Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 7 классе по произведению Л.Н. Толстого

Урок литературы в 7 классе по произведению Л.Н. Толстого

Скачать материал

Учитель: Закирова  Н.И.

Предмет: литература

Класс: 7

 

Тема:  «Взаимоотношения взрослых и детей» (по произведению Л.Н. Толстого «Детство»)

Цель:  расширить понятия (на конкретном примере) «сочувствие», «сострадание», «согласие», «благодарность»; приблизить ребят к герою и вместе с ним прожить, прочувствовать данную ситуацию; определить, что включает в себя закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем.

Ход урока: I. Слово учителя: Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрыми, и небо было выше, и трава зеленее. О людях добрых чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребёнком.

Почему это происходит? Что особенного в мире детства?

А поможет в этом нам цветик-семицветик. С помощью него мы постараемся ответить на вопрос: «С кем и с чем тесно связано наше детство?

(В лепесточках цветика – семицветика ребята записывают слова: родные, дом, игры, шалости, любимые праздники, радости, огорчения и т.д.)

 

II. После заполнения цветика – семицветика ребята определяют тему урока, т.е. то, о чём мы сегодня будем говорить (о детстве, о взаимоотношении со взрослыми).

 

III. Работа с текстом.

 - Знакомо ли вам имя главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство»? (Николенька Иртеньев).

Я предлагаю вам, ребята, понаблюдать за тем, как у него складывались отношения со взрослыми? Какие воспоминания остались у него, что сохранил он в своей душе? И что особенного в мире детства?

(Чтение главы «Классы» по цепочке и беседа по вопросам (в руках у ребят простые карандаши, т.к. будет идти параллельно работа со словами, значение которых у них лежат на партах).

- Что больше всего обидело Карла Иваныча, что огорчает его больше всего? (отсутствие благодарности)

- Найдите слова, объясняющие, на кого и за что до слёз обижен старый учитель? (От слов: «да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? Где благодарность?... до слов: «Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба . . .не так ли, Николай?»)

- Представьте себе, что вы так же как и Николенька случайно услышали отрывок этого разговора. Конечно, подслушивать нехорошо, но мы вместе с героем поняли, что в этом благополучном, прекрасном доме происходят какие-то грустные, тяжёлые события. Какие?

Наталья Николаевна, мать Николеньки, которую любит и уважает Карл Иваныч, судя по словам, не имеет решающего голоса в доме. Всё решают «иные люди». Кто же? (Отец).

- Найдите строчки, показывающие, что Николенька понял всё, что сказал Карл Иваныч. Как мальчик понял горе учителя? (Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласия»

- Работа со словарными словами (благодарность, неблагодарность, привязанность, самопожертвование, сопереживание, сострадание, согласие, сочувствие)

 - По ходу прочтения, ребята обращаются к главе №1 и №2 (они отмечают воспоминания Николеньки

 о маме (Наталье Николаевне): какой представляется матушка герою повести? Когда её лицо становилось ещё лучше?

об отце (Петре Александровиче): что было характерно для него:

                                                             - отношение с другими людьми,

                                                             - особенности его одежды,

                                                             - отношение к музыке, книгам,

                                                             - умение говорить

IV. Вывод. Записать в тетрадь закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем и внушённый его ученикам: «Из всех пороков самый тяжёлый есть НЕБЛАГОДАРНОСТЬ»

Это, действительно, закон, и, как все законы жизни, его необходимо соблюдать.

V. Домашнее задание. Прочитать главу «Наталья Савишна», ответить на вопросы №2, №5.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе по произведению Л.Н. Толстого"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учитель: Закирова  Н.И.

Предмет: литература

 

Класс: 7

Тема:  «Взаимоотношения взрослых и детей» (по произведению Л.Н. Толстого «Детство»)

 

Цель:  расширить понятия (на конкретном примере) «сочувствие», «сострадание», «согласие», «благодарность»; приблизить ребят к герою и вместе с ним прожить, прочувствовать данную ситуацию; определить, что включает в себя закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем : «Из всех пороков самый тяжёлый есть НЕБЛАГОДАРНОСТЬ» 

Это, действительно, закон, и, как все законы жизни, его необходимо соблюдать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 612
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Закирова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Закирова Надежда Ивановна
    Закирова Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25741
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе