Литература
7 класс
Тема:
И.А.Крылов
«Слон
и Моська»
Цель:
познакомить с темой, раскрыть идейно-образное содержание, в ходе разговора
выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные
уроки произведения; развивать речь, мышление, память, совершенствовать навыки
выразительного чтения, связной речи;
Урок-знакомство
Оборудование:
портрет, картина, презентация
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Опрос домашнего задания, 1.Чтение наизусть басни
III.Новая
тема. 1.Знакомство с баснописцем.
Что
волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его
произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам
предстоит узнать.
Родился
будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера .
Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего
образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына,
следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец,
ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
Упорное
самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал
одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком,
прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил
греческий язык.
В
своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их
недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал
человеческие пороки через образы животных.
–
Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
2.
Чтение отрывков из басен
3. Проблемный вопрос.
Как
вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?
– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.
Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена
главная мысль басни.
По
словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…
Басня
– краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди,
животные .
Нравоучительный
рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.
–
Важно ли соблюдать нравственные правила?
4.
Постановка проблемного вопроса:
Почему
мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?
5.
Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
Чтобы
ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте
слова.
Разбейте их на две группы. Работа в парах.
1-я:
черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь,
правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть,
лень, , , трудолюбие, хвастовство.)
Подводящий
диалог.
Учитель
– Посмотрев,
вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
|
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие
|
–
Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
7. Знакомство
с басней “Слон и Моська”
Сегодня
мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.
Прогнозирование
содержания
–
Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?
Самостоятельное
чтение .
Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
–
Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?
Словарная
работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.
Зеваки
– тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
Поработаем
над басней и прочитаем её более внимательно.
Чтение
басни учащимися по цепочке.
– Где происходит действие?
Кто
изображён на иллюстрации?
Слева
нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.
Слона
привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам
и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона,
смотрят с удивлением.
1.
Назовите действующих лиц басни.
2.
Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
3.
Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не
замечает Моську.)
4.
Какой вы представляете Моську? А слона?
5.
Какой вы представляете Шавку?
Выборочное
чтение.
6.
Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?
7
.За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
8.
Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-
9.
Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
Моська
хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она
понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней
сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
Учитель. Да, Моська
– хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы
ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание
Чтение
по ролям.
Итог
урока:–
–
Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
Действительно,
и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими
персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если
присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без
недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с
глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с
бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня
потрудились.
III.Итог
урока .Рефлексия.
IV.Дома:
пересказ, выучить басню
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.