Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
С. Прасковея Буденновского района»
Урок литературы в 10 классе
«Направленность сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина»
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №3 с.Прасковея
Федорова Людмила Николаевна
Высшая квалификационная категория
«2013 -2014 учебный год
Направленность сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина
Цели:
1. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, стремление жить честно, приносить людям пользу.
2. Определить направленность сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина; определить социальные, философские и политические вопросы, поднятые автором.
3. Развивать умение анализировать поступки героев, делать выводы и обобщения.
Метод: эвристическая беседа.
Ход урока
Учитель:
Ребята, мы прочитали с вами сказки, как сам автор определил их жанр, – сказки для детей изрядного возраста. Давайте поразмышляем над ними.
- Подумайте, какой приём использует М.Е.Салтыков – Щедрин в своих сказках, чтобы показать противоположные взгляды разных социальных классов? (антитеза)
- Приведите примеры таких сказок.
- Какие вопросы поднимает автор в своих сказках? (Социальные, философские, политические)
2. Работа по теме.
- Как вы думаете, какие вопросы подняты М.Е. Салтыковым – Щедриным в сказке «Премудрый пескарь»?
Ответы учащихся.
- Верно, это философские вопросы. А какие именно? Давайте обратимся к самой сказке.
- Кто её главный герой?
- А чем занят он в течение всей жизни?
Ответы учащихся
- Да, пескарь стремится выжить. Рассмотрим психологию жизни пескаря и составим своеобразную схему.
Какова цель его жизни?
(Выжить во что бы то ни стало)
Какие средства он для этого использует?
( Жил дрожал, умирал дрожал)
Каков итог его жизни?
(Одиночество. Никто никогда не спросил у него совета, не обратился с просьбой, не испытал в нём нужды)
- Пример из текста
Каков же конечный результат?
(Пропал безвестно)
Пример из текста
Учитель.
- Известный русский писатель М. Горький считал, что существует две формы жизни: горение и гниение.
- К какой форме можно отнести жизнь пескаря?
- Известны ли вам примеры другой формы жизни?
- Вспомним, чьё имя носит соседняя школа? А знаете вы, какой подвиг совершил этот молодой человек? Он своей грудью закрыл командира. Погиб сам, но спас другого и поэтому удостоен высокого звания Герой России. Именно потому он будет жить в веках, ему обеспечено бессмертие.
(Учащиеся приводят примеры)
- Сделаем вывод.
Вывод: жить надо так, чтобы у тебя могли спросить совета, попросить помощи, чтобы ты был нужен людям, а люди не могли обойтись без тебя.
Учитель.
- А какие вопросы поднимает автор в сказке «Дикий помещик»?
Ответы учащихся
- Верно, социальные и политические. Разберёмся в них.
Социальные:
- тяжёлое положение народа, непосильный труд
- беспечное существование имущих классов за счёт труда народа.
Политические:
- бесправное положение народа, создающего блага и обеспечивающего благосостояние и благополучие правящих классов.
Учитель.
- Какое впечатление вызывает у вас помещик из сказки?
Работа в парах:
- Можно ли найти в образе этого героя положительные черты?
- Как вы расцениваете его отношение к народу?
- А как народ реагирует на поведение помещика? Может, он бунтует и возмущается?
Ответы учащихся:
Нет, народ терпит, а когда терпение заканчивается, обращается с просьбой о помощи к Богу. Текст сказки.
Учитель.
- Что изменилось в жизни помещика с исчезновением мужика?
- Как расценивают поступок помещика окружающие, медведь, например?
- Так способно ли общество обойтись без мужика? Как автор показывает, что это невозможно?
Ответы учащихся.
Ответы подтверждаютсятекстом сказки.
Учитель.
- А сам народ почувствовал свою значимость?
Ответы учащихся: ничуть, он покорно продолжает работать, влача жалкое существование.
Учитель.
- В какой сказке Салтыков-Щедрин объясняет такое положение дел?
Ответы учащихся: «Коняга».
Учитель.
- Кто герои этой сказки? В чём разница в их жизни?
Работа в группах:
1 группа:
Рассказать о жизни Пустопляса
6 группа:
Рассказать о жизни Коняги
- А в чём автор видит причину такого положения дел?
- Видит ли автор выход из этого положения? Прочитаем конец сказки.
- Кот же должен позаботиться о народе, о его судьбе? (сам народ)
- Готов ли он к этому?
Предложите свой конец сказки. Составление фанфиков.
3. Подведём итоги.
- Каково отношение Салтыкова-Щедрина к народу?
Ответы учащихся: он сочувствует ему, пытается пробудить его сознание, вызвать гнев, однако народ по-прежнему покорно сносит все тяготы жизни и смиряется со своей долей.
- Кто из писателей и поэтов поднимал в своём творчестве вопрос о народе и его судьбе? Вспомните произведения этих писателей и поэтов.
Ответы учащихся.
4. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: «Доля народная в произведениях М.Е.Салтыкова - Щедрина и Н.А.Некрасов
6 660 309 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.