Организационный
момент.
Психологический настрой.
( 1
мин.)
-
Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Приступим
к делу.
Ассоциации.
Закончите предложение.
-Я думаю, что
теплым может быть … (что?) Теплыми могут быть и взаимоотношения человека с
животными .
Тренинг «Дарю
тепло»
Тепло можно и нужно дарить людям. Прикоснитесь к руке соседа, теплая рука или
нет? Подарите ему свое тепло.
Вступительное
слово учителя. ( 1 мин.)
-Вы ,
наверное, догадались, о какой сказке пойдет речь на уроке?
Да, сегодня мы приступим к изучению
сказки «Теплый хлеб». Кто автор сказки?
Тема нашего урока: К.Г.Паустовский
«Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и
народная мораль в сказке.
Наш разговор мы
начнем с обращения к эпиграфу.
Работа с эпиграфом.
( 1 мин.)
«Умел ошибиться – умей поправиться».
Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Постановка целей урока. Мозговой штурм.
( 1 мин.)
-Попробуйте сами определить , каких
целей должны достичь в ходе урока.
Деление на группы (цвет) (
1 мин.) - Работать
будем в мини -группах по 3 человека; помните, что, работая в группе, вы
отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого,
прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на
поставленный вопрос.
-А
теперь давайте возьмем на столе цветные стикеры, каждый возьмет по одному и
объединяйтесь по цвету.
Обращаю внимание
на оценочные листы.
Проверка
домашнего задания .
1)
опережающее задание. ( 4 мин)
-Итак,
как уже было сказано, автором сказки является замечательный писатель
Константин Георгиевич Паустовский. О жизни писателя нам расскажет (Даша Ф.)
2)
Опрос на проверку знания текста и понимания прочитанного (толстые и
тонкие вопросы). ( 5 мин.)
В конце работы вы оцените свое участие в
этом опросе. Поставите плюс в лист оценивания, если вы отвечали на вопрос
правильно, минус – если вы неправильно отвечали или не принимали участия.
-Когда
происходят события ? (В годы гражданской войны).
-Где происходят события?(в обычной
русской деревне Бережки).
-Как звали мальчика, героя
произведения?(Филька)
-Как прозвали Фильку?(«Ну тебя»)
-Почему его так прозвали? (его любимая
фраза).
- Почему Филька жил с бабкой? (сирота)
- Как звали раненого коня? (Мальчик).
- Кто ухаживал за конем в
деревне?(Панкрат).
- Почему на деревню упал лютый мороз?
(мальчик Филька обидел раненого коня)
-Сколько лет назад был такой же
мороз?(сто)
-Куда послала бабка Фильку в
поисках совета?(К Панкрату)
-Что посоветовал Фильке
Панкрат?(Изобрести спасение от стужи).
-Какую роль в спасении людей сыграла
сорока? (позвала теплый ветер)
-Что
понес Филька раненому коню?(буханку свежего хлеба)
Подведение
итогов.
-Я вижу, что текст вы знаете, значит
готовы к сотрудничеству на уроке . Оцените себя по критериям в вашем листе
оценивания.
Работа
по теме урока. Беседа. ( 1 мин.)
- Из каких
частей состоит сказка? (волшебная из 3 частей, но сказка может иметь и
сложную композицию, состоять из четырех частей).
-Как называются
эти части? (зачин, развитие действия, концовка).
-А как
называется часть, которая может находиться перед зачином? (экспозиция).
Задание
«Найди соответствие» ( 2 мин.)
Работа в группах.
Экспозиция
Филька обижает коня.
Завязка
Когда и где происходят события.
развитие
действия Филька решил искупить свою вину.
концовка
Филька помирился с конем.
Проверка (на
экране).
Итак, мы
выяснили, как построена сказка.
Диалог.
Учитель –ученик. ( 4 мин.)
- Ребята, а кто
помогает нам раскрыть содержание сказки?(герои)
-Без
какого героя не было бы сказки?
- Значит
он какой герой? (главный).
-Какой
жестокий поступок совершил Филька?(обидел коня)
- Как?
(бросил хлеб)
- Как он
назвал коня в злобе? (христарадник)
-Что
означает это слово? (человек, который просит подаяния или милостыню Христа
ради).
-А можно
так относиться к хлебу, как Филька?
-
Правильно, нельзя. А почему?
(Хлеб
издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает
себе пропитание. Хлеб – символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром,
любовью и трудом, т.е теплом человеческих рук.) - Как нужно относиться к
хлебу?
Разминка.
Вышли из-за парты. ( 1 мин.)
Если
согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,
если не
согласны – топаете.
1.
Совершать зло – это хорошо.
2.Человек
часто ошибается.
