Урок- обобщение «Басни И.А.
Крылова»
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме “Басня”;
- содействовать развитию внимания, памяти,
навыков выразительного чтения;
- содействовать воспитанию положительных
нравственных качеств, любви к чтению.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова;
- выставка книг о Крылове и детских рисунков
по басням;
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням
И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни
Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей.
Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес
к басням и желание их читать.
Слайд 1
Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ
дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно
близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и
первыми вашими книжками. Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка
Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или
баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего
замечательный русский баснописец.
Слайд 2
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его
басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным
поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду,
в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале
поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник
Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.
СЛАЙд 3
Бронзовая статуя изображает Крылова в его
обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц
и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены
эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали
по всей России.
Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен
актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни
помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с
недостатками. Так ли это?
2 ученика читают стихотворение Исаковского
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Исаковский
Конкурс знатоков басен
Разделимся на три команды (по рядам)
1. Представьте свою команду (
капитан объявляет название команды)
2. 1 команда – Что такое басня?
2 команда – Что такое аллегория?
3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой
литературе?
3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ
За правильные ответы командам – карточки
4. Каждая команда получает один и
тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для
гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка?
- Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:
- Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву. (Волк)
- Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. (Моська)
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
- Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
- Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад
в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
- Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. (Осёл)
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
- Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)
- Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! (Муравей)
5. Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой
команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде.
«Продолжи строчку...»
• «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
• «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка
такова».
• «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».
• «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
• «Ты сер.../ а я, приятель, сед...».
• «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
• «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди
на мне растут»!
• «А Васька.../ слушает да ест».
• «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».
• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он
Кукушку ».
• «Усильного.../всегда бессильный виноват».
• «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
• «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»!
• «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
• «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
• «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды,
не чувствуя, что он вкушает их плоды».
6. ВИКТОРИНА
Из какой басни эти строки? ( в
это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после,
а в это время звучит аудиозапись басни)
- “У сильного всегда бессильный виноват”
(“Волк и Ягненок”).
- “Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
- “Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
- “А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
- “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
- Мартышка к старости слаба глазами стала,
А от людей она
слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки»)
7. Инсценировка
басен
1 команда –
«Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.)
2 команда – «Ворона
и лисица» (ворона, лиса; сыр)
3 команда – «Кукушка
и петух» (кукушка, петух, воробей)
8. ? Коллаж
Каждая команда
получает фигурки животных, др. рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной
из басен.
Подведение итогов
конкурса. Выставление оценок.
Этап рефлексии
Стихотворение П.Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.