Инфоурок Русский язык КонспектыУрок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг"

Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок.doc

Тема урока: РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.

Ход урока.

1.     Оргмомент.

2.     Рассматривание репродукций русских художников. (Слайд 2, 3,4,5)

ü  Что объединяет эти живописные произведения?

ü Можно ли в художественных произведениях встретить описание                природы?

ü Для чего в художественных текстах используется пейзаж? (Слайд 6)

ü Важно ли человеку видеть и слышать всё, что происходит вокруг него в природе?

А вот как сам Тургенев, который, как мы знаем,  был страстным охотником, воспитывал у себя это чувство: (Слайд 7)

 «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» 

Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.

Давайте вместе с ним посмотрим на описания русской природы в рассказе «Бежин луг» и постараемся определить, какую роль играет пейзаж в рассказе.

 

3.     Работа с текстом рассказа.

Реализация домашнего задания. (Слайд 8)

ü Чтение отрывка «Был прекрасный июльский день…» выразительно.

ü Какие средства выразительности речи помогают нам представить этот июльский день? Почему в данном отрывке так много интересных прилагательных?

ü Какие чувства автора передаёт этот отрывок?   (Тургенев описывает луг глазами охотника - человека, влюбленного в свой край, в родную природу, умеющего тонко чувствовать и понимать красоту родного края)

 

ü Что же произошло с нашим охотником? Действительно, он заблудился.

ü  Давайте представим себя в подобной ситуации и назовём чувства, которые мы при этом бы испытали (тревога, волнение, страх).

ü Какое описание природы помогает нам представить эти чувства?

 

Чтение отрывка «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»(Слайд 9)

 

ü Назовите слова и словосочетания, которые помогают передать тревожное состояние героя.

ü Кажется ли природа враждебной человеку? (Природа пугает охотника, она враждебна ему, он заблудился и его словно водит нечистая сила).

 

Ø Кого же встретил герой на Бежином лугу, который он вскоре узнал?

Ø Как отнеслись к нему мальчики?

Ø Давайте представим себе состояние героя, который вместе с мальчиками прилёг у костра?

 

 

Чтение отрывка «Картина была чудесная…»(Слайд 10)

 

ü Как пейзаж помогает передать внутренне состояние героя? Найдите предложения, в которых мы особенно хорошо чувствуем присутствие в природе человека. (Человек у костра чувствует себя частью природы, ему легко и комфортно)

ü Интересно обратить внимание на особенности синтаксиса в этом отрывке. В чём своеобразие 1 и 2 предложений? (Они очень большие, втору как будто трудно вместить всё то, что он чувствует,  в одно предложение).

 

Всю ночь автор,  сидя у костра,  слушал истории, которые рассказывали ребятишки. О них мы поговорим на следующем уроке. А сейчас последняя пейзажная зарисовка в рассказе.

 

Чтение отрывка «Недолги летние ночи…»(Слайд 11)

 

Какие чувства испытывает рассказчик? (Надежда на обновление, радость от наступающего нового дня. Рассеивается ночь и вместе с ней рассеиваются все страхи и тревоги людей).

 

4.     Обобщение прочитанного и проанализированного.

 

ü Почему же рассказ начинается и заканчивается описанием природы?

( Природа – главный герой рассказа. Она заставляет автора почувствовать её красоту. Под влиянием летней ночи мальчики рассказывают свои удивительные истории.)

ü Какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева?

 

Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»:

§  определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку;

§  помогает передать чувства героя рассказчика

§  воздействует на воображение и сознание мальчиков, побуждает их рассказывать страшные истории.

  Слайд 12, 13

Закончить урок я бы хотела словами ещё одного великого русского писателя-классика Льва Толстого: «Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты и пахнет…»

5.     Подведение итогов урока.

Чему же мы научились на сегодняшнем уроке?

Какие умения развивали?

 

6.     Домашнее задание. (Слайд 14)

Составить письменно характеристику героя по плану:

1.     Возраст и портрет мальчика;

2.     Его роль среди товарищей;

3.     История, которую он рассказывает, верит ли в неё сам рассказчик;

4.     Поведение и поступки мальчика;

5.     Отношение к нему автора.

1 ряд – Илюша

2 ряд – Костя

3 ряд - Павел

Подготовить пересказ истории.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Роль пейзажа в рассказе И.ppt

Скачать материал "Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»Урок литературы в 6 классе

    1 слайд

    Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
    Урок литературы в 6 классе

  • И. Шишкин «Перед грозой»

    2 слайд

    И. Шишкин «Перед грозой»

  • И. И. Левитан «Цветущие яблони»

    3 слайд

    И. И. Левитан «Цветущие яблони»

  • В. Д. Поленов «Золотая осень»

    4 слайд

    В. Д. Поленов «Золотая осень»

  • А. В. Герасимов «Первый снег»

    5 слайд

    А. В. Герасимов «Первый снег»

  • Пейзаж -  (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художе...

    6 слайд

    Пейзаж - (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений.



  •  «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот разл...

    7 слайд

     «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» 

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • В. Маковский «Ночное»

    10 слайд

    В. Маковский «Ночное»

  • Недолги летние ночи…

    11 слайд

    Недолги летние ночи…

  • Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг»Определяет построение произведения, образу...

    12 слайд

    Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг»
    Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку
    Помогает передать чувства героя рассказчика
    Воздействует на воображение и сознание мальчиков, побуждает их рассказывать страшные истории

  • 13 слайд

  • Домашнее заданиеСоставить письменно характеристику героя по плану:
Возраст и...

    14 слайд

    Домашнее задание

    Составить письменно характеристику героя по плану:
    Возраст и портрет мальчика;
    Его роль среди товарищей;
    История, которую он рассказывает, верит ли в неё сам рассказчик;
    Поведение и поступки мальчика;
    Отношение к нему автора.

    1 ряд – Илюша
    2 ряд – Костя
    3 ряд - Павел
    Подготовить пересказ истории.


Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал представляет собой разработку урока литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".  Цель урока: воздействовать на эмоции и чувства учащихся , продемонстрировать величие и красоту тургеневского пейзажа, показав его роль в тексте. Учащимся предлагается рассмотреть картины русских художников-пейзажистов, и сделать вывод, для чего используестя пейзаж в литературном произведении. После этого проводится анализ четырёх отрывков из текста рассказа, на их основании делается вывод о том, какую роль играют описания природы в тексте рассказа. Урок сопровождается презентацией.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 522 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 479
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2014 1257
    • RAR 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коломлина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48144
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов