Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: Торжество
самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».
Задачи:
1.
Формировать умение воспринимать
мир чувств и переживаний героев художественного произведения, их психологическое
состояние, мотивы поступков персонажей.
2.
Развивать устную и
письменную монологическую речь, логическое мышление: умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы; творческое воображение учащихся, навыки
анализа текста, навыки выразительного чтения.
3.
Воспитывать чувство
товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Оборудование: компьютер, презентация, диск с записью х/ф
«Снежная королева», учебники, иллюстрации.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою
готовность к уроку. Садитесь.
Сегодня у нас на уроке очень много работы. Я
думаю, если вы проявите активность, будете мыслить, думать, сопереживать, то
вынесете для себя очень много полезного и интересного.
/звучит музыка «Если вы не так уж боитесь
Кощея…»
(Ю.Энтин)
К этому стремятся многие сказочники, этого
ждут те, кто читает сказки.
П. Обобщение изученного материала.
1. Сообщение темы ми целей урока.
– Определите, над произведением какого писателя мы будем сегодня работать?
Он родился в Дании, жил в Копенгагене. Сын
прачки и сапожника. Учился в школе для бедняков, потом в гимназии, работал
ткачом, пытался стать певцом и балетным актером, а теперь его называют великим
сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).
- Какие сказки Андерсена вы читали?
- Давайте вспомним, что такое сказка? (Это
жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)
- Чем отличается сказка народная от
литературной?
Расшифруйте название сказки, над которой мы
будем сегодня работать.
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Сегодня у нас заключительный урок по этому
произведению и поэтому его тема звучит так:
«Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке
Х.К. Андерсена «Снежная королева»».
- Кто из вас сможет самостоятельно определить
цель нашего урока?
- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
2. Угадай героя по описанию.
А сейчас давайте вспомним героев, с которыми
мы встретились на страницах сказки «Снежная Королева». Попробуйте узнать
сказочного персонажа по его описанию.
1.
Он знает все четыре
действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране
квадратных миль и жителей. (Кай)
2.
Девочка выучила псалом, в
котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о
своих розах, и он подпевал ей. Дети пели, взявшись за руки, смотрели на
солнечное сияние и разговаривали с ним…(Герда)
3.
Они рассказывали о зеркале
как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной
страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде.
Напоследок им захотелось добраться до неба. (Ученики Тролля)
4.
Это была высокая,
стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега. Она
была так хороша! Более умного, прелестного лица Кай себе представить не мог.
Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и
кивала ему головой. (Снежная Королева).
5.
Она была ужасно
избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем
черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала:
– Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на
тебя. (Маленькая разбойница)
6.
Из домика вышла, опираясь
на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной
чудесными цветами.
7.
Он смастерил такое зеркало,
в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и
безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.
8.
Она прочла все газеты на
свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на
троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы
мне не выйти замуж?” “А ведь в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось
выйти замуж.
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с
заданием.
- Какие еще герои встретились на страницах
этой сказки, но я не представила их описание?
3. Работа с планом
произведения (в группах).
- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сюжет сказки.
Перед вами план произведения, в котором нарушена последовательность событий.
Некоторые пункты плана пропущены. Вы должны восстановить логическую
последовательность и подобрать к каждому пункту плана иллюстрацию, которые
лежат у вас на партах. Нужно соотнести пункт плана с соответствующей
иллюстрацией. Эту работу вы выполняете в группах.
План
1.
Зеркало и его осколки.
2.
Мальчик и девочка.
3.
Первая встреча со Снежной
королевой.
4.
Превращение Кая.
5.
Кай в санях у Снежной
королевы.
6.
В волшебном саду
старушки-колдуньи.
7.
Герда в королевстве
принцессы.
8.
Герда у маленькой разбойницы.
9.
Лапландка и финка.
10.
В чертогах Снежной
королевы.
/проверка работы
4. Анализ сказки.
- Дайте характеристику главным героям. Чем они были похожи,
что украшало их жизнь?
- Как вы думаете, чувствовали ли они себя счастливыми? Почему? Докажите.
- Какое событие сильно изменило жизнь детей?
- Какими свойствами обладало зеркало и его осколки?
- Как изменяется после этого Кай? Каким он стал?
- Какое чувство испытал Кай, увидев Снежную королеву в первый раз? Прочитайте.
- Какой представляется Каю Снежная королева потом? Зачитайте.
- А что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай?
(Герда отправляется на поиск Кая).
- Как вы думаете, что заставило Герду
отправиться в такой длинный и долгий путь?
(Её любящее, горячее сердце подтолкнуло
Герду с этому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна помочь
ему).
- Какими качествами должна была обладать
Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности?(Быть сильной, смелой, верной,
преданной дружбе).
- Представьте, если бы вы оказались на
месте Герды. Смогли бы поступить так же, как она?
- Как ее характеризует история с красными башмачками?
- Кто помогает Герде на её трудном пути? (Люди и животные).
5. Выразительное чтение в лицах диалогов.
Давайте прочитаем отрывки из сказки, в которых рассказывается, как люди
и животные помогают девочке.
6. Просмотр отрывка из х/ф
«Снежная королева».
- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из
художественного фильма «Снежная королева». Сравним, как происходящее
представляем мы с вами, и каким его увидел режиссёр фильма. Книга и фильм – это
разные художественные произведения, режиссёр передаёт в фильме своё видение
событий, но по сюжету сказки.
7. Обобщающая беседа.
- Почему Герда оказалась сильнее Снежной
королевы? В чем ее сила?
(У Снежной королевы – холодное сердце, а у
Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она
побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).
- Кто еще помог Герде? Почему Божья помощь
дается именно ей? (Герда действует по велению сердца)
- Какими
мы видим Кая и Герду в конце произведения? Изменились ли они? Зачитайте.
(Взрослые Кай и Герда остались детьми сердцем и душою. Поэтому им помогает Бог,
хранит их любовь и дружбу.)
7. Работа с эпиграфом
Вспомните, какой вопрос задает Герда
девочке, когда дети возвращались домой? Как бы вы на него ответили? (Человек
всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно
спасти человека).
- Как вы понимаете слова великого сказочника?
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте
оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте
терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе
человечность, отзывчивость и доброту». Г.Х.Андерсен.
III
Итог урока
- У нашей сказки счастливый конец, как,
наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало
опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на
внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А
это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить
злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни,
настоящее сокровище. Оно даёт человеку огромную силу, делает его непобедимым.
Рефлексия
- Кто из героев вызвал у вас симпатию? Почему?
- Какой вид работы на уроке особенно
понравился?
- Что полезного вы вынесли для себя?
- Встаньте те, кто доволен своей работой на
уроке.
Выставление отметок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.