Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 10 классе по творчеству Н.Некрасова

урок литературы в 10 классе по творчеству Н.Некрасова

Скачать материал

Дата урока:  12 октября

 

Тема урока: Женские образы в произведениях Н.Некрасова

 

Цели урока   1. отработка навыков выразительного чтения, чтение дополнительной литературы, осмысление идейно-художественных особенностей, систематизация знаний по теории литературы,

                                                             (обучающая)

                 2. воспитание чувств прекрасного через художественный текст,

                          воспитание интереса к предмету,

                                                             (воспитательная)

                 3. развитие творческих способностей.

 

                                                             (развивающая)

 

Методы обучения: урок- творчество, самостоятельная индивидуальная  работа, работа с текстом

 

Оборудование урока: портреты поэта и адресатов лирики, компьютер, оформление доски.

 

Формы познавательной активности учащихся: самостоятельная работа учащихся.

 

 

Основная часть урока

 

Что делают

 

Содержание этапов урока

 

Учитель

 

Ученик

I.Организация класса

Проверяет готовность класса к уроку. Ставит задачи и цели урока.

Готовятся к уроку.

II.Мотивационный этап.

 

 

Психологическая минутка.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших  умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

 

Стоят, взявшись за руки.

Затем садятся на свои места. Столы стоят кругом

 

III. Актуализация знаний.

 

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

 

Поэма “Мать”.

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

 

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

 

 

 

 

 

 

IV. Этап применения изученного.

 

 

 

 

 

 

V.Этап обобщения и систематизации знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов учебного занятия.

 

 

 

 

 

 

Предлагает работу в виде блиц-турнира.

Читают учителя:

1."Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать -

Всем дворянским манерам и штукам.

 

2.И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

 

3.Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

 

4.Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

 

5.Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

 

6.Выди, выди в рожь высокую!

Там до ночки погожу,

А завижу черноокую -

Все товары разложу.

Цены сам платил не малые,

Не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губы алые,

Ближе к милому садись!"   

 

7. Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого.

8.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

 

Презентация о жизни и творчестве поэта.

 

 

 

 

 

 

Предлагает провести анализ некоторых произведений Н.Некрасова

 

1.Повесть ямщика о горькой доли  крепостной в стихотворении «В дороге».

 

2.«Тройка» — первая в поэзии Некрасова обобщённая картина крестьянской женской «доли» Предлагает прослушать отрывок из романса в исполнении Обуховой (фонозапись)

3.Истинные виновники “падения” женщины в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...

В. Г. Белинский: “...его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я удивительное произведение — и уже наизусть выучил”.

4.«Святые, искренние слезы…»

Актуальность стихотворения. Связь с современностью.

 

5.Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Женщина –жертва или олицетворение долга и чести?

Далек мой путь, тяжел мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь…

 

“Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…”

Как вы понимаете слова великого поэта?

 

 

Предлагает план предстоящего сочинения

 

 

План

I. Некрасов – гениальный русский поэт.

II .Образ женщины в произведениях Н.Некрасова

1.     Повесть ямщика о горькой доли  крепостной в стихотворении «В дороге».

2.     «Тройка» — первая в поэзии Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли»

3.     Истинные виновники “падения” женщины в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...”

4.     «Святые, искренние слезы…»

5.     Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

III. “Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…”

Находят соответствие названия произведения с буквой (карточки на столе)

«В дороге»  Н

«Тройка» Е

Еду ли ночью по улице темной К

"Внимая ужасам войны" Р

«Русские женщины»А

“Коробейники” С.

."Кому на Руси жить хорошо"  О

«Мороз, Красный нос»В

 

 

Делают вывод о том, что им предстоит работа по творчеству Н.Некрасова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «Жизнь и творчество гениального  поэта» (Подготовленный ученик)

 

Делают вывод о гениальности русского поэта

 

Подготовленный ученик делает анализ стихотворения и читает отрывок наизусть

Подготовленный ученик делает анализ стихотворения и читает отрывок наизусть

Отвечают на вопрос о том, что заставляет женщину жертвовать собою.

Поводят диспут «Кто виноват?!»

 

 

 

 

Чтение наизусть стихотворения «Внимая ужасам войны».

Анализ стихотворения.

 

Чтение по ролям диалога губернатора и княгини Екатерины Трубецкой .

Исторические факты. Рассказ о Е.Трубецкой.

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращают внимание на иллюстрации с картин на стенде и устно подписывают их: «Крестьянка», «Мать» и т.д

VII. Рефлексия

Урок подходит к концу. Ваши впечатления.

Прослушивание песни «Коробейники» в исполнении Н.Кадышевой.

Мини- сочинение.

Внеаудиторная деятельность учащихся

Сочинение по теме: «Женские образы в произведениях Н.Некрасова ».

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 10 классе по творчеству Н.Некрасова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дата урока: 12 октября

Тема урока: Женские образы в произведениях Н.Некрасова

Цели урока 1. отработка навыков выразительного чтения, чтение дополнительной литературы, осмысление идейно-художественных особенностей, систематизация знаний по теории литературы,

(обучающая)

2. воспитание чувств прекрасного через художественный текст,

воспитание интереса к предмету,

(воспитательная)

3. развитие творческих способностей.

(развивающая)

Методы обучения: урок- творчество, самостоятельная индивидуальная работа, работа с текстом

Оборудование урока: портреты поэта и адресатов лирики, компьютер, оформление доски.

Формы познавательной активности учащихся: самостоятельная работа учащихся.

Основная часть урока

Что делают

Содержание этапов урока

Учитель

Ученик

I.Организация класса

Проверяет готовность класса к уроку. Ставит задачи и цели урока.

Готовятся к уроку.

II.Мотивационный этап.

Психологическая минутка.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Стоят, взявшись за руки.

Затем садятся на свои места. Столы стоят кругом

III. Актуализация знаний.

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

Поэма “Мать”.

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

IV. Этап применения изученного.

V.Этап обобщения и систематизации знаний.

VI. Подведение итогов учебного занятия.

Предлагает работу в виде блиц-турнира.

Читают учителя:

1."Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать -

Всем дворянским манерам и штукам.

2.И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

3.Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

4.Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

5.Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

6.Выди, выди в рожь высокую!

Там до ночки погожу,

А завижу черноокую -

Все товары разложу.

Цены сам платил не малые,

Не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губы алые,

Ближе к милому садись!"

7. Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого.

8.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Презентация о жизни и творчестве поэта.

Предлагает провести анализ некоторых произведений Н.Некрасова

1.Повесть ямщика о горькой доли крепостной в стихотворении «В дороге».

2.«Тройка» — первая в поэзии Некрасова обобщённая картина крестьянской женской «доли» Предлагает прослушать отрывок из романса в исполнении Обуховой (фонозапись)

3.Истинные виновники “падения” женщины в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...

В. Г. Белинский: “...его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я удивительное произведение — и уже наизусть выучил”.

4.«Святые, искренние слезы…»

Актуальность стихотворения. Связь с современностью.

5.Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Женщина –жертва или олицетворение долга и чести?

Далек мой путь, тяжел мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь…

“Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…”

Как вы понимаете слова великого поэта?

Предлагает план предстоящего сочинения

План

I. Некрасов – гениальный русский поэт.

II .Образ женщины в произведениях Н.Некрасова

1. Повесть ямщика о горькой доли крепостной в стихотворении «В дороге».

2. «Тройка» — первая в поэзии Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли»

3. Истинные виновники “падения” женщины в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...”

4. «Святые, искренние слезы…»

5. Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

III. “Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…”

Находят соответствие названия произведения с буквой (карточки на столе)

«В дороге» Н

«Тройка» Е

Еду ли ночью по улице темной К

"Внимая ужасам войны" Р

«Русские женщины»А

“Коробейники” С.

."Кому на Руси жить хорошо" О

«Мороз, Красный нос»В

Делают вывод о том, что им предстоит работа по творчеству Н.Некрасова

Презентация «Жизнь и творчество гениального поэта» (Подготовленный ученик)

Делают вывод о гениальности русского поэта

Подготовленный ученик делает анализ стихотворения и читает отрывок наизусть

Подготовленный ученик делает анализ стихотворения и читает отрывок наизусть

Отвечают на вопрос о том, что заставляет женщину жертвовать собою.

Поводят диспут «Кто виноват?!»

Чтение наизусть стихотворения «Внимая ужасам войны».

Анализ стихотворения.

Чтение по ролям диалога губернатора и княгини Екатерины Трубецкой .

Исторические факты. Рассказ о Е.Трубецкой.

Отвечают на вопрос.

Обращают внимание на иллюстрации с картин на стенде и устно подписывают их: «Крестьянка», «Мать» и т.д

VII. Рефлексия

Урок подходит к концу. Ваши впечатления.

Прослушивание песни «Коробейники» в исполнении Н.Кадышевой.

Мини- сочинение.

Внеаудиторная деятельность учащихся

Сочинение по теме: «Женские образы в произведениях Н.Некрасова ».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 447
    • DOCX 25.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ананьева Марина Зайдышевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ананьева Марина Зайдышевна
    Ананьева Марина Зайдышевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13556
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе