Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»:
Крутоголова Юлия Васильевна.
2014 год.
Тема памяти о ВОв на примере стихотворения К.М.СИМОНОВА
« ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
Никогда общение писателей с народом
не было таким тесным, как в годы
войны.
А.Прокофьев
Цели урока: анализируя стихотворение периода
Великой Отечественной войны, показать, что поэзия соединяла высокие и
патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями. Развивать интерес к
истории прошлого России. Воспитывать чувство патриотизма.
ХОД УРОКА.
Эмоциональным вступлением к уроку может стать прослушивание
песни о войне, в которой отразились чувства защитников Родины, например
знаменитой «Землянки» («Бьется в тесной печурке огонь...») на слова А. Суркова
I.Вступительное слово учителя
Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого
до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не
могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались
читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист
Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге
«Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная
страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков,
читал во время войны буквально каждый” (обращение к эпиграфу).
События Великой Отечественной войны стали центральной темой
литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён
подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые
произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не
вернулось.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в
судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович
Симонов.(1915-19789).
II. Реализация опережающего задания -
сообщение о К.Симонове
Родился Константин 28 ноября 1915 года в Петрограде. Но
первые годы своей биографии Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был
назван Кириллом, но затем изменил свое имя. После окончания семи лет школы
обучался специальности токаря. Затем же в биографии Константина Симонова в 1931
году произошел переезд в Москву, после чего он работал на заводе до 1935.
Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а
напечатали его произведения впервые в 1936 году. После получения высшего
образования в Литературном институте имени Горького и окончания аспирантуры,
оправился в Монголию.
Обучается на курсах военных корреспондентов, затем пишет
для газет («Боевое знамя», «Красная звезда»). За всю биографию Константина
Михайловича Симонова было получено несколько званий, самым высоким из которых
стало звание полковника, полученное после окончания войны.
Одними из известных военных произведений Симонова стали:
«Жди меня», «Война», «Русские люди». Затем для Константина Симонова в биографии
наступил период командировок: он ездил в США, Японию, два года жил в Ташкенте.
Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в
состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.
III. Слово учителя.
Уже по названиям стихотворений
можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей,
и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в
своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.
Однажды поэту пришлось выбираться из осаждённой Одессы на
подводной лодке .Экипаж из десяти человек знал, что им предстоит «или выжить
вместе, или погибнуть вместе». Симонов читал подводникам стихи, выпустил
стенгазету, и комиссар лодки сказал о нём: «Вот это настоящий писатель!»
Поэт Николай Тихонов писал о Симонове: «Он сам идёт в
разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской
переправе, под обстрелом ,и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования,
ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз… Есть у Симонова стихи,
которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, -это факт, а не преувеличение
,- носят потому ,что строки эти отвечают тому ,что у них на сердце».
Одним из таких стихотворений Константина Симонова было
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»Это стихотворение о трудных днях
отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.
Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда
писал стихотворение
27 июля — бои под Смоленском и отступление под
Житомиром.
29 июля — новоржевское направление...
И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.
IV. Анализ
стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
1. Просмотр
видеофрагмента к стихотворению.
2. Словарная
работа
кринка —
глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт — большая проезжая дорога;
погост —
кладбище;
салопчик — женская одежда.
3. Беседа
по прочитанному учителем тексту
— Сколько частей в стихотворении?
— К кому обращается К.Симонов? Алёша — это
Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён
войны «Землянка»
1ЧАСТЬ
— Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения
первой части?
— что такое эпитеты? (Художественное, образное определение) Найдите их в тексте.
- Какие эпитеты передают настроение поэта?
— Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он
делает для себя?
(...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)
— Какой видится Родина поэту?
Реализация опережающего задания –
исследования
Родина для лирического «я» стихотворения
Симонова — это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают
от врага русские солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские
околицы, проселки, изба под Борисовом, пажити, леса. А с другой стороны, родина
под пером поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая
выстоит и победит. Поэтому для описания Родины поэт использует обобщенные и
символические образы: великая Русь, вся Россия, всем миром, самая милая,
горькая земля, «где я родился». Символически поэт связывает образ Родины с
образом терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой
спасет солдата на трудной дороге войны.
2ЧАСТЬ
— Чем отличается по настроению вторая часть
стихотворения?
-Что такое олицетворение? (троп, который неодушевлённому
предмету приписывает качества живого существа)
— Найдите олицетворения, усиливающие эту веру самостоятельно.
— Чьи образы на дорогах войны запечатлела память
поэта?
— Как меняется образ солдата к концу стихотворения?
— Чей образ предстаёт в последней строфе?
— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение
К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?
- Какой период войны описан в данном стих – ии? Начало
войны – самый сложный и тяжелый период войны.
- Какую проблему открывает нам автор? Как тяжело оказаться
на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери
близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и
осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный
враг.
- К чему призывает читателя автор? Верить в победу
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Тревогу. Сострадание. Страх. Восхищение. Горе. Боль. Тяжесть испытаний.
Сочувствие.
-Выразите своё отношение в войне, составив синквейн:
Война.
Беспощадная, напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее
человеческий род.
Смерть.
V. Подведение итогов
-Какое значение имеют для нас подобные произведения?
Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
обращено и к нашей памяти. В 2015 году мы будем отмечать 70летие великой
Победы. 70 лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая
отца или брата на фронт...
Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
VI.
Домашнее задание:
выучить отрывок из стихотворения, по желанию - всё произведение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.