Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 5 классе по теме К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по теме К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"

Скачать материал

Урок   литературы  в 5 классе

Тема: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке.

Цели:

1)образовательная: помочь осознать  идейное  содержание сказки, особенности  построения и системы образов;

2)развивающая: развивать навыки мыслительной и речевой активности, умение выделять детали, необходимые для характеристики героя;

3)воспитательная: воспитывать чуткость, доброту, ответственность за свои поступки, уважение к хлебу и труду через восприятие произведения.

Оборудование: учебник  «Русская словесность», портрет писателя,  раздаточный материал (маркеры, плакат), эпиграф, оценочные листы, презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

6.1

 

 

 

 

6.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Организационный момент. Психологический настрой.

( 1 мин.)

- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Приступим к делу.

Ассоциации. Закончите предложение.

-Я думаю, что теплым может быть … (что?) Теплыми могут быть и взаимоотношения человека с животными .

Тренинг «Дарю тепло»  Тепло можно и нужно дарить людям. Прикоснитесь к руке соседа, теплая рука или нет? Подарите ему свое тепло.                                             

Вступительное слово учителя. ( 1 мин.)

-Вы , наверное,  догадались, о какой сказке пойдет речь на уроке?

Да, сегодня мы приступим к изучению сказки «Теплый хлеб». Кто автор сказки?

Тема нашего урока: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке.

Наш разговор мы начнем с обращения к эпиграфу.

Работа с эпиграфом. ( 1 мин.)

«Умел ошибиться – умей поправиться».

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Постановка целей урока. Мозговой штурм. ( 1 мин.)

-Попробуйте сами определить , каких целей должны достичь в ходе урока.

Деление на группы (цвет) ( 1 мин.)                                           - Работать будем в мини -группах по 3 человека; помните, что, работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.

-А теперь давайте возьмем на столе цветные стикеры, каждый возьмет по одному и объединяйтесь по цвету.

 

Обращаю внимание на оценочные листы.

Проверка домашнего задания .

1) опережающее задание. ( 4 мин)

-Итак, как уже было сказано, автором сказки является замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский. О жизни писателя нам расскажет  (Даша Ф.)

2) Опрос на проверку знания текста и понимания прочитанного (толстые и тонкие вопросы). ( 5 мин.)

В конце работы вы оцените свое участие в этом опросе. Поставите плюс в лист оценивания, если вы отвечали на вопрос правильно, минус – если вы неправильно отвечали или не принимали участия.

-Когда происходят события ? (В годы гражданской войны).

-Где происходят события?(в обычной русской деревне Бережки).

-Как звали мальчика, героя произведения?(Филька)

-Как прозвали Фильку?(«Ну тебя»)

-Почему его так прозвали? (его любимая фраза).

- Почему Филька жил с бабкой? (сирота)

- Как звали раненого коня? (Мальчик).

- Кто ухаживал за конем в деревне?(Панкрат).

- Почему на деревню упал лютый мороз? (мальчик Филька обидел раненого коня)

-Сколько лет назад был такой же мороз?(сто)

-Куда послала бабка Фильку в поисках совета?(К Панкрату)

-Что посоветовал Фильке Панкрат?(Изобрести спасение от стужи).

-Какую роль в спасении людей сыграла сорока? (позвала теплый ветер)

-Что понес Филька раненому коню?(буханку свежего хлеба)

Подведение итогов.

-Я вижу, что текст вы знаете, значит готовы  к сотрудничеству на уроке . Оцените себя по критериям в вашем листе оценивания.

Работа по теме урока. Беседа. ( 1 мин.)

- Из каких частей состоит сказка? (волшебная из 3 частей, но сказка может иметь и сложную композицию, состоять из четырех частей).

-Как называются эти части? (зачин, развитие действия, концовка).

-А как называется часть, которая может находиться перед зачином? (экспозиция).

 

Задание «Найди соответствие» ( 2 мин.)

Работа в группах.

Экспозиция                    Филька обижает коня.

Завязка                           Когда и где происходят события.

развитие действия       Филька решил искупить свою вину.

концовка                          Филька помирился с конем.

 

Проверка (на экране).

Итак, мы выяснили, как построена сказка.

 

Диалог. Учитель –ученик. ( 4 мин.)

- Ребята, а кто помогает  нам раскрыть содержание сказки?(герои)

-Без какого героя не было бы сказки?

- Значит он какой герой? (главный).

-Какой жестокий поступок совершил Филька?(обидел коня)

- Как? (бросил хлеб)

- Как он назвал коня в злобе? (христарадник)

-Что означает это слово? (человек, который просит подаяния или милостыню  Христа ради).

-А можно так относиться к хлебу, как Филька?

- Правильно, нельзя. А почему?

(Хлеб издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе пропитание. Хлеб – символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, т.е теплом человеческих рук.) - Как нужно относиться к хлебу?

Разминка. Вышли из-за парты. ( 1 мин.)

Если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,

если не согласны – топаете.

1. Совершать зло – это хорошо.

2.Человек часто ошибается.

3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить.

4.Людей и животных можно обижать.

5.Нам нравится грубить окружающим людям.

6. Сообща можно преодолеть любые трудности.

 

- Я рада , что вы правильно оценили данные ситуации.

Продолжаем работать.

 

Работа в группах ( 7 мин.)

-Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы свое задание.

-Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем , по каким критериям вас будет оценивать другая группа. (знание текста, умение ориентироваться в тексте, умение делать выводы,  аккуратность, презентация, смогли ли отразить характер героя)

1 гр. Образ Фильки (в начале произведения) (кластер, цитаты).

2 гр. Характеристика Панкрата (кластер, цитаты ).

3 гр. Роль природы в произведении. Как менялась природа? (кластер, цитаты)

Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой.

 

-Оцените кластер, выступление другой группы.

(розовый – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

 

1 от группы комментирует оценку.

 

Опережающее задание. ( 2 мин.)

-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

(олицетворения – мороз прошел,  звезды примерзли, ревела, обезумев, метель.

Они помогают увидеть природу живой.

Сравнения – зазеленела, как лед, небо, как лед. Сопоставляя, можно ярче представить картины природы.

Эпитеты-колючий мороз, теплый хлеб с румяной коркой, вороной конь, рыхлые тучи.

Помогают не только увидеть, но и почувствовать свойство предмета или явления).

  

   Вывод: Итак, мы представили образ Фильки в начале произведения, Панкрата, определили, какую роль играет природа в сказке. (Помогает мальчику понять и оценить  себя).

-Кто помогает Фильке  исправить зло? (ребята, жители деревни). Как? (продолбить лед около мельницы) Как называется труд, когда работают все вместе на общее благо?(совместный труд).

-Да, именно совместный труд, взаимовыручка помогли Фильке искупить свою вину.

Дискуссионная карта . ( 2 мин.)

(заполняет каждый в группе, затем выбирают лучшую работу, тот будет выступать от группы.)

Осуждаете ли вы Фильку?

Да, потому что

Нет, потому что

   Самооценка.

- Ребята, а кому жалко Фильку? Почему?

(Ответы детей: Неласковому и нелюбимому всегда гораздо труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят).

 

 

Работа над лексическим значением слова «теплый»( 2 мин).

На экране написано несколько лексических значений:

Заглянем в словарь Ожегова. Значения слова теплый:

1.Нагретый, дающий  или содержащий тепло.

2.Не знающий морозов, южный.

3.Хорошо защищающий тело от холода.

4.Имеющий отопление.

5.Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

-В каком лексическом значении  употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?(5 значение)

Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет так не случайно. Теплый –значит добрый, сделанный с любовью. Хлеб , согретый теплотой растаявшего сердца Фильки. Это своего рода искупление вины Фильки. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

 

Работа по карточке. ( 3 мин.)

У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Вопрос: В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? Обведите кружком номер правильного ответа.

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым только среди добрых людей.

3.Злое дело нужно обязательно исправить – совершить добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе.

Проверка (на экране выделяется правильный ответ). Взаимооценивание в группе.

-Какова же , по вашему мнению,  основная мысль сказки? Чему она нас учит? (обращение к эпиграфу).

-Обратите внимание на добрые советы сказки Паустовского.

 

Домашнее задание: (на смайликах) ( 1 мин.)

1) повторить содержание сказки,

2)подобрать высказывания о добре,

3)нарисовать рисунок ( творческое задание).

4) инд.зад.сценка «Притча бабки» ( творческое задание).

Рефлексия. ( 3 мин.) Рефлексивный экран.

На экране начало  фразы. Ребята по кругу высказываются одним предложением.

Сегодня я узнал…

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробую …

Я доволен тем, что…

Мне захотелось…

Оценивание  с комментированием. ( 2 мин.)

Упражнение «Комплимент»  (1 мин)

_Оцените вклад друг друга в урок.  Выразите комплимент -  похвалу  в адрес любого человека.

 

 

Продолжают предложение.

 

 

 

Прикасаются к руке соседа.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

Отвечают, обосновывают свою точку зрения.

 

 

Определяют цели урока.

 

 

Повторяют правила работы в группе.

 

Рассаживаются по цветам в группы.

 

Рассматривают оценочные листы.

 

Опережающее задание. Отвечает ученица.

Слайд3 (портрет писателя)

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят в группах соответствия.

 

Слайд 5(правильные ответы)

Лидер  оценивает каждого в группе, заполняет оценочный лист.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои мысли

 

 

 

 

 

Выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают критерии оценивания.

 

 

 

Слайд 6(задания)

 

 

Выступление Защита кластера. Цитаты зачитывают в учебнике.

Взаимооценива-ние групп.

 

 

 

 

 

Опережающее задание.

Слайд 7 (средства художествен-ной выразительнос-ти)

 

Оценка  выступающего в лист самооценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

Записывают свои мысли.

Зачитывают записи (1 от группы)

Кто зачитывал, ставит себе «+»

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11(правильные ответы)

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 5 классе по теме К.Г.Паустовский "Теплый хлеб""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы  в 5 классе по теме   К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке". На данном уроке использую различные приемы и стратегии критического мышления.На стадии вызова использовала прием "толстых" и "тонких" вопросов. Учащиеся показывают свое умение применять , оценивать и анализировать информацию.На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать процесс познания осмысленным.Учащиеся, заполняя дискуссионную карту, учатся доказывать свою точку зрения, проявляют активность при обмене мнениями.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1149
    • DOCX 64 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карчина Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карчина Светлана Юрьевна
    Карчина Светлана Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 35796
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов