необычными эпитетами, вдохните в него жизнь, дайте ему название, озвучьте смысл его существования.

(Через несколько минут ребята, увлеченно и вдохновенно работавшие в группах, защищают свои проекты; на доске остаются прикрепленные модели цветков).

- Какая замечательная у нас получилась поляна, все цветы на ней получились разные, непохожие. И А. Платонова цветок не похожий на других.

- Отчего на других непохожий? В чем эта непохожесть?

Возможно, причина ее в неординарности таланта самого писателя, трудной судьбе. Андрей Платонов так и не увидел в печати многие свои произведения, среди них «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». Он перенес лишения и несправедливость, выпавшие на его долю, потому что он, мастер-писатель, на других не похожий, как и герои его произведений. Писатель считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - « из смерти работать жизнь».

- В каком произведении А. Платонова есть схожая судьба?

«Юшка.

- Что роднит платоновских героев?

«Да что ты, такой блажной, непохожий ходишь», «А отчего ты на других непохожий?..»,  «Я тоже всему свету нужен», «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть», - оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил. Оба продолжают жить после смерти.

Согласно образцу синквейна, посвященного Юшке, составьте синквейн, посвященный Неизвестному цветку:


Человек –

Заботливый, терпеливый.

Любит, жертвует, прощает.

Несет добро людям.

Юшка.

Растение –

Маленькое, безымянное.

Преодолевает, борется, живет.

Дарит радость людям.

Цветок.


 

- Хочется добавить неизвестный цветок. Почему писатель оставил его безымянным? (Чтение эпиграфа)

Деятельное добро, по Платонову, не требует имени!

- Известно, что этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним, уже будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти, подарив его своей шестилетней дочке Маше.

 - Можно ли считать его завещанием? Каким? Ведь не яхты и виллы оставил писатель в наследство.

Духовным завещанием!

- Так что же завещал писатель людям?

Быть мужественными и упорными в преодолении трудностей,  милосердным и великодушным по отношению ко всему живому на земле.

- Сегодня мы познакомились с платоновским цветком, с вашими цветами, а я хочу подарить вам свой цветок, пусть он послужит эстафетой добра. (Слайд)

Эстафета добра начинается с каждого из нас!

Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра «О чем мог бы рассказать цветок?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

При подготовке у уроку были учтены требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса, предполагающие развитие умений устного пересказа, анализа и комментария прочитанного, подготовки индивидуальной характеристики героя, развития диалогической и монологической речи. Тип урока - комбинированный. Выбор структуры и темпа проведения урока определялся возврастными и психологическими особенностями учащихся раннего подросткового периода: повышенная активность, стремление выделить себя на фоне сверстников, пытливость ума. Привлечение инновационных образовательных технологий: технологии критического мышления, проектной деятельности, системно-деятельностного подхода.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 570 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по литературе на тему "Слово о полку Игореве. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи" (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.
  • Тема: «Слово о полку Игореве»
  • 29.12.2020
  • 1651
  • 44
«Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.09.2020 477
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Массальская Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66788
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек