Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 7 классе на тему: "Н.Рубцов. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной"

Урок литературы в 7 классе на тему: "Н.Рубцов. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Н. РУБЦОВ Нерасторжимая связь человека с природой и Родиной..docx

                     УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

 

 

 

 

         Н. РУБЦОВ

 

 

 

      НЕРАСТОРЖИМАЯ СВЯЗЬ

 

                 ЧЕЛОВЕКА С

                                   
           ПРИРОДОЙ И РОДИНОЙ

 

 

 

 

                                                              Подготовила

                                                              учитель русского языка и

                                                              литературы

                                                              МКОУ Подгоренской СОШ №1

                                                              Проценко Валентина

                                                              Александровна


Тема:     Николай Рубцов (1936-1971)

                Нерасторжимая связь человека с природой и Родиной.

 

Цели и задачи:

1.     Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова.

2.     Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию, словесному рисованию.

3.     Продолжить обучение методом исследовательской деятельности.

4.     Формировать умение определять художественную идею, композицию лирического произведения, давать оценку, соотносить с произведениями других писателей, сходными по тематике.

5.     Развивать умение владеть монологической и диалогической речью (устной и письменной), ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писателю, создавать речь-обращение.

6.     Воспитывать любовь к родной природе, Родине.

 

Метод – исследование с элементами интегрирования.

 

Оформление урока:  

1)портреты Н. Рубцова;

2)иллюстрации художника Л.Д. Бирюкова к стихотворениям, репродукции картин родной природы И. Левитана, В. Поленова, А.Саврасова;

3) выставка картин из природного материала с пейзажными зарисовками, изготовленных бывшими учениками школы;

4) музыкальное оформление:

- песня «В горнице» на стихи Н. Рубцова;

5) плакаты с цитатами:

 

Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

                                       Надпись на одной из дощечек Лосиного Острова

 

Родник, природа, Родина, народ – слова одного корня.

                                                                                                      Д. Лихачев

 

Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины.

 

Ход урока.

 

I.                              Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, в 5 и 6 классах не раз обращались к стихам русских поэтов, живших в разное время. Но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью. (Обращение к выставке картин и к репродукциям.)

Стихи поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – великое чудо, но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому и внимательному.

Постараемся же стать такими!

Сегодня мы обратимся к творчеству известного вам поэта Николая Михайловича Рубцова. (Запись в тетрадях темы урока.) (Слайд 2)

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Г. Горбовского:

«Россия, Русь! Храни себя, храни!..»

Так написать мог только истинный

поэт, живший болью своей эпохи,

                                   патриот земли родной в самом

                                   высоком смысле этого слова…

II.                           Выразительное комментированное чтение статьи  учебника о писателе (с. 159-160).

Вопросы к I части:

- какова главная тема творчества Н. Рубцова?

- что он стремится раскрыть в человеке?

Вопрос ко II части:

- Почему спустя десятилетия после смерти поэта по-прежнему живы строки его стихов?

 

III. Слово учителя. (Слайд 3)

В письме Рубцова к поэту А.Яшину есть такие строчки: «…За полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и плохие, и есть вроде ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет, и столько же будут жить после нас…»

Среди этих стихотворений «Звезда полей».

    

IV. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником

     стихотворения «Звезда полей». (Музыкальное сопровождение). (Слайд 4)

    

V. Исследовательская работа.

1. Внимательно перечитайте стихотворение. Оно называется «Звезда

полей». О какой звезде идет речь?

 

2. Как вы думаете, символом чего является «Звезда полей» для автора?

(Это символ Родины, света, доброты, душевного спокойствия. Это маяк для одиноких, ищущих дорогу во мраке.)

3. Вспомним строки из письма Н. Рубцова А. Яшину и найдем слова

эмоционально-образного, духовного содержания.

(Звезда полей, заледенелая мгла, сон родины, минуты потрясений, осеннее

золото, зимнее серебро, тревожные жители земли, приветливый луч).

 

4. У Рубцова в стихотворении отсутствуют цветовые детали, за

исключением устойчивых традиционных сочетаний - осеннее золото и

зимнее серебро. Отсутствие света возмещается стихией света: мгла, горит

(слово повторяется в стихотворении 5 раз, как и звезда), не угасая, луч,

 свет, белый, восходит.

Чтобы отметить у Рубцова отсутствие цвета, воспользуемся

репродукциями картин родной природы И. Левитана, В. Поленова,

А.Саврасова, Л. Бирюкова (в учебнике), гравюрами. Выберите, что из

произведений живописи можно сравнить со стихотворением Рубцова.

(Для лирики Рубцова  характерно графическое изображение природы).

 

5. Какой главный образ в этом стихотворении? (Звезда полей).

В первых трех строках центральный образ начинает первую строку. В

 четвертой строке он в несколько измененном виде также присутствует, но

уже в заключительном стихе: «Горит, горит звезда моих полей…» Как

называется этот прием художественной выразительности? (Анафора –

единоначатие). Говоря о строении  стихотворения, мы отмечаем его

анафоричную  композицию (построение).

6.Назовите другие средства выразительности, используемые Рубцовым в этом стихотворении.

(Эпитеты – мгла заледенелая, луч приветливый, жители тревожные.

 Метафоры – горит над золотом осенним, сон окутал родину мою.

Олицетворение – звезда…, остановившись, смотрит в полынью)

        7.Какие еще образы повторяются в стихотворении Н. Рубцова? (Родина,

земля, белый свет).

8.Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб с перрихиями (стопа ямба или хорея с пропущенными ударениями))

9.Определите рифму. (Мужская и женская, перекрёстная)

 

      Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено Василию Белову. Давайте прочитаем отрывок из рассказа писателя «На родине», не без влияния которого создано стихотворение Н. Рубцова:

(Слайд 5)

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей землей тишиной!».

                                                     (Слайд 6)

Рассказ В. Белова – великолепный образец лирической прозы (вспомните стихотворение в прозе И.С. Тургенева, уже известные вам).

VI.                         Выразительное чтение стихотворения учителем. (Репродукция картины Левитана «Над вечным покоем» Слайд 7).

VII.                     Исследовательская работа.

1.     Какому стихотворению, помещенному на страницах учебника, близко по тональности стихотворение Н. Рубцова? (Есенин «Разбуди меня завтра рано…» с.111).

2.     Что общего в стихотворении Рубцова и в рассказе В. Белова? (Они объединены общей темой (возвращение  на родину)  и общим чувством людей, выросших и живущих на северной земле, выстраданным ими в долгих поисках:

С каждой избою и тучею,

С громом,  готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.)

3.     Что еще постоянно возвращает поэта к родным краям?

(Память о матери. Слайд 8).

4.     Хочется отметить еще одну особенность поэзии Рубцова: важность первой строки. Она предстает своего рода камертоном, определяющим звучание всего произведения, задает тональность, мелодию.

«Тихая моя родина» откликается неоднократно в стихотворении: тихо проехал обоз, тихо ответили жители (этот постоянный эпитет лейтмотивом проходит через стихотворение).

5. Каково настроение этого стихотворения? (Настрой элегический, вызванный невозмутимой тишиной).

(Запись в тетради. Слайд 9)

Элегия – жанр лирической поэзии, которому свойственно грустное настроение, интимность, мотивы разочарования, одиночество.

6. Представьте, что вам предстоит проиллюстрировать стихотворение Н. Рубцова. Расскажите, что будет изображено на вашем рисунке. Запишите ключевые слова и словосочетания. (Ивы, река; погост на берегу реки; заросший, заболоченный берег реки; деревянная школа с новым забором; туманная речка; избы деревенские).

7. На стихи Рубцова написано разными композиторами более 120 песен. Закончим урок музыкальным воплощением стихотворения Рубцова – песней «В горнице».

8. Вы часто слышите слова о любви к природе. Что, по- вашему мнению, значит любить родину? (обращение к плакатам с цитатами).

9. В наши дни вопрос о выживании человека на Земле напрямую связан с выживанием природы. Какая здесь связь? Аргументируйте свой ответ?

 

IX. Подведение итогов.

 X. Домашнее задание: написать сочинение «Тихая лирика» Н.Рубцова».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе на тему: "Н.Рубцов. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Рубцов.pptx

Скачать материал "Урок литературы в 7 классе на тему: "Н.Рубцов. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • НИКОЛАЙРУБЦОВСоставитель: учитель русского языка и литературы...

    1 слайд

    НИКОЛАЙ
    РУБЦОВ
    Составитель: учитель русского языка и литературы
    МОУ Подгоренской СОШ №1
    Проценко Валентина Александровна

  • «Россия, Русь! Храни
 себя, храни!..»
Так написать мог 
только истинный
поэт,...

    2 слайд

    «Россия, Русь! Храни
    себя, храни!..»
    Так написать мог
    только истинный
    поэт, ,живший болью
    своей эпохи,
    патриот земли родной
    в самом высоком
    смысле этого слова…
    Г. Горбовский

  • «За полтора месяца написал около  сорока стихотворений. В основном
О природе,...

    3 слайд

    «За полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном
    О природе, есть и плохие, и есть вроде ничего. Но писал по-другому,
    Как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного
    Эмоционально - образного содержания, которые звучали до нас сотни
    Лет и столько же будут жить после нас…»
    Н.Рубцов – А.Яшину

  • ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

    4 слайд

    ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

  • «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забеле...

    5 слайд

    «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
    Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
    Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей землей тишиной!».

  • 6 слайд

  • Левитан «Над вечным покоем»

    7 слайд

    Левитан «Над вечным покоем»

  • «

    8 слайд

    «

  • Элегия – жанр лирической поэзии, которому свойственно грустное настроение, ин...

    9 слайд

    Элегия – жанр лирической поэзии, которому свойственно грустное настроение, интимность, мотивы разочарования, одиночество.

  • ИСТОЧНИКИ:
http://img1.liveint...

    10 слайд

    ИСТОЧНИКИ:
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/750/53750230_Nikolay_Rubcov.jpg
    http://fs1.inspider.ru/photo/2011/06/09/fd2b491999a891c6790f8144704d3e64_l.jpg
    http://nizrp.narod.ru/nashpl/portretnikrubz.jpg
    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Levitan_nad_vech_pok28.jpg


Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    На уроке учащиеся знакомятся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова, продолжают обучение выразительному чтению, комментированию, словесному рисованию, методам исследовательской деятельности. Формируется умение определять художественную идею, композицию лирического произведения, давать оценку, соотносить с произведениями других писателей, сходными по тематике. Воспитывается любовь к родной природе, Родине. Развивается умение владеть монологической и диалогической речью (устной и письменной), ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писателю, создавать речь-обращение.

Метод -  исследование с элементами интегрирования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 1251
    • RAR 3.2 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Проценко Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 59885
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе