Урок
литературы в 5 классе
Тема : Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Учитель : Бердибекова
Аманкуль Тастемировна
ЦЕЛИ:
1.
показать
детям красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими,
художественными; слушать и понимать музыку;
2.
продолжить
работу по развитию правильного, сознательного, выразительного чтения; обогащать
словарный запас; воспитывать любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: картина Грабарь «Зимний пейзаж» или
Шишкин «Зима в лесу», музыкальный центр, диск с музыкальной пьесой Чайковского
«Январь»; интерактивная доска
ХОД УРОКА:
1.
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. Опрос
домашнего задания: ситотворение Данько “Дождик, деревце и мальчик”. Вопросы по тексту:
В
какое время года происходит событие?
-Какая
погода стоит на улице?
-Каким
представляете мальчика (возраст, внешность)?
-Как
относится к нему автор?
-На
какие части делится стихотворение?
-Какую
роль играют слова и выражения, употребленные в переносном значении?
2.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «ЗИМА».
Птица-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
-
Объясните, что значит «все покрылось серебром»?
-
А что за тройка, на которой примчалась зима?
-
Какие зимние месяцы вы знаете? (Вывешиваются карточки с названиями месяцев.)
(На доске вразброс написаны слова пословицы: «Год кончается, а зима
начинается».)
-
Подставьте слова так, чтобы получилась пословица.
3.
Опережающее задание. Тютчев – певец природы Презентация
Ученица
– Амирханова Аяжан
II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
БЕСЕДА.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим картины зимней природы, постараемся
почувствовать, как передал поэт своё настроение с помощью поэтического слова,
описывая зиму.
- Послушаем музыкальное произведение, которое имеет непосредственное отношение
к теме «Зима».
-
В стихотворении, которое мы сегодня прочитаем, изображается состояние природы
зимой.
– Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и подумайте, о чём
в нём говорится? Похоже ли оно на сказку? Почему?
1. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»
А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской
природы.
2.
Словарная работа: Чародейка, бахрома, цепь, мещет
Подберите синонимы к словам:
Чародейка (волшебница, колдунья)
Немой (беззвучный, тихий, безмолвный)
Неподвижный (замерший, оцепеневший, без движения, не
способен говорить)
Объясните значения слов:
Опутан (чем-то переплетён)
Окован (цепью)
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями,
мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как
обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых,
шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям,
мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
3.
Аудиоклип стихотворения
4. Минутка отдыха «Волшебный сон»
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
(Звучит тихая музыка)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете.
Ваши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас – слаб – лен – на
Дышится легко,
Свободно, глубоко (длительная пауза)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Веселы, бодры вы снова!
И к занятиям готовы!
- О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он
околдован, сном волшебным очарован…» Как ты понимаешь это?
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?
- Да. Наверное, именно о таком дне А.С. Пушкин сказал:
Мороз и солнце,
День чудесный!
- И то верно: что может быть чудесней русской зимы, когда небо чисто и воздух
прозрачен.
- Как рассказать о ней? ( Ответы учащихся.)
- Поляна сверкает, словно её разукрасил добрый волшебник. Снег белый, мягкий,
пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иногда он кажется не белым, а
розовым, тёплым. Сине – голубые тени ложатся вокруг деревьев. Красив лес!
Длинные ветки одеты в нарядные кружевные платья.
- В такой день хочется бродить по лесу, вдыхать чистый морозный воздух,
любоваться природой и каждый раз видеть в ней что – то новое.
5.Чтение
учащимися
III. Закрепительная
часть
1. Работа по составлению рассказов о зиме по картинкам.
Примерное
содержание рассказа.
Наступила
снежная зима.
Небо
затянуто серыми тучами. Солнышко слабо светит, но не греет. Дуют сильные ветры.
Снег покрыл все вокруг белым пушистым ковром. Река замерзла и превратилась в
прозрачное стекло. Красива природа зимой!
2.Чтение
стихов о зиме
3.
Песня «У леса на опушке»
4.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Выучить
стихотворение «Чародейкою Зимою…» наизусть; Написать эссе «Зима».
5.
Комментирование оценок.
Государственное
коммунальное учреждение
Средняя
школа №47
акимата
г.Тараз
Открытый
урок
русской
литературы в 5 классе
Тема: «Ф. И.
Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Учительница: Бердибекова
А.Т
Тараз
– 2014
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.