Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)

Урок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)

Скачать материал

Информационная карта урока.

Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока для учителя:

1.      обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе;  познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

2.      воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

3.      развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

1.      находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

2.      научиться отличать юмор от сатиры;

3.      видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трёх запланированных (Урок №1. Тема: А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Урок №2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Урок №3. Тема: Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы технологии, используемые на уроке:

ü  прием «Кластер»;

ü  прием «Толстые и тонкие вопросы»;

ü  прием «Оставь за мной последнее слово».

Методы (по классификации методов М.М. Поташника):

I.                   Метод организации учебной деятельности.

1.      Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);

б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);

в) практические (работа с текстом, задания в группах);

2.      Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

3.      Логический аспект:

а) дедуктивные;

б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

4.      Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

II.                Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

III.             Методы контроля учебной деятельности:

1.      Устные и письменные.

2.      Фронтальные и групповые.

3.      Текущие.

4.      С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия «В мире литературы. 7 класс» под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

 

 

 

 

 

Сценарий урока по теме:

«Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»».

 

Оформление доски:

1.      Портрет А.П. Чехова.

2.      Кластер «Комические средства создания характера»

3.      Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

4.      Эпиграф «Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» А.П.Чехов.

Организация работы по технологии

Ход урока:

I.       Стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

 

Обращение к личному опыту учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Кластер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка темы урока.

 

Личное целеполагание

I.        Организационный момент.

ü  Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе «Хамелеон». А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

      Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

II.                Актуализация знаний.

1.      Литературная разминка (Презентация. Слайд №1,2. Кроссворд «Угадайте фамилии чеховских героев»).

ü  Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова «Хамелеон»).

2.      Слово учителя.

ü      Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

ü  Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся).

(Слайд №3. Кластер «Виды смеха»)

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü  Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

III.             Целеполагание.

    А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока).

II.    Стадия осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием  «Кластер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

IV.  Этап изучения нового материала.

1.      Слово учителя.

ü  В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.

ü  Какие же комические средства создания характера он использовал?

2.      Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет материал, составляя кластер «Комические средства создания характера» на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V.                Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

ü  Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356-358 («В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.

 

VI.             Этап закрепления новых знаний.

1.      Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1 группа. Композиционное средство «Повторение ситуаций». Ситуация выяснения «Чья собака?» создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

2 группа. Синтаксическое средство «Косноязычие речи». Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость - к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

3 группа. «Художественная деталь». Это «узелок» в руках Очумелова и «решето» в руках городового  Елдырина. Они свидетельствуют  о  их «деятельности» - собрали «дань». «Шинель» Очумелова – символ власти, с одной стороны, и  чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. «Окровавленный палец» Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

4 группа. «Говорящие фамилии». Очумелов – «очуметь, одуреть, потерять соображение». Хрюкин – ассенизатор, «грязная» душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

5 группа. «Закулисные персонажи» не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и «братец» генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слово учителя. Молодцы! Вы провели в соместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

2.      Фронтальная беседа.

ü  Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд №4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

ü  Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд №4. Очумелов, Хрюкин, толпа).

ü  И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

ü  Что же обличает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами).

ü  Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни).

III.Стадия рефлексии

 

Прием «Оставьте за мной последнее слово»

VII.                     Применение знаний и рефлексия.

1.      Фронтальная беседа.

ü  Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство).

ü  Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

ü  Над чем заставил вас задуматься наш урок?

2.      Слово учителя.

ü  С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли».

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

VIII.       Итоги урока.

ü  Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

ü  Сообщение оценок.

ü  Домашнее задание.

1.      Прочитать рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и подготовить «Толстые и тонкие вопросы» к рассказам (по рядам).

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Информационная карта урока.

Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока для учителя:

1.      обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе;  познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

2.      воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

3.      развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

1.      находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

2.      научиться отличать юмор от сатиры;

3.      видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трёх запланированных (Урок №1. Тема: А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Урок №2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Урок №3. Тема: Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы технологии, используемые на уроке:

ü  прием «Кластер»;

ü  прием «Толстые и тонкие вопросы»;

ü  прием «Оставь за мной последнее слово».

Методы (по классификации методов М.М. Поташника):

I.                   Метод организации учебной деятельности.

1.      Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);

б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);

в) практические (работа с текстом, задания в группах);

2.      Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

3.      Логический аспект:

а) дедуктивные;

б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

4.      Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

II.                Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

III.             Методы контроля учебной деятельности:

1.      Устные и письменные.

2.      Фронтальные и групповые.

3.      Текущие.

4.      С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия «В мире литературы. 7 класс» под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 349 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2439
  • 356
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 2649
    • DOCX 35.7 кбайт
    • 301 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Халбаева Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Халбаева Елена Васильевна
    Халбаева Елена Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 31330
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе