Тема: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А.
А. Фета
Цель: 1. познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни
замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях,
2. открыть для
себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы
возлюбленных поэтов,
3. эстетическое и нравственное
воспитание учащихся.
Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и
А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.
Форма проведения: гостиная
Методические приемы: рассказ учителя, чтение
стихов и комментарии к ним, сообщения
учащихся, прослушивание романсов.
Ход
урока
Учитель: Великий В.
Шекспир, утверждая:
На всей земле не встретите
поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в
прекрасных
Слезах любви…
Федор Иванович
Тютчев. Одной из центральных в его зрелом
творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную
страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 году
Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя
незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил
позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.
Звучит
романс «Я встретил Вас – и все былое…»
Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг.
После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором
Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает
жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой
жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда
Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую
поэзию бессмертным лирическим циклом.
Уч-к: Любовь в
лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать
причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего
оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения,
которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье.
О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен
Елене Александровне Денисьевой, последней любви
поэта.
Еще
стремлюсь к тебе душой –
И в
сумраке воспоминаний
Еще ловлю
я образ твой…
Твой милый
образ, незабвенный,
Он передо
мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью
на небе звезда…
Учитель: Тютчеву 47
лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они
любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми
до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему
любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с
Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала
на плечи Денисьевой.
Уч–к: Это была и
счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского
света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей
семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь,
заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая
Тютчева сознанием своей виновности.
Стихотворение
«Я очи знал, - о, эти очи!..»
Уч-к: Под
влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась
раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864
году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и
запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений
любовно – психологической лирики в русской и мировой
литературе.
Стихотворение
«Как ни бесилося злоречье…»
Уч-к: В своих
прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом
ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском
цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство,
страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии
оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией
для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого
отношения общества, толпы к любящим:
«… Толпа,
нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев
назвал роковой силой.
Стихотворение
«Две силы есть – две роковые силы…»
Уч-к: «Денисьевский
цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой,
совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей
подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное
изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не
состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова,
Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой,
трагически звучащей ноты.
Стихотворение
«О, как убийственно мы любим…»
Уч-к: Тютчев даёт
романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок
роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это
столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.
Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он
не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она,
страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:
То в гневе, то в
слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе
уязвлена,
Я стражду, не живу,
им, им, одним живу я –
Но эта жизнь!.. О,
как горька она!
Стихотворение
«Весь день она лежала в забытьи…»
Уч-к: Стихотворение
посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А.
Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в
бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча
по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму
дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.
Учитель: Поэзия
Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам
близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий
тайновидец человеческого сердца.
Учитель: Афанасий
Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта
необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н.
Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее
ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько
поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По - пушкински возвышенными и
мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами,
исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.
Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как
воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
Звучит
романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета
«На
заре ты ее не буди»
Уч-к: Как и у
других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и
все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих
стихотворениях воспевал женскую красоту.
Стихотворение
«Призыв к любимой Бетховена»
Уч-к: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый
цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре
С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна
Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта
у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой
женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с
Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это –
одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов
русской любовной лирики.
Стихотворение
«Сияла ночь»
Уч-к: Стихотворение
понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны,- сказал он,- но зачем он хочет
обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно
вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным
отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой
молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой
человеческой любви.
Уч-к: Фетовская
тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения
адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой
окутан дымкой таинственности.
Стихотворение
«Шепот, робкое дыханье…»
Учитель: Это
стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет
ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили,
что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл
от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский
– Корсаков положили его на музыку.
Уч-к: В 1849
г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю.
Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью».
Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина,
отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была
одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она
знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, - писал
он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще
– поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе
поэзия».
Стихотворение
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»
Уч-к: Но
расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и
надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал
разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным
соображениям.
Стихотворение
«Долго мне снились вопли рыданий твоих…»
Уч-к: Мария Лазич
глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время
произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в
собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.
Стихотворение
«Когда читала ты мучительные строки…»
Уч-к: После
трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание
любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал,
что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам.
Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви
высокими, прекрасными, удивительными стихами.
Стихотворение
«Ты отстрадала, я ещё страдаю…»
Уч-к: Сожжённая
молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то
волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые
Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К.
Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из
лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»
Стихотворение
«ALTER EGO» (Второе я (лат.)
Учитель: Большая
часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер.
Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой
традиции воспринимается. Фет и Тютчев - великие мудрецы и гуманисты,
которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:
Чужое вмиг
почувствовать своим.
Шепнуть о
том, пред чем язык немеет.
Усилить
бой бестрепетных сердец…
- именно так, в
неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается
сегодня творчество Тютчева и Фета.
Звучит
романс «Я тебе ничего не скажу…»
Учитель: Мы
надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и
прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из
стихотворения поэта Болата Куняева:
Стихи ни к
чему недотепам и нудным.
Сердец им не
вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят
красивые люди.
Я это по
личному опыту знаю.
Список
использованной литературы:
- Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост.
и предисл. К. Пигарева; Примеч.
К. Пигарева
и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит.,
1983. – 126
с., ил. – (Школьная б-ка).
- Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е.
Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. –
(Классики и современники. Поэтическая библиотека.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.