Учитель: Закирова Н.И.
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: «Взаимоотношения взрослых и детей» (по произведению Л.Н.
Толстого «Детство»)
Цель: расширить понятия (на конкретном примере) «сочувствие»,
«сострадание», «согласие», «благодарность»; приблизить ребят к герою и вместе с
ним прожить, прочувствовать данную ситуацию; определить, что включает в себя
закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем.
Ход урока: I. Слово
учителя: Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят,
что во времена их детства и люди были добрыми, и небо было выше, и трава
зеленее. О людях добрых чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе.
Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был
ребёнком.
Почему это происходит? Что особенного в мире детства?
А поможет в этом нам цветик-семицветик. С помощью него мы постараемся
ответить на вопрос: «С кем и с чем тесно связано наше детство?
(В лепесточках цветика – семицветика ребята записывают слова:
родные, дом, игры, шалости, любимые праздники, радости, огорчения и т.д.)
II. После заполнения цветика – семицветика
ребята определяют тему урока, т.е. то, о чём мы сегодня будем говорить (о
детстве, о взаимоотношении со взрослыми).
III. Работа с текстом.
- Знакомо ли вам имя главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство»? (Николенька
Иртеньев).
Я предлагаю вам, ребята, понаблюдать за тем, как у него складывались
отношения со взрослыми? Какие воспоминания остались у него, что сохранил он в
своей душе? И что особенного в мире детства?
(Чтение главы «Классы» по цепочке и беседа по вопросам
(в руках у ребят простые карандаши, т.к. будет идти параллельно работа со
словами, значение которых у них лежат на партах).
- Что больше всего обидело Карла Иваныча, что огорчает его больше всего?
(отсутствие благодарности)
- Найдите слова, объясняющие, на кого и за что до слёз обижен старый
учитель? (От слов: «да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где
обещания? Где благодарность?... до слов: «Оттого, что меня не будет, они не
разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба . . .не так ли,
Николай?»)
- Представьте себе, что вы так же как и Николенька случайно услышали
отрывок этого разговора. Конечно, подслушивать нехорошо, но мы вместе с героем
поняли, что в этом благополучном, прекрасном доме происходят какие-то грустные,
тяжёлые события. Какие?
Наталья Николаевна, мать Николеньки, которую любит и уважает Карл
Иваныч, судя по словам, не имеет решающего голоса в доме. Всё решают «иные
люди». Кто же? (Отец).
- Найдите строчки, показывающие, что Николенька понял всё, что сказал
Карл Иваныч. Как мальчик понял горе учителя? (Я сочувствовал его горю, и мне
больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли
друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы
восстановить между ними согласия»
- Работа со словарными словами (благодарность, неблагодарность,
привязанность, самопожертвование, сопереживание, сострадание, согласие,
сочувствие)
- По ходу прочтения, ребята обращаются к главе №1 и №2 (они отмечают
воспоминания Николеньки
о маме (Наталье Николаевне): какой представляется матушка герою повести?
Когда её лицо становилось ещё лучше?
об отце (Петре Александровиче): что было характерно для него:
-
отношение с другими людьми,
-
особенности его одежды,
-
отношение к музыке, книгам,
- умение
говорить
IV. Вывод. Записать в тетрадь закон жизни,
сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем и внушённый его ученикам: «Из
всех пороков самый тяжёлый есть НЕБЛАГОДАРНОСТЬ»
Это, действительно, закон, и, как все законы жизни, его необходимо
соблюдать.
V. Домашнее задание. Прочитать главу «Наталья
Савишна», ответить на вопросы №2, №5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.