Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока:
«Лирика Н.А.Некрасова»
« Я лиру посвятил народу своему…»
2 слайд
10 декабря- 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова
3 слайд
Цели урока
Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее связи с фольклором.
Развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
Развивающие:. Способствовать формированию информационной культуры.
.Сопоставлять репродукции картин и художественное произведение.
Воспитательные :.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания к судьбе народа, человеку, воспитывать чувство гордости к русской женщине; художественный вкус.
Оборудование: портрет поэта Н.А.Некрасова, репродукция картины И.И.Репина «Бурлаки на Волге»
4 слайд
Детство Н.А.Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился 28ноября (10 декабря ) 1821г в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна- вышла из небольшой дворянской семьи. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов – небогатый помещик, армейский офицер. Некрасову было всего три годика, когда семья переселилась в имение Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
5 слайд
Отец – Алексей Сергеевич Мать- Елена Андреевна
Играла ты и пела гимн печальный;
Ту песню, вопль души многострадальной,
6 слайд
Село Грешнево. Дом поэта.
0004-004-Greshnevo-jaroslavskoe-imenie-ottsa.jpg
7 слайд
Дружба с крестьянскими детьми
При усадьбе у Некрасовых был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоко, груши, смородину.
Конечно, барскому сыну не разрешалось дружить с детьми крепостных крестьян. Но ,улучшив удобную минуту; мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался. Этот момент его жизни- непосредственное общение с крестьянскими детьми –оказал влияние на его творчество.
8 слайд
Детство на Волге
Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостные впечатления Некрасова связаны с великой русской рекой .
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я
Один по утренним зарям
Когда еще все в мире спит
И алый блеск еще скользит
По темно –голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
9 слайд
Детство и юность поэта прошло на Волге. Здесь же он увидел бурлаков, которые, согнувшись тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный и безрадостный труд волновал мальчика до слез. Очень рано он испытал сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом- гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
10 слайд
В 1832г. 11-летний Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Здесь он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова.
Здание Ярославской гимназии.
М.Ю. Лермонтов.
11 слайд
«Петербургские мытарства»
В 1838 году Н.Некрасов решает поступить в Петербургский университет. Его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но он не послушал отца.
В Петербург Некрасов явился с рекомендательным письмом
К генералу Д.П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные способности юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.
Можно с уверенностью сказать, что ни один русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел Некрасов в свои первые петербургские годы. Он оказался без единой точки опоры: без пристанища, и конечно, без денег..
12 слайд
Возвращение на Волгу
slide77.jpg
13 слайд
Волга – вечная река
14 слайд
Первые литературные успехи.
В Петербург Некрасов привёз свои первые литературные произведения. После долгих месяцев бедности он выпустил в 1840 г. Сборник стихов «Мечты и звуки».
15 слайд
Произведения
Н.А.Некрасова
16 слайд
Произведения Н.А.Некрасова
17 слайд
С большой теплотой писал Н.Некрасов о крестьянских детях, которых хорошо знал и любил за любознательность, живость ума, находчивость и трудолюбие.
Кто часто их видел,
Тот. верю я, любит
Крестьянских детей.
И шествуя важно,
В спокойствии чинном,
Лошадку ведет под
узды мужичок…
18 слайд
Произведения Н.А.Некрасова
19 слайд
Поэзия Н.А.Некрасова
20 слайд
Славная осень…. Продолжить стихотворение
21 слайд
Некрасов высоко ценил в русской женщине ее энергию, силу и
духовную красоту.
Есть женщины в русских селеньях,
С спокойною важностью лиц.
С красивою силой в движеньях
С походкой со взглядом цариц.
По мне обиды смертные,
Прошли и не отплаченные,
И плеть по мне прошла..
22 слайд
Узнать из какой поэмы отрывок и прочитать
Некрасов высоко ценил в русской женщине её энергию, силу характера.jpg
23 слайд
Игра »Кто больше знает?
Одна команда задает по три вопроса по творчеству поэта другой команде.
Одна команда читает отрывок из ранней лирики поэта, другая должна узнать названия стихотворения, продолжить и рассказать об истории создания данного стихотворения.
24 слайд
Прочитать отрывки из стихотворении ««Пророк» каждого автора и произвести сопоставительный анализ.
Н.А.Некрасов
«Пророк»
1874г
А.С.Пушкин
«Пророк»
1826г
М.Ю.Лермонтов
«Пророк»
1841г
25 слайд
Творчество Н.А.Некрасова посвящено народу.
Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова было посвящено народу. Поэт уверен: жить можно только в служении народу, а не себе.
Основным мотивом и пафосом некрасовской поэзии является жизнь угнетенного народа, его боль и сострадание.
И эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.
26 слайд
Стихотворение «Волга»
Прочитать стихотворение наизусть
27 слайд
Прочитать отрывки стихотворении о народе.
28 слайд
29 слайд
История создания стихотворения
« Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком, и передал; пересказав, прибавил, что думает воспользоваться этим воспоминанием в одном из стихотворений, которые хочет написать. Прочитав... «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений...»,-
вспоминал Николай Чернышевский.
30 слайд
Я призван был воспет твои страданья, терпеньем изумляющий народ…
31 слайд
Последние стихи поэта
Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней,
Я умру - моя померкнет слава,
Не дивись - и не тужи о ней!
Посвятил своей жене Зинаиде Николаевне
32 слайд
8 января 1878 года после тяжелой болезни Н.А.Некрасов умер
«Со времени Пушкина едва ли ко гробу
какого-нибудь писателя
стекалось столько народу,
сколько мы видели
у гроба Н.А. Некрасова»
«Отечественные записки» 1878г №1
33 слайд
Именем Некрасова названы:
0006-006-Imenem-Nekrasova-nazvany-ulitsy-v-Peterburge-v-1918-v-Rybatskom.jpg
34 слайд
Boeing 767-36N/ER «Н. Некрасов»
Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлота (б/н VP-BAZ).[3]
В честь Некрасова назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли),
в районе которого он провёл своё детство.
В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861—1875 годах устроен
музей-заповедник поэта.
С 1946 года в Санкт-Петербурге работает Музей-квартира Н. А. Некрасова.
В городе Чудово Новгородской области работает Дом-музей Н. А. Некрасова.
Именем Некрасова названы улицы в Волгограде, Воронеже, Казани, Калининграде,
Липецке (снесена),
Лобне, Ломоносове, Минске, Новокузнецке, Одессе, Павловске,
Подольске, Перми, Реутове,
Самаре,
Санкт-Петербурге, Томске, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах.
Писателю установлены памятники в Некрасовском, Немирове, Санкт-Петербурге,
Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах.
В филателии
35 слайд
Марки с портретом поэта
Почтовая марка СССР, 1946 год
36 слайд
Почтовая марка СССР, 1971 год
37 слайд
Памятник Н.А.Некрасову в Ярославле
Некрасовяр.jpg
38 слайд
Памятник в Петербурге
Именем Некрасова названа улица
памятник в Петербурге именем некрасова названа улица.jpg
39 слайд
«С самого начала он всем понятен.
Все его подхватывают, все его прочитывают, все его заучивают наизусть, все его поют»
Луначарский А.В.
40 слайд
«Элегия»
« Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру
неведомый ему.
Но я ему служил-
И сердцем я спокоен…
41 слайд
Закрепление урока
Что вы узнали нового о великом поэте?
Ответить на проблемный вопрос урока:
Почему Некрасова считаем поэтом –гражданином и поэтом народным?
42 слайд
43 слайд
1. Некрасова звали
а)Иван Алексеевич
б)Алексей Николаевич
в) Сергей Алексеевич
г)Николай Алексеевич
44 слайд
2. Некрасов
а)был влюблен в П. Виардо
б)участвовал в обороне Севастополя
в)был редактором журнала «Современник»
г)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Пала
45 слайд
3. Некрасов учился
а) в Ярославской гимназии
б) в Царскосельском Лицее
в) в кадетской школе
г) в школе искусств
46 слайд
4.Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а)роман-эпопея
б)рассказ-эпопея
в)поэма-эпопея
г)повесть-эпопея
47 слайд
5. Какое произведение не принадлежит Некрасову
а)«Железная дорога»
б)«Невский проспект»
в)«Памяти Добролюбова»
г)«Русские женщины»
48 слайд
6 Годы жизни Н. Некрасова
а)1814 - 1841
б)1809 - 1852
в)1821 – 1878
г)1799 – 1837
49 слайд
7. Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»
а)ямб
б)хорей
в)анапест
г)дактиль
50 слайд
8.Детство поэта прошло на реке
а)Днепр
б) Волга
в) Лена
г) Дунай
51 слайд
9. В жизни Некрасова
а) Была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) Было произведение, сожженное из-за жестокой критики
в) Было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) Были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал
52 слайд
Годы смерти Некрасова
а) 1822-1878
б)1825-1877
в)1821-1877
г)1821-1878
53 слайд
Итоги урока
Выставление оценок
Выучить одно стихотворение поэта по выбору и сделать его анализ.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по раннему творчеству Н.А. Некрасова) 6 класс.
Канкулова Марита Лябидовна, преподаватель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цели:
Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее связи с фольклором.
Развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
Развивающие:. Способствовать формированию информационной культуры.
.Сопоставлять репродукции картин и художественное произведение.
Воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры и воспитанию патриотизма.
.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания к судьбе народа, человеку, воспитывать чувство гордости к русской женщине; художественный вкус.
Оборудование: портрет поэта Н.А.Некрасова, репродукция картины И.И.Репина «Бурлаки на Волге»
Тип урока: урок обобщения
Форма: интегрированный урок (литература, музыка, изобразительное искусство).
Предварительное домашнее задание.
1. Перечитать стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз Красный Нос». «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Выучить песни на стихи Н.А.Некрасова.(«Что ты жадно глядишь на дорогу», «Эх, ухнем»…)
3. Ответить на вопросы учебника.
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка цели.
Слово учителя о Н.А.Некрасове.
- Сегодня на уроке мы проведем разговор о творчестве замечательного русского поэта Н.А.Некрасова.
- Обратите внимание на тему урока. Кому посвящает Некрасов свое творчество?
- (Некрасова справедливо называли певцом русского народа, его тяжелой доли ).
- 10 декабря мы отмечаем 190-летие великого поэта. Ребята, а почему Некрасова называют поэтом народным?.
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей …
Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
“Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли”, - вспоминал писатель.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.
Конечно, это отразилось и в его творчестве.
Послушаем стихотворение «Школьник», кстати, любимое стихотворение Василия Макаровича Шукшина, который вслед за С. А. Есениным и А. Т. Твардовским наиболее плодотворно продолжил некрасовскую, традицию. Обращение к крестьянскому мальчику, идущему в школу, заканчивается восклицанием:
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,—
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
V. Слушание стихотворения (грамзапись).
Школьник
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невесёлая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Работа по презентацию.
Творчество великого русского поэта.
1. Годы жизни поэта.
2. Родители поэта
3. Дружба с крестьянскими детьми.
4. Отношение отца к поэту.
5. Отказ от поступления Некрасова в военную кадетскую школу
6. Письмо отца с угрозой оставить его без материальных средств, которая была выполнена.
7. Борьба за выживание.
8. Первые успехи в творчестве.
9. Первые литературные успехи поэта.
10. Чтение стихотворений Н.А.Некрасова.
А теперь продолжим урок в виде игр и конкурсов.
Послушаем первое задание.
1.« Славная осень…. Продолжить стихотворение с комментированием.
Работа по группам.
Молодцы.
Теперь послушаем второе задание.
2. Узнать по картине, из какого произведения и прочитать отрывок.
- Некрасов высоко ценил в женщине ее энергию, силу и духовную красоту.
- Прочитать отрывки из произведении, где он воспевает тяжелую долю русской женщины.
Чтение отрывков из поэм «Мороз Красный Нос», « Кому на Руси жить хорошо»
Исполнение песни «Эх, ухнем»
- А теперь поиграем.
Игра « Кто больше знает»
Одна команда задает другой команде по 3 вопроса по творчеству поэта другой команде.
Одна команда начинает отрывок из стихотворения, другая продолжает.
Выигрывает та команда, которая больше наберет очков.
-Ребята, я знаю, что вы посещаете кружок «Исследователи». Я вам заранее дала поискать что-то новое, интересное о Н.А. Некрасове. Если вы готовы, то начнем нашу исследовательскую работу.
Исследовательская работа.
Прочитать стихотворение отрывки из стихотворений «Пророк» А.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова.
Рассказать о сходстве и различии стихотворений.
Кому посвятил свое творчество Некрасов?
Прочитать стихотворение « Волга»
Рассказать об истории создания стихотворения.
Что об этом писал Н.Чернышевский?
Работа по хронологической таблице.(презентация)
Чтение стихотворений.
Отношение автора к своему народу.
Задание: Дать характеристику поэту, выбрав нужные словосочетания.
Любит родину, любит природу, переживает за народ, равнодушный, патриот своей страны, злой насмешник, сочувствует народу, переживает за свою страну.
Последние стихи поэта ( чтение стихотворения, посвященное своей жене- Зинаиде Николаевне.(приложение)
Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней,
Я умру - моя померкнет слава,
Не дивись - и не тужи о ней!
- Смерть поэта потрясла всю Россию. После тяжелой болезни от рака кишечника умер Некрасов 8 января 1878 года.
Но великий поэт живет в сердцах у каждого из нас, потому что он певец и защитник простого народа
- Именем Некрасова названы улицы, библиотеки, названия улиц, почти в каждом крупном городе есть памятники великому поэту, были выпущены марки с портретом поэта, построены музеи..
- Я хочу закончить свой урок великолепными словами А.В. Луначарского:
«С самого начала он всем понятен.
Все его подхватывают, все его прочитывают, все его заучивают наизусть, все его поют»
Луначарский А.В.
Закрепление урока:
На этой великолепной ноте мы и закончим наш урок. Молодцы, ребята. Все вы поработали хорошо. Давайте закрепим наш урок:
Закрепление урока тестовыми заданиями.
Подведение итога урока
6 664 805 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Канкулова Марита Лябидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.