3.Когда
поймешь свои ошибки, хочется их исправить.
4.Людей
и животных можно обижать.
5.Нам
нравится грубить окружающим людям.
6.
Сообща можно преодолеть любые трудности.
- Я рада
, что вы правильно оценили данные ситуации.
Продолжаем
работать.
Работа в
группах (
7 мин.)
-Сейчас
вы будете работать в группах. У каждой группы свое задание.
-Прежде,
чем приступить к работе, давайте подумаем , по каким критериям вас будет
оценивать другая группа. (знание текста, умение ориентироваться в тексте,
умение делать выводы, аккуратность, презентация, смогли ли отразить характер
героя)
1 гр.
Образ Фильки (в начале произведения) (кластер, цитаты).
2 гр.
Характеристика Панкрата (кластер, цитаты ).
3 гр.
Роль природы в произведении. Как менялась природа? (кластер, цитаты)
Найдите
ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на
зло, совершенное Филькой.
-Оцените
кластер, выступление другой группы.
(розовый
– 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)
1 от
группы комментирует оценку.
Опережающее
задание. (
2 мин.)
-Какие
средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в
тексте?
(олицетворения
– мороз прошел, звезды примерзли, ревела, обезумев, метель.
Они
помогают увидеть природу живой.
Сравнения
– зазеленела, как лед, небо, как лед. Сопоставляя, можно ярче представить
картины природы.
Эпитеты-колючий
мороз, теплый хлеб с румяной коркой, вороной конь, рыхлые тучи.
Помогают
не только увидеть, но и почувствовать свойство предмета или явления).
Вывод: Итак, мы представили образ Фильки в начале
произведения, Панкрата, определили, какую роль играет природа в сказке.
(Помогает мальчику понять и оценить себя).
-Кто
помогает Фильке исправить зло? (ребята, жители деревни). Как? (продолбить
лед около мельницы) Как называется труд, когда работают все вместе на общее
благо?(совместный труд).
-Да,
именно совместный труд, взаимовыручка помогли Фильке искупить свою вину.
Дискуссионная карта . (
2 мин.)
(заполняет
каждый в группе, затем выбирают лучшую работу, тот будет выступать от
группы.)
Осуждаете
ли вы Фильку?
Да, потому что
|
Нет, потому что
|
Самооценка.
-
Ребята, а кому жалко Фильку? Почему?
(Ответы
детей: Неласковому и нелюбимому всегда гораздо труднее живётся, чем
доброму и приветливому, которого все любят).
Работа
над лексическим значением слова «теплый»( 2 мин).
На
экране написано несколько лексических значений:
Заглянем
в словарь Ожегова. Значения слова теплый:
1.Нагретый,
дающий или содержащий тепло.
2.Не
знающий морозов, южный.
3.Хорошо
защищающий тело от холода.
4.Имеющий
отопление.
5.Отличающийся
внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
-В каком
лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый
хлеб?(5 значение)
Итак, в
чем смысл названия сказки?
(Эту
сказку Паустовский называет так не случайно. Теплый –значит добрый, сделанный
с любовью. Хлеб , согретый теплотой растаявшего сердца Фильки. Это своего
рода искупление вины Фильки. Хлеб был теплым не только потому, что его
недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).
Работа
по карточке. ( 3 мин.)
У вас на
столах лежат карточки с заданиями.
Вопрос:
В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г.Паустовского
«Теплый хлеб»? Обведите кружком номер правильного ответа.
1.Добрый
человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2.Человек
становится добрым только среди добрых людей.
3.Злое
дело нужно обязательно исправить – совершить добрый поступок.
4.Злой
человек вредит прежде всего самому себе.
Проверка
(на экране выделяется правильный ответ). Взаимооценивание в группе.
-Какова
же , по вашему мнению, основная мысль сказки? Чему она нас учит? (обращение
к эпиграфу).
-Обратите
внимание на добрые советы сказки Паустовского.
Домашнее
задание: (на
смайликах) ( 1 мин.)
1)
повторить содержание сказки,
2)подобрать
высказывания о добре,
3)нарисовать
рисунок ( творческое задание).
4)
инд.зад.сценка «Притча бабки» ( творческое задание).
Рефлексия.
(
3 мин.) Рефлексивный экран.
На
экране начало фразы. Ребята по кругу высказываются одним предложением.
Сегодня
я узнал…
Было
интересно …
Было
трудно …
Я понял,
что …
Я
почувствовал, что…
Я смог…
Я
попробую …
Я
доволен тем, что…
Мне
захотелось…
Оценивание
с комментированием. ( 2 мин.)
Упражнение
«Комплимент» (1 мин)
_Оцените
вклад друг друга в урок. Выразите комплимент - похвалу в адрес любого
человека.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.