Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета"

Урок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета"

Скачать материал

Тема: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и  А. А. Фета

 

Цель:  1. познакомить с  некоторыми  эпизодами  личной  жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях,

2. открыть для себя  этих  поэтов  как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных  поэтов,

            3. эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения

учащихся, прослушивание романсов.

 

Ход урока

 

Учитель:   Великий  В. Шекспир, утверждая:

                На всей земле не встретите поэта,

                Дерзнувшего приняться за перо,

                Не обмакнув его сперва в прекрасных

                Слезах любви…

 

Федор Иванович Тютчев.  Одной из центральных  в  его  зрелом  творчестве  стала  тема любви,  она  отразила  его  личную   жизнь,  полную  страстей,  трагедий,   разочарований.

     В  1826  году  Тютчев  женился  на  вдове  русского  дипломата  Элеоноре Петерсон,  хотя незадолго  до  женитьбы  был  увлечен  Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.               

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

 

Через  7  лет  начался  роман  Тютчева  с  Эрнестиной   Дернберг.  После  нервного и  физического   потрясения (пожар  на  пароходе,  на  котором  Элеонора  с  тремя   дочерьми возвращалась  из  России  в  Италию)  умирает  жена  Тютчева.  По  семейному  преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное   увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 

 

Уч-к:  Любовь  в  лирике  Тютчева – это  всегда  роковая   страсть,   которая   может  стать  причиной  гибели  одного из  любящих,  и   жертвой   чаще   всего   оказывается  женщина. Однако,   несмотря   на   опасность   разрушения,   которую   несет   в  себе  любовь,   поэт воспринимает   ее   как   счастье.  О   такой   любви   рассказывает   «Денисьевский  цикл», который  посвящен  Елене  Александровне  Денисьевой,  последней  любви  поэта.                                                                              

                                    Еще стремлюсь к тебе душой –

                                    И в сумраке воспоминаний

                                    Еще ловлю я образ твой…

                                    Твой милый образ, незабвенный,

                                    Он передо мной везде, всегда,

                                    Непостижимый, неизменный,

                                    Как ночью на небе звезда…

 

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену  Эрнестину, семью. В  глазах  высшего  света  связь  с  Денисьевой была  скандальной,  вся  тяжесть  осуждения  и  отвержения   пала  на  плечи   Денисьевой.  

 

Уч–к:  Это была и  счастливая,  и тяжелая  любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес  скандала;  любовь,  закрывшая   молодой  женщине  из  хорошей семьи  двери тех домов, где прежде она бывала  желанной гостьей;  любовь,  заставившая отца   Денисьевой  отказаться  от  дочери;  любовь,  мучившая  Тютчева  сознанием  своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..»

 

Уч-к: Под  влиянием  двусмысленного  положения  в  свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость.  Все  это  ускорило  ход ее болезни, и в 1864 году    Елена Александровна  умирает   от  чахотки.  Прожитая   поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском  цикле»,  одном  из  вершинных  достижений   любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…»

 

Уч-к: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением  времени, отнимающим  молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт  между людьми. Чувство, страсть, личность  человека  в  своих  проявлениях  и  даже  в  своём развитии оказывается зависимыми  от  общества. У  Тютчева  любовь  становится трагедией для людей не в силу виновности  одного  из  них,  а  в  силу  несправедливого  отношения   общества,  толпы  к любящим:

 «… Толпа,  нахлынув, в  грязь  втоптала  то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…»

                                                                                                                     

 Уч-к:   «Денисьевский  цикл»  как  «роман в стихах»  обладает   необычайно  своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви,  не знающей подобия  в  прозаических   произведениях.   Замедленное,   проникновенное   изображение симпатии,  влюблённости,  предыстории любви и затем не состоявшихся  любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах  Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»

 

Уч-к: Тютчев даёт романтическую оценку любви.  Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не  могут жить  друг без  друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более  слабая  Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он  не  предпринимал ничего, чтобы облегчить участь  любимой  женщины.  Она, страстно  любя  его,  не  могла отказаться от этой связи:

                           То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

                           Увлечена, в душе уязвлена,

                           Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –

                           Но эта жизнь!.. О, как горька она!

 

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»

 

Уч-к: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних  часах жизни                         Е. А. Денисьевой. Тютчев  вспоминает,  как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а  за  окном шел  августовский  дождь,  весело журча по листьям. Придя в себя, Елена  Александровна  долго прислушивалась  к  шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

 

Учитель:  Поэзия  Тютчева  принадлежит  к  числу  созданий русского поэтического гения. Нам  близок  Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

 

Учитель:  Афанасий  Афанасьевич  Фет. И личность, и  судьба, и  творческая  биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не  разгаданы. Н. Некрасов  писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий  душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического  наслаждения, сколько доставит Фет». По - пушкински возвышенными и мудрыми были стихи  о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение  которых  и сейчас  рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти  все  стихи  о  любви  написаны  от  первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета

«На заре ты ее не буди»

 

Уч-к: Как и у других поэтов, в жизни Фета были  конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена»

 

Уч-к:  С опорой на женскую  красоту  Фет создает  в  разные годы целый цикл лирических посланий,   адресованных   С. Толстой, Т. Кузминской,   сестре  С.Толстой,  Е. Хомутовой,  Н.Сологуб и  многим  другим  женщинам. Татьяна  Андреевна  Кузминская, сестра  Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта  у  себя дома,  когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение.  Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь»

 

Уч-к: Стихотворение понравилось Л. Толстому:  «Эти стихи прекрасны,- сказал он,- но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным  жизненным  случаем,  но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой  молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

 

Уч-к:   Фетовская  тема  любви  чаще  всего  имеет   оттенок   трагический,  стихотворения адресованы,  как  правило,  одной  и  той   же  женщине,   образ   которой  окутан   дымкой таинственности.

                           Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

 

Учитель:  Это  стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий.  Говорили, что его можно читать от первой  до  последней  строчки  и  наоборот – смысл  от  этого  не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.

 

Уч-к: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову  «Я встретил  существо, которое  люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич,  дочери  многодетного  мелкопоместного  дворянина,  отставного  генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким  и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не  мог  не  оценить  этого.  «Ничего, - писал  он,  имея  в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое  задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»

 

Уч-к: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой  любви и  надеявшемся на семейное счастье.  Спустя несколько месяцев  последовал  разрыв.  Фет убедил  девушку  в  невозможности  их  брака  по  материальным  соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…»

 

Уч-к:  Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя  некоторое время произошла  трагедия, о  которой с ужасом  говорили  везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение  «Когда читала ты мучительные строки…»

 

Уч-к: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной  мере  приходит  осознание  любви,  любви  неповторимой и единственной.  Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам.  Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об  этой любви   высокими,  прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»

 

Уч-к:  Сожжённая  молнией  равнодушия  и  расчёта любовь Фета к  Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией.  Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о  любви  женский  образ, по словам  К. Бальмонта,  лишён  «временности»,  «он вечен».  Уже  на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей,  Здесь  на  сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO» (Второе я (лат.)

 

Учитель:  Большая часть лирики Тютчева и  Фета  носит  ярко  выраженный  музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции  воспринимается. Фет  и  Тютчев - великие мудрецы  и  гуманисты,   которые   трагедию,  страдание,  боль   превращают  в  красоту  и радость:

                                    Чужое вмиг почувствовать своим.

                                    Шепнуть о том, пред чем язык немеет.

                                    Усилить бой бестрепетных сердец…                                                                                                                    

 - именно так, в неистребимой способности всё  «пропустить  через  сердце»,  воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»

 

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились.  Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

                                 Стихи ни к чему недотепам и нудным.

                                 Сердец им не вылечит рифма сквозная.

                                 Поэзию любят красивые люди.

                                 Я это по личному опыту знаю.

 

Список использованной литературы:

  1. Тютчев Ф. И.  Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч.

       К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит.,   

       1983. – 126 с., ил. – (Школьная б-ка).

  1. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий.   М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русской литературы в 10 классе на тему: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и  А. А. Фета проводится с целью познакомить учащихся с  некоторыми  эпизодами  личной  жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях, открыть для себя  этих  поэтов  как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных  поэтов; а так же с целью эстетического и нравственного воспитания старшеклассников. На уроке используются портреты поэтов Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, музыкальные записи, свечи. Форма проведения урока: литературная гостиная. Методические приемы: рассказы учителя и учащихся, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения учеников, прослушивание романсов. Стихи о любви гениальных поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета – это лирические произведения, которые привлекают  чистотой,  искренностью,  глубиной  чувств и убеждают  в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить».  Мы живем в XXI  веке  и  переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10743
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1126
    • DOCX 54.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Наталья Дмитриевна
    Попова Наталья Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 53934
    • Всего материалов: 40

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе