МКОУ СОШ № 17 с.Сухая Буйвола
Петровского района
Урок литературы в 11 классе
Тема «Поэзия
Серебряного века»
Учитель – Тенькова Людмила Ивановна
Первая категория
Урок литературы в 11 классе
Форма урока – нетрадиционная
Тип урока – обобщение и систематизация
изученного по теме
Вид урока – игра–конкурс
Цели урока: показать гениальную одарённость,
внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэтов Серебряного века;
расширить представление учащихся о творчестве поэтов Серебряного века; углубить
знания об их жизни; развивать умение самостоятельно анализировать
художественное произведение; постигать суть авторской интерпретации; через
стихи поэтов данного периода способствовать развитию эстетических чувств;
помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и
музыкальность большинства текстов Серебряного века.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
презентация в форме заданий к конкурсу.
Предварительная подготовка:
Создаются две команды по 5 человек, каждая из
которых получает домашнее задание – подготовить «рекламу» одного из журналов
Серебряного века (регламент – 5 минут); в рассказе об этом издании необходимо
обратить внимание на общую идейно-художественную направленность, ориентацию на
какую-либо из литературных группировок, основных сотрудников журнала и наиболее
часто публикуемых авторов.
Во время проведения конкурса председатель жюри
«исполняет роль» богатого мецената и решает, какому из журналов оказать
материальную поддержку; задача команд – убедить «мецената», что именно
представляемый ими журнал – наиболее прогрессивное и популярное издание в
России начала 20 века.
Все участники игры должны повторить известный
им материал: основные даты, биографические сведения, названия различных
творческих объединений, журналов, издательств, «освежить» в памяти стихотворные
тексты.
План урока-конкурса:
- Представление командами домашнего задания.
- Разминка.
- Конкурс «Кто есть кто».
- Конкурс знатоков.
- Конкурс капитанов.
- Перевёртыши.
- Конкурс «Мистер Икс».
- Подведение итогов конкурса.
Ход урока:
- Представление домашнего задания.
(подробности конкурса описаны выше).
Максимальная
оценка – 10 баллов.
- Разминка.
(участвует
класс и команды).
Каждый
правильный ответ – 1 балл.
Задание: согласиться
или не согласиться с предложенным утверждением:
·
Зинаида Гиппиус принимала гостей, лёжа на диване.
·
В.Брюсов был настолько «скромен», что первый свой
сборник назвал «Шедевры».
·
Отец Ф.Сологуба, бывший предводитель дворянства,
пережил сына на 3 года.
·
К.Бальмонт любил читать свои стихи в необычных
местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую.
·
И.Анненский очень любил путешествовать и объехал
множество африканских стран.
·
Женщины одного из индейских племён поразили
К.Бальмонта тем, что носили брюки.
·
Жена О.Мандельштама Надежда любила одеваться как
мужчина и часто носила костюмы мужа.
·
А.Белый никогда не был за границей.
·
О.Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал
долги.
·
И.Анненский был директором Царскосельской
гимназии.
·
Н.Гумилёв был ректором Московского университета.
·
Ф.Сологуб никогда не печатал своих стихотворений.
·
И.Анненский впервые опубликовал свои стихотворения
в 49 лет.
·
Футуристы на своих концертах поднимали рояль к
потолку.
·
Андрей Белый – псевдоним Саши Чёрного.
·
А.Белый и А.Блок – двоюродные братья.
·
Д.Мережковский и З.Гиппиус – муж и жена.
·
В.Хлебников был женат на сестре И.Северянина.
·
А.Ахматова провела детство в Царском Селе.
·
М.Волошин и Н.Гумилёв стрелялись на дуэли.
·
Н.Гумилёв отдал свою дочь от второго брака в
детский дом.
·
Близкие друзья прозвали М.Кузмина Плюшкиным за его
запасливость.
·
О.Мандельштам был арестован в Киеве за спекуляцию
яйцами.
·
М.Кузмин начал писать стихи потому, что никто из
поэтов не мог написать слов на его музыку.
·
Н.Гумилёв так любил животных, что специально
подкармливал мышей, живущих в его квартире.
·
З.Гиппиус считала женитьбу А.Блока на
Л.Менделеевой изменой мистическим идеалам.
3.Конкурс «Кто есть
кто».
а) Кому из
поэтов Серебряного века принадлежат данные отрывки?
1. Живы дети,
только дети, -
Мы мертвы,
давно мертвы.
Смерть
шатается на свете
И махает,
словно плетью,
Уплетённой
туго сетью
Возле каждой
головы.
- Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей
прочёл до середины:
Сей длинный
выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою
когда-то поднялся.
- Юный маг в пурпуровом хитоне
Говорил нездешние
слова.
Перед ней, царицей
беззаконий,
Расточал рубины
волшебства.
- Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,
Звон стеблей,
ковыль поёт, поёт, поёт,
Серп времён горит
сквозь сон, горит, горит,
Слёзный стон
растёт, растёт, растёт, растёт.
б) Назовите
настоящие фамилии писателей и поэтов, творивших под следующими псевдонимами:
1. Андрей Белый;
2. Федор Сологуб;
3. Вересаев;
4. Скиталец;
5. Серафимович;
6. Саша Чёрный;
7. Черубина де
Габриак;
8. Игорь Северянин;
9. Ахматова;
10. Ирина
Одоевцева;
11. Максим Горький;
12.Эллис.
в) Вставьте
пропущенные фамилии поэтов в высказывания критиков и литературоведов:
1. «(…..) смотрит
на мир сквозь закопченное стекло».
2. «(…..) – это
самый недовоплотившийся символист».
3. «(…..)
бормочет, будто чувствуя, что в логически внятных стихах он сам себя
обкрадывает».
4. «Женщины
стихотворений (….) похожи одна на другую: это потому, что он ни одной не
любил, не отличил, не узнал».
5. «В лирике
(….) к слиянию с окружающим миром стремятся люди, вещи – всё в жизни и в
природе».
6. «(….) –
существо, обменявшее корни на крылья».
4.Конкурс знатоков.
(задаются
вопросы повышенной сложности, правильный ответ – 3 балла).
- Кто из русских поэтов Серебряного века внёс
вклад в теорию стихосложения?
- Всем известно двустишие В.Маяковского «Ешь
ананасы, рябчиков жуй - день твой последний приходит, буржуй!». У кого из
поэтов Серебряного века Маяковский «позаимствовал» свой знаменитый
ананас?
- Среди поэтов Серебряного века были люди с
учёными степенями. Кто из них получил степень доктора филологии?
- В каком стихотворении О.Мандельштам
называет дату своего рождения?
- Какой поэт Серебряного века, оглядываясь на
первую половину своего творческого пути, написал в стихотворении
«Петербург»:
И каждый стих гоня сквозь прозу,
Вывихивая каждую строку,
Привил-таки классическую розу
Советскому дичку.
- Конкурс капитанов.
(даётся 5 минут
на выполнение задания).
Задание: исправьте
ошибки в приведённых литературоведческих суждениях.
- Иннокентий Анненский – талантливый
поэт-младосимволист. Его стихам присущи культ своего «я», ставка на
импровизацию, трагическое начало, разъединённость человека с внешним
миром, естественность в использовании непоэтических слов.
- Стихотворения В.Брюсова чрезвычайно
музыкальны и архитектурны, его любимые эпитеты: серый, скучный, злой;
цветовая гамма – золото и лазурь; его символы близки к аллегориям.
- Поэзию О.Мандельштама отличает склонность
к культурным ассоциациям (мир Древнего Востока), философия мгновения, вещи
для него – знаки психологических состояний людей.
- А. Белого (настоящая фамилия Тетерников)
можно назвать неоклассицистом, для него весь мир – тюрьма, а люди –
пленённые звери, постоянно звучит нота истерического юмора. Символизм
Белого – «земной», психологический символизм.
- Перевёртыши.
Определите, какая
строка из стихотворения поэта Серебряного века превращена в перевёртыш (за
правильный ответ – 1 балл).
В качестве исходного материала для
перевёртышей берутся различные цитаты из стихотворений поэтов Серебряного
века, и все слова заменяются контекстуальными антонимами. Пример: «Живёт моя
отрада в высоком терему» - «Умирает твоё горе в низком подвале». Разгадывание
таких перевёртышей позволяет проверить эрудицию игроков, знание текстов,
способность к логическому рассуждению.
1. Нет в зарубежной архитектуре бодрой грубости.
2. Жил сегодня
синеносый принц.
3. Юноша танцевал
в светском ансамбле.
4. Понюхай – так
близко, так близко, в пустыне Гоби затасканный спит бегемот.
5. Я виноват,
трезвый красавец, ты не в курсе: ложь – в лимонаде.
6. Выходишь ты из
светлых ресторанов.
7. В чёрных
галошах из кактуса – сзади Сатана.
8. Но секунда
прошла – и я пришёл в гости.
9. Ты уехал из
чужой деревни, незнакомой до смеху.
10. Ты вышла в
зной, бледная.
7. Конкурс «Мистер Икс».
Командам
последовательно предлагается ряд «подсказок», относящихся к какому-либо поэту
Серебряного века. «Подсказки» строятся так, что в первых даётся наименее
известная и более сложная, «непрозрачная» информация об «искомом» объекте, а
далее характеристики становятся всё очевиднее. Количество баллов обратно
пропорционально номеру подсказки: если «мистер Икс» угадан с первой
«подсказки», команда получает наивысшее количество баллов (5), а если только с
последней – наименьшее (1 балл).
- а) (5 баллов). Автор, писавший под
псевдонимом Антон Крайний. Его язвительного пера литературного критика
боялись многие поэты Серебряного века.
б) (4 балла).
Этому автору принадлежат строки: «Люблю я себя, как Бога», «Мне мило
отвлечённое: я жизнь им создаю… Я всё уединённое, неявное люблю».
в) (3 балла).
Вследствие близорукости этого человека с ним был неразлучен этот предмет
(демонстрируется лорнет).
г) (2 балла). В
самом начале революции Л.Троцкий выпустил брошюру о борьбе с религиозными
предрассудками: «Пора, товарищи, понять, что никакого бога нет, ангелов, чертей
и ведьм нет…Нет, впрочем, одна есть…»
д) (1 балл).
Портрет: огромные когда-то рыжие волосы были странно закручены и притянуты
сеткой, щёки покрашены в ярко-розовый цвет. Одевалась странно: в молодости – в
широкий мужской костюм или вечернее платье с белыми крылышками, голову
обвязывала лентой с брошкой на лбу.
2. а) У него всегда были проблемы с
фамилией. До семи лет его не называли иначе, как «монах». Женившись, он приобрёл
двойную фамилию. И наконец, его собственная фамилия часто имела варианты в
произношении.
б) Он много путешествовал: был на
Кавказе, в Париже. Оказавшись в Америке, он пишет: «Искусство в Америке никому
не нужно, там можно умереть душой и любовью к искусству…душа, которую у нас в
России на пуды меняют, там не нужна. Душа в Америке – это неприятно, как
расстёгнутые брюки».
в) Его знакомство с А.Блоком началось с
того, что, придя в дом знаменитого поэта, наш «мистер Икс» прямо с порога начал
читать ему свои стихи.
г) Он очень любил женщин. А
обладательницу этой туфельки он любил особенно (демонстрируется балетная
туфелька).
д) Музыкальная подсказка: звучит романс
«Клён ты мой опавший…»
3. а) Этот человек – практически
единственный из поэтов Серебряного века, кто лояльно отнёсся к октябрьскому
перевороту и стал сотрудничать с большевиками, участвовать в административной
работе в педагогических и культурно-просветительских организациях, создавать
стихи на политические темы.
б) Многие критики той поры вообще
отказывали этому поэту в таланте: так, Юрий Айхенвальд заявил, что он «далеко
не тот раб лукавый, который зарыл в землю талант своего господина: напротив, от
господина, от господа, он никакого таланта не получил и сам вырыл его себе из
земли упорным заступом своей работы».
в) У него была очень примечательная манера
подавать руку. Она производила странное действие. Он протягивал человеку руку.
Тот протягивал свою. В ту секунду, когда руки должны были соприкоснуться, этот
стремительно отдёргивал свою назад, собирал пальцы в кулак и кулак прижимал к
правому плечу, а сам, чуть-чуть скаля зубы, впивался глазами в повисшую в
воздухе руку знакомого, затем его рука так же стремительно опускалась и хватала
протянутую руку. Пожатие совершалось, но происшедшая заминка, сама по себе
мгновенная, вызывала длительное чувство неловкости. Этим странным приёмом поэт
обычно пользовался, знакомясь с начинающими стихотворцами, с заезжими
провинциалами, с новичками в литературных кругах.
г) Свои стихотворные сборники этот поэт
предпочитал называть по-латыни.
д) Его репутация в Серебряном веке
сложилась достаточно чётко: это лидер, маг, демон – именно такую литературную
маску присвоил себе поэт в кругу символистов – и наконец, самый «культурный писатель
на Руси», по определению М.Горького.
4.а) Его отец –
известный профессор математики – говорил о сыне: «Я надеюсь, что он выйдет
лицом в мать, а умом в меня».
б) В одном из своих ранних
стихотворений он написал:
Золотому
блеску верил,
А умер от солнечных стрел,
Думой века измерил,
А
жизнь прожить не сумел.
Эти строки оказались
пророческими: поэт умер 8 января 1934 года от последствий солнечного удара.
в) А.Блок сказал об этом поэте так:
«Он такой же, как всегда: гениальный, странный».
г) Он получил известность не только
как поэт, но и как автор романов «Серебряный голубь», «Петербург», повестей
«Котик Летаев» и «Крещёный китаец», мемуаров «На рубеже двух столетий», «Начало
века», «Между двух революций».
д) Настоящие имя и фамилия этого
поэта – Борис Николаевич Бугаев.
8. Подведение
итогов конкурса.
Жюри подводит итоги
соревнования команд и итоги индивидуальных ответов учащихся класса.
Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.