Организационный
момент. (1 мин.)
Предлагаю выйти
к доске и образовать круг Добра. Положите руки друг другу на плечи и
покачайтесь из стороны в сторону.
-Вы
почувствовали, что всех вас поддерживает плечо рядом стоящий друг или
подруга?
-А теперь на
минуточку закройте глаза… Доброта - есть самое великое чувство, которым
может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим.
Скажите себе: «Я добрый». Добрый человек – умный человек. Будьте добрыми.
Откройте глаза.
Приступим на
этой положительной ноте к нашему уроку.
Кроссворд
(1 мин.)
Перед вами кроссворд.
Решив его, вы определите ключевое, главное слово нашего урока (добро).
Вопросы. По
горизонтали:
1.Что всегда
ищут в сказках разбойники и жадные люди? (клад)
2.Какой
маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли?
(кольцо)
3. Где пряталась
сила Черномора? (борода)
4.Особый небольшой
предмет, доказывающий, что это король (корона).
5.Чем внешне
Баба Яга отличается от других сказочных героев? (нога)
к
|
л
|
а
|
д
|
|
|
к
|
о
|
л
|
ь
|
ц
|
о
|
|
|
|
б
|
о
|
р
|
о
|
д
|
а
|
|
к
|
о
|
р
|
о
|
н
|
а
|
|
|
|
н
|
о
|
г
|
а
|
|
Тема
урока. Целеполагание. (1 мин.)
-
Сегодня мы завершаем работу над сказкой «Волшебное кольцо». Выяснили, что
ключевым словом урока является слово «добро». Прочитайте тему нашего урока и
попробуйте сформулировать цели самостоятельно.
Работа
над понятием. (2 мин.)
Вопрос:
- Как вы
понимаете ключевое слово «добро»?
- А что
всегда в сказках противостоит добру?
Опережающее
задание. Работа со словарем Ожегова (понятие добро и зло).
Добро –
все положительное, хорошее, полезное.
Зло-
1.нечто дурное, вредное.
2.беда, несчастье, неприятность.
3.досада, злость.
- Теперь
мы понимаем, что добро – это благо, а зло – что-то неприятное, нехорошее.
Проверка
домашнего задания. (3 мин.)
Прием «Верные и
неверные утверждения». Индивидуальная работа по карточкам. В карточках читают
предложения, рядом отмечают: «+» или « - ».
1.Семен
спасает от смерти собачку, кошку и змею.
2.Отец
Скарапеи отдает Аспиду волшебное кольцо.
3.Семена
из беды выручила мать.
4. Кошка
обронила кольцо в реку.
5.Семен
приказал молодцам стеклянный мост
построить.
Самопроверка. Кто
получил 5 баллов, возьмите смайлик розового цвета. Кто получил 4 балла,
возьмите оранжевый смайлик, кто менее – желтый.
Деление
на пары
(разрезные открытки)
Работа
над текстом сказки.
Работа
в парах. ( 6 мин. ).
1. Изменился ли
Семен, когда стал богатым?
2.Как он мог
распорядиться богатством? А что он делал?
3.Зачем Семен
строит дворец?
4.Кому он отдает
самую лучшую комнату в своем дворце? Как это его характеризует?
5. Почему мать
Семена отговаривает сына от женитьбы на царевне?
6.Какой она была
до получения богатства?
7. Какое
качество появляется в ней, когда она стала богатой?
8. В чем теперь
для нее счастье?
Взаимооценка.
Оценивают смайликами работу друг друга: розовый или оранжевый. Комментируют
оценку.
Вывод:
Какие качества в Семене привлекают вас и почему? (заботливый, добрый)
- Что
вам нравится в образе матери и что вы осуждаете в ней?
Мини-сценка ( 3
мин)
-Посмотрите
сцену из сказки и ответьте на вопрос: Что показала эта сцена? (Царь и царица
обидели мать Семена).
Оценка учащихся
с комментированием.
Беседа.
( 2мин.)
-Какие люди царь
и царица? (высокомерные)
-Каково их
отношение к другим? (Как в сору роемся)
- Как вы
думаете, какое качество характера царской семьи и матери Семена объединяет их?
(грубость, невоспитанность). Приведите примеры.
Принимающие
участие в беседе учащиеся получают плюс в звездочку успеха.
Индивидуальное
задание (для медленного) (3мин)
Представь, что
ты режиссер. Расставь кадры из фильма в нужной последовательности,
аргументируй свой ответ.
Оценка учащихся
с комментированием ( смайлик розовый или желтый)
Слово
учителя.
-Исполнилось
желание Семена : он женился на царевне. Но счастлив ли Семен?
Продолжим
работу после физминутки.
Минута
релаксации (под спокойную музыку). (1 мин.)
-
Ребята, вы устали? Отдохнем. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и
представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте себе его мысленно. Оно
как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.
Но что это? На вашем пути вдруг выросли колючие кустарники. Вам необходимо
преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное,
ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно
держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки , прижмите их к сердцу
и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не
охладится. Побеждайте зло добром.
Обратимся
к учебнику.
Чтение с
остановками. (12 мин)
стр. 245
со слов:
«Да случилось вот что». до слов: «Тогда и кольцо мое будет», - подумал Аспид.
( 2 абзаца).
Вопросы:
-Почему
Аспид превратился в гадюку?(от зависти)
-Почему
Змей – царь не отдал Аспиду волшебное кольцо? (злой, завистливый)
-Что
придумал Аспид, чтобы завладеть волшебным кольцом?
Чтение
дальше.
(до слов: Сказал так Семен и опять заснул)
Вопрос:
- Как
этот поступок характеризует Семена? ( честный, добрый)
Чтение
до слов:
сказала Семенова жена и подала Аспиду руку.
Вопрос:
-Почему
царевна пошла с Аспидом ? Что ей не понравилось в своем муже? (сор на лице,
ноздрями пыль раздувает).
Чтение
со слов
«Семен, по доброте , рассказал жене про свое кольцо» до слов «Только и был
женат Семен Егоров сын».
Вопрос:
- Что
произошло?
- Почему
Семен рассказал своей жене про кольцо? ( по доброте своей, потому что любит
ее и думает, что она его тоже любит.)
-
Скажите, а любила ли его жена?
- А
зачем вышла за него замуж? (из – за богатства).
Чтение
до слов:
«Не послушался он матери»
Вопрос:
- Что
случилось?
- Почему
Семен не вздохнул, не пожаловался? (понял свою ошибку, что не послушался
матери).
-Какой
урок для себя можно извлечь из прочитанного?
( не
обманывать близких, любить их, прислушиваться к мнению старших, не быть
завистливым, как Аспид)
Баллы
учителя за чтение, внутри звездочки ставят себе плюсы за правильный ответ в
обсуждении )
Деление
на 2 группы (цветы) Работа в группах ( 6 мин.)
Заполнить
таблицу «Герои сказки» (каждая группа выполняет разноуровневые задания)
|
Кто?
1
уровень
|
Какие
они? Дать характеристику.
2
уровень
|
Ваше
отношение к герою.
3
уровень
|
Положительные
герои
|
|
|
|
Отрицательные
герои
|
|
|
|
Помощники
положительного героя
|
|
|
|
Индивидуальные
задания: (для медленных)
1)
Составить кластер (дана опора)
2)
Работа по карточке.
Задание: прочитай текст учебника на
стр.238 и заполни таблицу вопросов по
данному материалу.
Вопрос
|
Кто
...
|
Где....
|
Почему....
|
Чем....
|
Кого…
|
Заслушивание ответов учеников,
работающих в группе.
Итоговые
вопросы:
(1 мин.)
- Мы
можем утверждать , что добро в этой сказке торжествует?
-
Почему? (Семен стал жить счастливо с матерью и своими животными, собирается
жениться на простой девушке, а зло наказано: Аспид превратился в гадюку, так
как был злой на царевну).
- Как вы
думаете, что приносит герою сказки победу?
- Так
какими качествами нужно обладать, чтобы добиться этого?
-
Пригодится ли сегодняшняя тема вам в жизни?
Самооценка. Внутри
звездочки ставят себе плюсы за участие в обсуждении )
Домашнее
задание: ( 1 мин) 3 коробочки
На 1 - 3
уровень «отлично»
На 2 - 2
уровень «хорошо»
На 3 - 1
уровень «удовлетворительно»
Задание
3 уровня. :
1)прочитать
сказку Паустовского «Теплый хлеб»
2)
Индивидуальное задание. Сообщение о Паустовском.
3)Творческая
работа.
Мини – сочинение
«Если бы у меня было волшебное кольцо»
Задание
2 уровня:
1) прочитать
сказку Паустовского «Теплый хлеб»
2)
Индивидуальное задание: Средства художественной выразительности в тексте.
Задание
1 уровня: прочитать сказку Паустовского «Теплый
хлеб»
Рефлексия
«Две
звезды и одно пожелание» (1 мин)
Оценивание.
( 1 мин.)
Оцените
ваше участие на уроке и заполните лист самооценки.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
|
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.