Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова.

Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова.

Скачать материал

Урок- обобщение «Басни И.А. Крылова»

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме “Басня”;
  • содействовать развитию внимания, памяти, навыков выразительного чтения;
  • содействовать воспитанию положительных нравственных качеств, любви к чтению.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;
  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

Слайд 2

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

СЛАЙд 3

Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Так ли это?

 

2 ученика читают стихотворение Исаковского

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

        Исаковский

                                     Конкурс знатоков басен

Разделимся на три команды (по рядам)

1. Представьте свою команду ( капитан объявляет название команды)

2. 1 команда – Что такое басня?

2 команда – Что такое аллегория?

3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой литературе?

3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ

За правильные ответы командам – карточки

4. Каждая команда получает один и тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка?

- Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)
  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)
  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)
  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
  8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)
  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей)

5.      Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде.
«Продолжи строчку...»
• «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
• «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
• «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».
• «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
• «Ты сер.../ а я, приятель, сед...».
• «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
• «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!
• «А Васька.../ слушает да ест».
• «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».
• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».
• «Усильного.../всегда бессильный виноват».
• «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
• «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»!
• «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
• «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
• «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

6. ВИКТОРИНА

Из какой басни эти строки?  ( в это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после, а в это время звучит аудиозапись басни)

  • “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).
  • “Ты все пела? Это дело:
    Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
  • “Ай, Моська! Знать она сильна,
    Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
  • “А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
  • “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
    Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
  • Мартышка к старости слаба глазами стала,

А от людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки»)

 

 

7. Инсценировка басен

1 команда – «Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.)

2 команда – «Ворона и лисица» (ворона, лиса; сыр)

3 команда – «Кукушка и петух» (кукушка, петух, воробей)

 

8. ? Коллаж

Каждая команда получает фигурки животных, др.  рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной из басен.

 Подведение итогов конкурса. Выставление оценок.

 

Этап рефлексии


Стихотворение П.Вяземского.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Заключительный урок в разделе "Басни И.А.Крылова" для учащихся 5 класса. В начале урока просматривается небольшая презентация, сопровождаемая словами учителя о роли творчества Крылова для русской литературы. Основная часть урока проводится в форме конкурса знатоков басен. Командам  предлагается по одному теоретическому вопросу, творческие задания: соотнести иллюстрацию и строки из произведения, отгадать, кому из героев принадлежат слова, решить кроссворд и другие. Завершается урок инсценировками басен, заранее подготовленными командами. Мои деятиклассники до сих пор помнят этот урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 360
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карыженская Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3386
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе