Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева" (11 класс)

Урок литературы "Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева" (11 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Документы в архиве:

22.12 КБ
891 КБ
66 КБ
40.5 КБ
23 КБ
25 КБ
14.48 КБ
23.5 КБ
24 КБ
3.14 МБ
1.22 МБ
754 КБ
1.53 МБ
1.23 МБ



Тема урока:Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева

Цель

Сформировать представление о своеобразии лирики Ф.И. Тютчева, её философском характере


Задачи урока


  • познакомить учащихся с разнообразными гранями лирики Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие; учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля; раскрывать сложность и глубину его драматических переживаний;

  • развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь, креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки работы в паре;

  • вызвать интерес к философским проблемам; формировать эмоционально-ценностное отношение к природе и место человека в ней; пробуждать чувство прекрасного


Формы организации деятельности:индивидуальная, в парах, фронтальная работа


Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Тема урока, целеполагание

  3. Изучение нового материала. Создание буклета:

  • заполнение кластера;

  • сравнительный анализ стихотворений;

  • дополнение и анализ кластера

  1. Закрепление изученного

  2. Объяснение домашнего задания

  3. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Методы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, аудиофайл










Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Орг.момент

Чтение учителем стихотворения «Поэзия» Тютчева

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с Небес слетает к нам —
 
Небесная к Земным Сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на
бунтующее Море
Льёт
примирительный елей.



2. Тема урока

(Приветствие)

- Стихотворение называется «Поэзия».

-Попробуйте определить тему урока? С чем она будет связана?

-Именно о поэзии Тютчева, характере его лирики мы сегодня поразмышляем и создадим буклет.

-Как вы думаете, что нам это даст?




С лирикой Тютчева, его поэзией





В краткой форме изложить самые важные сведения о лирике Тютчева


3. Кластер

Работа в парах

Делают записи под Чайковского «Времена года»

-Вы уже читали стихотв. Тютчева.

Какие ассоциации у вас на данный момент вызывает его лирика? Какая она?

-Давайте составим кластер. Работаем в парах – 1 мин

Природа, любовь, философия и пр. (В) Легкая, красивая, торжественная, грустная… Делают записи под Чайковского «Времена года»


4. Чтение стихотворений о любви, природе; из философской лирики

- Вы уже читали стихотв. Тютчева (н-р, о временах года)

- Мне интересно послушать, какие из них вы выбрали о природе…

Читают фрагменты стихотв. по темам, указанным в кластере

(о природе, из любовной и философской лирики)


























5. Работа в парах: Анализ примеров стихотв.





Обращение к классицизму (лексика);


К романтизму (через образы стихий, символы)








Трагизм и двойственность

















Романс

- Перед вами тексты стихотворений Тютчева. О чем они?


- Давайте подумаем, как поэт пытается донести до нас свои мысли. Какие средства, образы для этого использует?

  • -лексические средства

  • -синтаксические средства

-Считается, что лирика Т. является некой платформой, основой для развития Символизма в нач.20 века

  • -слова-символы

-Можно ли в целом назвать лирику Тютчева светлой, радужной; мироощущение в ней безмятежным?

-Найдите слова или образы, которые помогают создать настроение.

-Тревожность и двойственность мировосприятия - в стихотворениях любой тематики (стр.309, 311,314+ «умиление» на стр.318)

Стр.318: Тютчев относился к своим стихам не как к литературному творчеству для публики – это был внутренний монолог, исповедь перед самим собой. Поэтому поэзия была ему необходима как примирение с жизнью и преодоление «двойного бытия души»


- Это хорошо просматривается в стихотв. «Я встретил вас…»

О природе, любви, Родине и пр.

Политическая, гражданская лирика





Использует эпитеты, вопросит. Предложения и пр.

Слова высокого стиля





Слова-символы

Ночь, день, звезды и пр.



(нет) Находят и зачитывают строки о тревожных размышлениях


Называют примеры (о любви, природе..)

















Слушают (с.316)


4. Подведение итогов

Возвращение к кластеру

Какими словами можно дополнить содержание кластера?


Слушают романс «Я встретил вас…» и дополняют содержание кластера








(высказывания современников на буклете)



Подвести к философии в лирике!

-Тютчева как поэта на родине приняли и высоко оценили его поэзию достаточно поздно

- Вам нравятся его стихотворения? Почему?

- Его современники высоко ценили его вклад в литературу

- Как вы считаете, интересна нашим современникам лирика? Чем?

- Подумайте, какое из слов кластера лучше всего могло бы охарактеризовать лирику Т.?





Да/Нет





Много вопросов



Философская


Самооценка

-На листочках напишите ФИ, поставьте себе отметку за урок



Д/з


  1. С.309-318;

  2. Ответить на вопрос №5 на стр.318:

Как вы понимаете фразу «Мысль изреченная есть ложь»? (из стихотворения «Silentium!»)

  1. (по желанию) Мини-рассуждение о своеобразии лирики Тютчева(или синквейн) – на обратной стороне буклета









При наличии времени


Об эволюции и специфике поэзии (слово учителя)










Сайты

-Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.

  • «звук цвета» и «цвет звука»

  • Сложность души через образы из мира природы


(об этом прочитают в статье)











Показать информационные Интернет ресурсы, связанные с творчеством поэта





Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета
Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tu...
‹‹
1 из 13
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета
Описание слайда:

Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tu
Описание слайда:

Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tutchev.ru/ http://www.fedor-tutchev.narod.ru/ http://tyutchev.ru/index.html http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/gen.html http://www.tutchev.com/index.shtml

I

I

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Ф.И. Тютчев


I

I

I

I

I

I

I

I

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей…

А.А. Фет


I

I

I

I

I

I

I

Без Тютчева нельзя жить…

Л.Толстой


I

I

I

I

I

I

II


I

г. Ф. Т. принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии

Н.А. Некрасов


I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m6fe55d7a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Интернет-страницы

о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Федор Иванович

Тютчев







I

I

Ihello_html_m2cf78ee8.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I


1803 - 1873

I

I

I

I

I

I

I

Поэт, дипломат


?







I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

Ihello_html_m43c30d59.gif

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

Ihello_html_m366188a6.gif

Ihello_html_m35d61f21.gif

I

I

I

Ihello_html_m78577323.gif

I

I

Ihello_html_m3c62f7b0.gif

I

I

I

I

Ihello_html_7e80ece3.gifhello_html_m2b4c2897.gif

Ihello_html_m5692e68e.gif

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

Ihello_html_m6a10a894.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____







Весна... Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам…

***

Вечер мглистый и ненастный...
Чу, не жаворонка ль глас?..
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мертвый час?..
Гибкий, резвый, звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час...
Как безумья смех ужасный,
Он всю душу мне потряс!..

***

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в п.ервый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..


***

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.


***

На небе месяц — и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...


Название документа

***

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.


***

Родной ландшафт... Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Всё голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья —
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера...


***

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые —
И где теперь, туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах —
Как брат меньшой, умерший в пеленах...

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!


***

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.


***

Русская география

Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.


Название документа



Любовь, любовь – гласит преданье.

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье

И поединок ... роковой...

***

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

***

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей…





***

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом...

И все еще была она

Той свежей прелести полна,

Той дорассветной темноты,

Когда незрима, неслышна,

Роса ложится на цветы...

Вся жизнь ее тогда была

Так совершенна, так цела

И так среде земной чужда,

Что, мнится, и она ушла

И скрылась в небе, как звезда.

***

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…



















Название документа

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был —

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!


***

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Над вами светила молчат в вышине,

Под вами могилы — молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:

Бессмертье их чуждо труда и тревоги;

Тревога и труд лишь для смертных сердец...

Для них нет победы, для них есть конец.


***

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!



***


Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.


Название документа

***

Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, —
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале...

Кончив пир, мы поздно встали
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины...
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, —
Как над этим дольным чадом
В горнем, выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами...


***

Поэзия

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.


***

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

***

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»


***

Молчит сомнительно Восток,
Повсюду чуткое молчанье...
Что это? Сон иль ожиданье,
И близок день или далек?

Чуть-чуть белеет темя гор,
Еще в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор...

Смотрите: полоса видна,
И, словно скрытной страстью рдея,
Она всё ярче, всё живее —
Вся разгорается она —
Еще минута, и во всей
Неизмеримости эфирной
Раздастся благовест всемирный
Победных солнечных лучей...











  • Русский язык и литература
Описание:

Работа содержит план-конспект урока в 11 классе, иллюстративный материал, аудиофайлы, а также раздаточный материал, включающий образец буклета о характере поэтического творчества Ф. И. Тютчева для заполнения учащимися и лист для самооценки на уроке

Цель урока

Сформировать представление о своеобразии лирики Ф.И. Тютчева, её философском характере

Задачи урока

познакомить учащихся с разнообразными гранями лирики Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие; учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля; раскрывать сложность и глубину его драматических переживаний;

развивать способности  нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь, креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки работы в паре;

вызвать интерес к философским проблемам; формировать эмоционально-ценностное отношение к природе  и  помогать видеть место  человека в ней; пробуждать чувство прекрасного

 

Автор Колечкова Ольга Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1278
Номер материала 1940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: