Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы на тему "Гражданский пафос поэзии К. Ф. Рылеева" (9класс)

Урок литературы на тему "Гражданский пафос поэзии К. Ф. Рылеева" (9класс)

Скачать материал

 

                                   Разработала: Минко Татьяна Викторовна

 

                                   учитель русского языка и литературы

 

                                    МКОУ “Садовская средняя школа №2»     

 

                                      категория высшая

 

Урок литературы, 9 класс, продолжительность урока – 45 минут

 

Тема: «…Не поэт, а гражданин».  (Гражданский пафос поэзии К. Ф. Рылеева)

 

Цель урока:

 

1. Обучить анализу поэтического текста.

 

2.Развивать устную и письменную речь учащихся; уметь аргументировано доказывать свою мысль.

 

3. Воспитать активную гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

 

  

Тип урока: интегрированный

 

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, хрестоматия по литературе. 5-9 класс, К.Ф. Рылеев. "Думы". М.1975 г., Словарь русского языка. М.1985 г.

 

                                                               Эпиграф:     

 

                                                 «Поэтом можешь ты не быть,                                                                 но гражданином быть обязан…»                                                                                         Н.А.Некрасов                                             

Ход урока:                                                                                                                                                         

 

 I. Вступительное слово учителя.

 

Крупнейшим поэтом и главой декабристского романтизма по праву считается К.Ф.Рылеев. Поэзией он увлекался смолоду, высоко ценил поэзию классицизма с ее пафосом гражданского служения. Соприкосновение с бюрократическими кругами столицы укрепило  Рылеева в убеждении, что, «кроме зла, несправедливости и неслыханного лихоимства, ничего у нас нет, а потому необходимо думать, дорожить каждым днем и трудиться для будущего счастья России». Одной из важнейших задач своей поэзии Рылеев считал пробуждение сознания дворянской молодежи, воспитание гражданина, живущего тревогами Родины, чувствующего его боль. Поэтому эпиграфом к уроку мы взяли строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан…

 

II.Словарная работа.

 

Вопрос: Обратимся к значению слова «гражданин», как оно объясняется в словаре?

 

(Гражданин-1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.

2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

3. Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.

4. Житель города, горожанин.)

 

Вопрос: Какое значение слова «гражданин» ближе лирике Рылеева? Почему?

 

(Третье значение слова «гражданин» ближе не только лирике, но и всему творчеству Рылеева, т.к. в центре его произведений внутренний мир человека, с большой нравственной стойкостью противостоящего социальному злу, пренебрегающего личным благополучием, готового пожертвовать собой ради свободы и славы Отечества. Об этом свидетельствуют такие его стихи: «К временщику», «Гражданин», дума «Иван Сусанин» и другие).

 

III. Сравнительный анализ стихотворений К.Ф.Рылеева «К временщику» и М.В.Милонова «К Рубеллию». (Приложение 1)

 

Задание по группам.

Группа 1.

 

Рекомендации. Чтение сатиры К.Ф.Рылеева «К временщику» необходимо предварить небольшим вступлением. Надо сказать, кто такой  был Персий (римский поэт I в. н.э.), которому якобы подражал Рылеев.

 

Слово учителя.

 

Среди всех шести дошедших до нас сатир Персия нет сатиры «К Рубеллию». Правда, имя Сеяна (одного из временщиков Тиберия, впоследствии убитого за заговор против своего императора) мелькает в десятой сатире Ювенала (наиболее популярного римского сатирика), но сама эта сатира ничем не напоминает стихотворение «К временщику». У Рылеева был другой ориентир – стихотворение его современника М.В.Милонова, написанное в 1810 году.

 

Вопросы:

 

1. Прочитайте выразительно тексты стихотворений М. В. Милонова «К Рубеллию» и К. Ф. Рылеева «К временщику».

2. В чем сходство и различие стихотворений?

3. Какова позиция автора в стихотворении «К Рубеллию»? Подтвердите свой ответ цитатами  текста.

4. В чем  видел Рылеев предназначенье поэта? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

 

Варианты ответов.

 

Примерно до двадцатой строки стихотворение К. Ф. Рылеева представляет собой добросовестный пересказ стихотворения М. В. Милонова, но с момента появления собственных имен мы видим у Рылеева мысли, которых у Милонова не было. И та и другая сатиры направлены против Аракчеева. Но Милонов, в основном сравнивая положение удачливого карьериста и гордого поэта, поясняет свою позицию по отношению к власти; его интересуют вопросы чести и достоинства поэта как судьи подлого временщика. Рылеев, повторяя за Милоновым многие слова и даже некоторые рифмы (например, «почтенны – презренны» - рифма значимая), преследует совсем иные цели. В стихотворении речь идет не о моральном осуждении, а о свержении и физическом уничтожении тирана, о чем явно свидетельствуют имена Кассия и Брута. Этих исторических деятелей (Цицерона, Кассия, Брута, Катона) объединяет политическая ориентация: все они яростные республиканцы. Впрочем, Рылеев идет дальше, говоря не только о заговоре, а прямо о народном бунте:

 

                           

 

                             Твои дела тебя изобличат народу;

 

                             Познает он – что ты стеснил его свободу…

 

                             Тогда вострепещи, о временщик надменный;

 

                             Народ тиранствами ужасен разъяренный.

 

В последней процитированной строке инверсия приводит к двусмысленности («Народ тиранствами ужасен…»). Но современники поэта не обращали внимания на подобные мелочи. Рылеев отказывался от роли поэта, мало ценя свои возможности в этой области. Для него поэт – это, прежде всего, гражданин и пророк. 

 

Комментарий учителя. Обличая, можно воспитывать: мы видим, как не следует поступать честному человеку. Но чтобы показать иные образцы, нужны были положительные герои. Рылеев стал изображать героев-подлинных образцов бескорыстия, мужества, самоотверженности и патриотизма. Гражданскую позицию поэт оценивал выше собственной жизни, об этом говорится и в стихотворении «Гражданин», написанном накануне событий на Сенатской площади.

 

IV. Анализ стихотворений «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…»). (Приложение 2)

Группа 2.

 

Рекомендации. Исходя из разбора стихотворения, предлагается ответить на следующие вопросы.

Вопросы:

 

1.По какому принципу К.Ф.Рылеев выстраивает композицию своего стихотворения?

2. На какие части вы разделили бы стихотворение? Почему?

3. Какие темы в них затрагиваются? Прочитайте строки из стихотворения, подтверждающие ваш ответ.

4. Какая проблема ставится в стихотворении и как она решается? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

 

Вариант выполнения задания: Стихотворение Рылеева «Гражданин» можно поделить на три части. В первых двух строфах развивается тема личности; во вторых двух – тема поколения (подхваченная впоследствии Лермонтовым в «Думе»); в последней строфе – тема народа. Можно заметить, что Рылеев «расширяет» обзор, при этом тематически противопоставляя каждую следующую часть предыдущей. Отрицание в последней строке («И не найдет ни Брута, ни Риего…») «работает» на утверждение. Личность лирического героя – гражданина сравнивается с Брутом и Риего, которые для Рылеева были не столько реальными людьми, сколько знаками бескорыстного служения народной идее. Перед молодым поколением ставится проблема выбора между равнодушно-бездумным существованием «переродившихся славян» и трудным, но славным жребием «будущей борьбы за угнетенную свободу человека?» Лирический герой на стороне тех, кто понял «предназначенье века» и не станет «… изнывать кипящего душой // Под тяжким игом самовластья».

 

Комментарий учителя. Здесь, как и в сатире на Аракчеева, обращает на себя внимание обличительный ораторский пафос, определяющий гражданскую позицию автора. От такой поэзии один шаг до творчества Н. А. Некрасова, заставляющего себя писать о народных страданиях и поучающего собственную Музу («И Музе я сказал: гляди…»).

 

V. Подготовленное чтение и анализ думы «Иван Сусанин».

 

Рекомендации. Продолжая анализировать лирику Рылеева настало время перейти к лиро – эпическому жанру дум, от выражения гражданской позиции –к истории патриота, которого Рылеев считал образцом гражданственного самопожертвования. Это  слово – самопожертвование – является эмоциональной доминантой нашего урока. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать произведение и подвести итоги урока.

 

Вопросы.

1.      Прочитайте выразительно отрывки из думы «Иван Сусанин», которые вам понравились.

2.      Объясните, почему именно эти строки вам понравились?

3.      Каким настроением проникнута дума?

4.      Какие исторические события легли в основу думы «Иван Сусанин»?

5.      Каков авторский замысел этого произведения?

 

Вариант ответа. Более светлым настроением проникнута дума «Иван Сусанин». В основу произведения положена трагическая история о гибели смоленского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего юного царя Михаила Романова от гибели и погибшего за царя и Отечество. Но дума «Иван Сусанин» оптимистична; Сусанин – не жертва рока, он сознательно идет на смерть, руководствуясь чувством долга и велением сердца. У Рылеева глубоко продуман замысел думы «Иван Сусанин»: создать произведение о герое, чей пример способствовал бы воспитанию патриотизма, гражданственной ответственности, ненависти к захватчикам.

 

Комментарии учителя. В центре поэзии Рылеева – внутренний мир человека,   с большой нравственной стойкостью противостоящего социальному злу, готового пожертвовать собой ради славы и свободы Отечества. Для него жизнь была борьбой, а поэзия -  призывом к борьбе.

 

VI. Аналитическая беседа (стихотворение С. Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом»).         (Приложение 3)

 

Рекомендации. Продолжая разговор о гражданской позиции, о самопожертвовании, нельзя обойти вниманием стихотворение Семена Липкина (поэта, переводчика, фронтовика), которое посвящается подвигу нашего земляка Эрдни Деликова. В этом произведении традиции поэзии Рылеева получили новое звучание. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать стихотворение  и подвести итоги урока.

 

Сообщение учащегося.

   Сюжет этого стихотворения основан на реальных исторических фактах. Летом 1942 года война вплотную придвинулась к Калмыкии, враг стремился отрезать и разгромить наши войска, не допустив их отхода за Дон. Вот как было написано о подвиге  Эрдни Деликова  на страницах фронтовой газеты «Во славу Родины»: «Командир отделения бронебойщиков Эрдни Деликов, смертельно раненый, истекая кровью, истребляет меткими выстрелами из противотанкового ружья  немецкие бронемашины. Фашистские стервятники обрушили на Деликова  град бомб. Но герой, даже когда осколки тяжело ранили его, не оставил позиции, и крикнул своим товарищам: «Бейте фашистских гадов! Калмыки не отступают!» Это были последние слова Эрдни Деликова, и мы подхватываем их как боевой завет славного воина-героя».

 

   Эрдни, ушел в армию в декабре 41 – го. В бой с врагом он вступил сержантом в июле 1942 года на Дону в составе 273 – го полка 110-й Отдельной Калмыцкой Кавалерийской дивизии. В ожесточённых боях, прикрывавших отход этих частей, исключительное мужество и самоотверженность проявил расчёт противотанковых ружей, которым командовал Эрдни. Шесть дней он насмерть стоял со своими бойцами на донском рубеже. Раненный, потеряв ногу, от разрыва бомбы он продолжал бой до конца…

 

     Весть о подвиге Эрдни Деликова в оборонительных боях на Дону летом 1942 года моментально разнеслась по степи. О нем писала дивизионная газета «Красный кавалерист», сообщалось в сводке «Совинформбюро». Славному сыну калмыцкого народа посвятил стихи поэт-фронтовик, переводчик «Джангара» Семен Липкин, а писатель Баатр Басангов опубликовал очерк «Хонгор нашего времени». В тяжкие дни оккупации имя Эрдни, что в переводе означает «драгоценный», служило для земляков символом стойкости и мужества, внушало веру в победу наших войск.

 

  Сегодня на его родине  в Калмыкии в Сарпинском районе открыт музей боевой славы имени Эрдни Деликова, родной поселок назван его именем – поселок имени Деликова, улицы в Элисте – столице Калмыкии – и во многих селах названы в честь героя Великой Отечественной войны.

 

Выразительное чтение стихотворения С.Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом».

Вопросы.

 

1.О чем это стихотворение? Что вы знаете о подвиге Деликова?

2.Какое настроение оно вызывает? Объясните почему.

3.Что сближает думу К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» и стихотворение С.И.Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом»?

4.Как вы думаете, в чем их различие? Почему?

 

Вариант ответа. Стихотворение Семена Липкина – это воспоминание о герое-однополчанине Эрдни Деликове, который погиб, сражаясь за отчий дом, но пройдут годы, а подвиг героя будет жив в памяти людской, потому что он сродни древнему завету  богатырей калмыцкого эпоса «Джангар»:

 

 

              Жизни свои острию копья предадим,

 

              Страсти свои державе родной посвятим.

 

               Груди свои обнажим и вырвем сердца,

 

               И за народ отдадим свою кровь до конца.

 

    Стихотворение «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом» проникнуто горечью от потерь друзей и одновременно надеждой на то, что «сияющие дни» мира не позволят потомкам забыть о том, какой ценой заплачено за победу. Думу К.Ф.Рылеева и стихотворение С.И.Липкина сближает то, что герой, руководствуясь чувством долга и велением сердца, погибает за независимость Родины, а также  и то, что его пример способствует воспитанию патриотизма, гражданской ответственности, ненависти к захватчикам. А отличается стихотворение «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом» тем, что оно воспринимается как завещание, как предупреждение  всем последующим поколениям не допустить повторения кровавой войны, ибо остановить ее сложнее, чем не допустить.                                                                                                                                              

 

 

VII. Итоги урока.

 

Заключительное слово учителя. Подводя итоги урока, нам нужно обратить внимание на следующие вопросы, которые помогут обобщить изученное и высказать свое мнение по теме сегодняшнего урока.

 

1.Какова тема урока?

2.Случаен ли выбор эпиграфа урока и как он связан с темой урока?

3.Какой смысл вкладывает в понятие «гражданин» К.Ф.Рылеев? Н.А.Некрасов? С.И.Липкин?

4.Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа? Что для вас значит «быть гражданином»?

5.Чему вы научились на уроке, что нового узнали?

 

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение (тему выбирает учащийся):

 

1. «Поэт в России больше, чем поэт». (По лирике К.Ф.Рылеева).

2. Размышляя над прочитанным. (По думе «Иван Сусанин»).

3. Выучите наизусть  одно из понравившихся стихотворений.

 

                                                                                                                                                               Приложение 1

 

К. Ф. Рылеев

 

К ВРЕМЕНЩИКУ

 

                           (Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»)

 

                             Надменный временщик, и подлый и коварный,

                             Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

                             Неистовый тиран родной страны своей,

                             Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

                             Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

                             И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

                             Твоим вниманием  не дорожу, подлец;

                             Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

                             Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!

                             Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,

                             Коль сам с презрением я на тебя гляжу

                             И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

                             Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?

                             Что власть ужасная и сан твой величавый?

                             Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

                             Чем с низкими страстьми и подлою душой

                             Себя, для строгого своих сограждан взора,

                             На суд их выставлять, как будто для позора!

                             Когда во мне,  когда нет доблестей  прямых,

                             Что пользы в сане мне и в почестях моих?

                             Не сан, не род – одни достоинства почтенны;

                             Сеян! и самые цари без них – презренны,

                             И в Цицероне мной не консул – сам он чтим

                             За то, что им спасен от Катилины Рим…

                             О, как на лире я потщусь того прославить,

                             Отечество мое кто от тебя избавит!

                             Под лицемерием ты мыслишь, может быть,

                             От взора общего причины зла укрыть…

                             Не зная о своем ужасном положеньи,

                             Ты заблуждаешься в несчастном ослепленьи,

                             Как ни притворствуешь и как ты ни  хитришь,

                             Но свойства злобные души не утаишь.

                             Твои дела тебя изобличат народу;

                             Познает он – что ты стеснил его свободу,

                             Налогом тягостным довел до нищеты,

                             Селения лишил их прежней красоты…

                             Тогда вострепещи, о временщик надменный!

                             Народ тиранствами ужасен разъяренный!

                             Но если злобный рок, злодея полюбя,

                             От справедливой мзды и сохрранит тебя,

                             Все трепещи тиран! За зло и вероломство

                             Тебе свой приговор произнесет потомство!

                                                                                            

 

 

М. В. Милонов

 

К РУБЕЛЛИЮ

 

Сатира Персиева

 

                             Царя коварный льстец, вельможа напыщенный,

                             В сердечной глубине таящий злобы яд,

                             Не доблестьми души, пронырством вознесенный,

                             Ты мещещь на меня с презрением твой взгляд!

                             Почту ль внимание твое ко мне хвалою?

                             Унижуся ли тем, что унижен тобою?

                             Одно достоинство и счастье для меня,

                             Что чувствами души с тобой не равен я!

                             Что твой мутный блеск? что сан твой горделивый?

                             Стыд смертным – и укор судьбе несправедливой!

                             Стать лучше на ряду последних плебеян,

                             Чем выситься на смех, позор своих граждан;

                             Пусть скроюсь, пусть на век бегу от их собора,

                             Чем выставлю свой стыд для строгого их взора;

                             Когда величием прямым не одарен,

                             Что пользы, что судьбой я буду вознесен?

                             Бесценен лавр простой, венчая лик героя;

                             Священен лишь на царе владычества венец;

                             Но коль, на поприще устроенном для боя,

                             Неравный силами, уродливый боец,

                             Где славу зреть стеклись бесчисленны народы,

                             Явит убожество, посмешище природы,

                             И, с низкой дерзостью, героев станет в ряд,-

                             Ужель не облечен он наглым ослепленьем

                             И мене на него уставлен взор с презреньем?

                             Там все его шаги о нем заговорят.

                             Бесславный тем подлей, чем больше ищет славы!

                             Что в том, что ты в честях, в кругу льстецов лукавых,

                             Вельможи на себя приемлешь гордый вид,

                             Когда он их самих украдкою смешит?

                             Рубеллий! Титла лишь с достоинством почтенны,

                             Не блеском собственным, сияя им одним,

                             Заставят ли меня дела твои презренны

                             Неправо освящать хвалением моим?

                             Лесть сыщешь, но хвалы не купишь справедливой!

                             Минутою одной приятен лести глас;

                             Но нужны доблести для жизни нам счастливой,

                             Они нас усладят, они возвысят нас!

                             Гордися, окружен ласкателей собором,

                             Но знай, что предо мной, пред мудрых строгим взором

                             Равно презренен и лесть внимающий и льстец.

                             Наемная хвала – бесславия венец!

                             Кто чтить достоинства и чувства в нас не знает,

                             В неистовстве своем теснит и гонит их,

                             Поверь мне, лишь себя жестоко осрамляет;

                             Унизим ли мы то, что выше нас самих?

                             Когда презрение к тебе питать я смею,

                             Я силен – и ни в чем еще не оскудею;

                             В изгнаньи от тебя пусть целый век гублю,

                             Но честию твоих сокровищ не куплю!

                             Мне ль думать, мне ль скрывать обща посмеянья

                             Убожество души богатством одеянья?

                             Мне ль ползать пред тобой в толпе твоих льстецов?

                             Пусть Альбий, Арзелай – но Персий не таков!

                             Ты думаешь сокрыть дела свои от мира

                             В мрак гроба? Но и там потомство нас найдет;

                             Пусть целый мир рабом к стопам твоим падет,

                             Рубеллий! Трепещи: есть Персий и сатира!

                                                                                             1810

 

 

 

Приложение 2

 

 

                                                          К. Ф. Рылеев

 

                                                        ГРАЖДАНИН

 

                             Я ль буду в роковое время

                             Позорить гражданина сан

                             И подражать тебе, изнеженное племя

                             Переродившихся славян?

                             Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

                             В постыдной праздности влачить свой век младой

                             И изнывать кипящею душой

                             Под тяжким игом самовластья.

                             Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

                             Постигнуть не хотят предназначенье века

                             И не готовятся для будущей борьбы

                             За угнетенную свободу человека.

                             Пусть с хладною душой бросают хладный взор

                             На бедствия своей отчизны

                             И не читают в них грядущий свой позор

                             И справедливые потомков укоризны.

                             Они раскаются, когда народ, восстав,

                             Застанет их в объятьях праздной неги

                             И, в бурном мятеже ища свободных прав,

                             В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

 

 

                                                                  

                                                                                                                                                                               Приложение  3

 

 

Семен Липкин

 

 ... Он отомстил. За кровь, за отчий дом.

Поведай же, великий Дон, о том,

Как Деликов добился гордой славы,

Как он громил врага у переправы.

Он, в чакане таясь, в земле сырой,

Сжигал бронемашины с немчурой...

Вдруг бомба загудела в исступленье,

И, кровью истекая, крикнул он:

– Умрем, но защитим родимый Дон!

Калмык не знает слова «отступленье»!

Лети, мой стих, в его родной улус.

Скажи друзьям и землякам: клянусь,

Вы в армию послали исполина!

Нельзя железный дух его сломать.

Вовек, вовек благословенна мать,

Родившая на свет такого сына!

Мне скажут: Деликов – я вспоминаю вдруг

Лица мальчишеского нежный круг,

Мальчишеские губы озорные.

Мне скажут: Деликов – блеснут тотчас

И диск ружья, и острый узкий глаз,

И пронесутся пули разрывные.

...Наступят вновь сияющие дни,

Но ясным светом не затмят они

Тот грозный день, твой подвиг незабвенный,

Ты стал героям древности сродни,

Недаром имя ты носил: Эрдни,

Что значит по-калмыцки: «драгоценный».

 

(Об авторе: Липкин   Семен Израилевич, поэт, переводчик.

Родился 6 сентября (19 н.с.) 1911 года в Одессе в семье кустаря-закройщика.

  Детские и юношеские годы прошли в родном городе, где окончил школу. В 1929, переехав в Москву, публикует свои стихи в газетах и журналах. С 1931 его произведения перестают печатать. Ранние стихотворения, по его позднейшему признанию, "лишенные самостоятельности", "написанны под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского". Изучив персидский язык, с 1934 занимается литературными переводами с восточных языков. В 1937 окончил московский инженерно-экономический институт, но продолжал профессионально заниматься переводческой деятельностью. Пишет стихи, но опубликует их значительно позже. Липкин известен как переводчик лучших образцов национальной литературы: он перевел калмыцкий эпос "Джангар" (1940), киргизский эпос "Манас" (1941), кабардинский эпос "Нарты" (1951), поэмы А.Навои "Лейла и Меджнун" (1943) и "Семь планет" (1948), поэму Фирдоуси "Шахнаме" (1955), произведения М.Турсун-заде, Айбека и др.  Липкину   принадлежат книга военных очерков "Сталинградский корабль" (1943), повести для детей по мотивам народных сказаний - "Приключение богатыря Шовшура" (1947), "Царевна из города Тьмы" (1961). Опубликовав несколько стихотворений в "Метрополе", подвергся резкой критике официальных властей. В знак протеста вышел из Союза писателей, после чего был наложен запрет на  публикацию не только его стихотворений, но и переводов. В 1981 в журнале "Время и мы" (США) были опубликованы стихи Липкина, вошедшие потом в сборник "Воля", изданный в США с предисловием И.Бродского.  В 1983 был написан первый роман - "Декада". В 1984 вышел сборник статей - "Кочевой огонь", в 1986 - "Картины и голоса".  В 1986 С. Липкин   был восстановлен в Союзе писателей. В 1989 опубликовал сборник стихов разных лет "Лира"; в 1990 - сборник "Письмена", включивший стихи и поэмы, а также книгу "Жизнь и судьба Василия Гроссмана"; в 1991 - "Угль, пылающий огнем" (зарисовки и соображения о Мандельштаме и Шенгели); в 1995 - "Вторая дорога" (зарисовки и соображения о советской литературе и литературной жизни в СССР); в том же году в Париже вышла книга стихов и переводов 1990-93 - "Перед заходом солнца".)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы на тему "Гражданский пафос поэзии К. Ф. Рылеева" (9класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

                                   Разработала: Минко Татьяна Викторовна

 

 

 

                                учитель русского языка и литературы

 

 

 

                                    МКОУ “Садовская средняя школа №2»     

 

 

 

                                      категория высшая

 

 

 

Урок литературы, 9 класс, продолжительность урока – 45 минут

 

 

 

Тема «…Не поэт, а гражданин».  (Гражданский пафос поэзии К. Ф. Рылеева)

 

 

 

Цель урока:

 

 

 

1. Обучить анализу поэтического текста.

 

 

 

2.Развивать устную и письменную речь учащихся; уметь аргументировано доказывать свою мысль.

 

 

 

3. Воспитать активную гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

 

 

 

  

 

Тип урока: интегрированный

 

 

 

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, хрестоматия по литературе. 5-9 класс, К.Ф. Рылеев. "Думы". М.1975 г., Словарь русского языка. М.1985 г.

 

 

 

                                                               Эпиграф:     

 

 

 

                                  «Поэтом можешь ты не быть,    

                                                  но гражданином быть  обязан..."                                                          

                                                                                                                                                                                       Н.А.Некрасов                                             

Ход урока:                                                                                                                                                          

 

 

 

 I. Вступительное слово учителя.

 

 

 

Крупнейшим поэтом и главой декабристского романтизма по праву считается К.Ф.Рылеев. Поэзией он увлекался смолоду, высоко ценил поэзию классицизма с ее пафосом гражданского служения. Соприкосновение с бюрократическими кругами столицы укрепило  Рылеева в убеждении, что, «кроме зла, несправедливости и неслыханного лихоимства, ничего у нас нет, а потому необходимо думать, дорожить каждым днем и трудиться для будущего счастья России». Одной из важнейших задач своей поэзии Рылеев считал пробуждение сознания дворянской молодежи, воспитание гражданина, живущего тревогами Родины, чувствующего его боль. Поэтому эпиграфом к уроку мы взяли строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

 

 

 

Поэтом можешь ты не быть,

 

Но гражданином быть обязан…

 

 

 

II.Словарная работа.

 

 

 

Вопрос: Обратимся к значению слова «гражданин», как оно объясняется в словаре?

 

 

 

(Гражданин-1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.

 

2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

 

3. Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.

 

4. Житель города, горожанин.)

 

 

 

Вопрос: Какое значение слова «гражданин» ближе лирике Рылеева? Почему?

 

 

 

(Третье значение слова «гражданин» ближе не только лирике, но и всему творчеству Рылеева, т.к. в центре его произведений внутренний мир человека, с большой нравственной стойкостью противостоящего социальному злу, пренебрегающего личным благополучием, готового пожертвовать собой ради свободы и славы Отечества. Об этом свидетельствуют такие его стихи: «К временщику», «Гражданин», дума «Иван Сусанин» и другие).

 

 

 

III. Сравнительный анализ стихотворений К.Ф.Рылеева «К временщику» и М.В.Милонова «К Рубеллию». (Приложение 1)

 

 

 

Задание по группам.

 

Группа 1.

 

 

 

Рекомендации. Чтение сатиры К.Ф.Рылеева «К временщику» необходимо предварить небольшим вступлением. Надо сказать, кто такой  был Персий (римский поэт I в. н.э.), которому якобы подражал Рылеев.

 

 

 

Слово учителя.

 

 

 

Среди всех шести дошедших до нас сатир Персия нет сатиры «К Рубеллию». Правда, имя Сеяна (одного из временщиков Тиберия, впоследствии убитого за заговор против своего императора) мелькает в десятой сатире Ювенала (наиболее популярного римского сатирика), но сама эта сатира ничем не напоминает стихотворение «К временщику». У Рылеева был другой ориентир – стихотворение его современника М.В.Милонова, написанное в 1810 году.

 

 

 

Вопросы:

 

 

 

1. Прочитайте выразительно тексты стихотворений М. В. Милонова «К Рубеллию» и К. Ф. Рылеева «К временщику».

 

2. В чем сходство и различие стихотворений?

 

3. Какова позиция автора в стихотворении «К Рубеллию»? Подтвердите свой ответ цитатами  текста.

 

4. В чем  видел Рылеев предназначенье поэта? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

 

 

 

Варианты ответов.

 

 

 

Примерно до двадцатой строки стихотворение К. Ф. Рылеева представляет собой добросовестный пересказ стихотворения М. В. Милонова, но с момента появления собственных имен мы видим у Рылеева мысли, которых у Милонова не было. И та и другая сатиры направлены против Аракчеева. Но Милонов, в основном сравнивая положение удачливого карьериста и гордого поэта, поясняет свою позицию по отношению к власти; его интересуют вопросы чести и достоинства поэта как судьи подлого временщика. Рылеев, повторяя за Милоновым многие слова и даже некоторые рифмы (например, «почтенны – презренны» - рифма значимая), преследует совсем иные цели. В стихотворении речь идет не о моральном осуждении, а о свержении и физическом уничтожении тирана, о чем явно свидетельствуют имена Кассия и Брута. Этих исторических деятелей (Цицерона, Кассия, Брута, Катона) объединяет политическая ориентация: все они яростные республиканцы. Впрочем, Рылеев идет дальше, говоря не только о заговоре, а прямо о народном бунте:

 

 

 

                           

 

 

 

                             Твои дела тебя изобличат народу;

 

 

 

                             Познает он – что ты стеснил его свободу…

 

 

 

                             Тогда вострепещи, о временщик надменный;

 

 

 

                             Народ тиранствами ужасен разъяренный.

 

 

 

В последней процитированной строке инверсия приводит к двусмысленности («Народ тиранствами ужасен…»). Но современники поэта не обращали внимания на подобные мелочи. Рылеев отказывался от роли поэта, мало ценя свои возможности в этой области. Для него поэт – это, прежде всего, гражданин и пророк. 

 

 

 

Комментарий учителя. Обличая, можно воспитывать: мы видим, как не следует поступать честному человеку. Но чтобы показать иные образцы, нужны были положительные герои. Рылеев стал изображать героев-подлинных образцов бескорыстия, мужества, самоотверженности и патриотизма. Гражданскую позицию поэт оценивал выше собственной жизни, об этом говорится и в стихотворении «Гражданин», написанном накануне событий на Сенатской площади.

 

 

 

IV. Анализ стихотворений «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…»). (Приложение 2)

 

Группа 2.

 

 

 

Рекомендации. Исходя из разбора стихотворения, предлагается ответить на следующие вопросы.

 

Вопросы:

 

 

 

1.По какому принципу К.Ф.Рылеев выстраивает композицию своего стихотворения?

 

2. На какие части вы разделили бы стихотворение? Почему?

 

3. Какие темы в них затрагиваются? Прочитайте строки из стихотворения, подтверждающие ваш ответ.

 

4. Какая проблема ставится в стихотворении и как она решается? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

 

 

 

Вариант выполнения задания: Стихотворение Рылеева «Гражданин» можно поделить на три части. В первых двух строфах развивается тема личности; во вторых двух – тема поколения (подхваченная впоследствии Лермонтовым в «Думе»); в последней строфе – тема народа. Можно заметить, что Рылеев «расширяет» обзор, при этом тематически противопоставляя каждую следующую часть предыдущей. Отрицание в последней строке («И не найдет ни Брута, ни Риего…») «работает» на утверждение. Личность лирического героя – гражданина сравнивается с Брутом и Риего, которые для Рылеева были не столько реальными людьми, сколько знаками бескорыстного служения народной идее. Перед молодым поколением ставится проблема выбора между равнодушно-бездумным существованием «переродившихся славян» и трудным, но славным жребием «будущей борьбы за угнетенную свободу человека?» Лирический герой на стороне тех, кто понял «предназначенье века» и не станет «… изнывать кипящего душой // Под тяжким игом самовластья».

 

 

 

Комментарий учителя. Здесь, как и в сатире на Аракчеева, обращает на себя внимание обличительный ораторский пафос, определяющий гражданскую позицию автора. От такой поэзии один шаг до творчества Н. А. Некрасова, заставляющего себя писать о народных страданиях и поучающего собственную Музу («И Музе я сказал: гляди…»).

 

 

 

V. Подготовленное чтение и анализ думы «Иван Сусанин».

 

 

 

Рекомендации. Продолжая анализировать лирику Рылеева настало время перейти к лиро – эпическому жанру дум, от выражения гражданской позиции –к истории патриота, которого Рылеев считал образцом гражданственного самопожертвования. Это  слово – самопожертвование – является эмоциональной доминантой нашего урока. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать произведение и подвести итоги урока.

 

 

 

Вопросы.

 

1.      Прочитайте выразительно отрывки из думы «Иван Сусанин», которые вам понравились.

 

2.      Объясните, почему именно эти строки вам понравились?

 

3.      Каким настроением проникнута дума?

 

4.      Какие исторические события легли в основу думы «Иван Сусанин»?

 

5.      Каков авторский замысел этого произведения?

 

 

 

Вариант ответа. Более светлым настроением проникнута дума «Иван Сусанин». В основу произведения положена трагическая история о гибели смоленского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего юного царя Михаила Романова от гибели и погибшего за царя и Отечество. Но дума «Иван Сусанин» оптимистична; Сусанин – не жертва рока, он сознательно идет на смерть, руководствуясь чувством долга и велением сердца. У Рылеева глубоко продуман замысел думы «Иван Сусанин»: создать произведение о герое, чей пример способствовал бы воспитанию патриотизма, гражданственной ответственности, ненависти к захватчикам.

 

 

 

Комментарии учителя. В центре поэзии Рылеева – внутренний мир человека,   с большой нравственной стойкостью противостоящего социальному злу, готового пожертвовать собой ради славы и свободы Отечества. Для него жизнь была борьбой, а поэзия -  призывом к борьбе.

 

 

 

VI. Аналитическая беседа (стихотворение С. Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом»).         (Приложение 3)

 

 

 

Рекомендации. Продолжая разговор о гражданской позиции, о самопожертвовании, нельзя обойти вниманием стихотворение Семена Липкина (поэта, переводчика, фронтовика), которое посвящается подвигу нашего земляка Эрдни Деликова. В этом произведении традиции поэзии Рылеева получили новое звучание. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать стихотворение  и подвести итоги урока.

 

 

 

Сообщение учащегося.

 

   Сюжет этого стихотворения основан на реальных исторических фактах. Летом 1942 года война вплотную придвинулась к Калмыкии, враг стремился отрезать и разгромить наши войска, не допустив их отхода за Дон. Вот как было написано о подвиге  Эрдни Деликова  на страницах фронтовой газеты «Во славу Родины»: «Командир отделения бронебойщиков Эрдни Деликов, смертельно раненый, истекая кровью, истребляет меткими выстрелами из противотанкового ружья  немецкие бронемашины. Фашистские стервятники обрушили на Деликова  град бомб. Но герой, даже когда осколки тяжело ранили его, не оставил позиции, и крикнул своим товарищам: «Бейте фашистских гадов! Калмыки не отступают!» Это были последние слова Эрдни Деликова, и мы подхватываем их как боевой завет славного воина-героя».

 

 

 

   Эрдни, ушел в армию в декабре 41 – го. В бой с врагом он вступил сержантом в июле 1942 года на Дону в составе 273 – го полка 110-й Отдельной Калмыцкой Кавалерийской дивизии. В ожесточённых боях, прикрывавших отход этих частей, исключительное мужество и самоотверженность проявил расчёт противотанковых ружей, которым командовал Эрдни. Шесть дней он насмерть стоял со своими бойцами на донском рубеже. Раненный, потеряв ногу, от разрыва бомбы он продолжал бой до конца…

 

 

 

     Весть о подвиге Эрдни Деликова в оборонительных боях на Дону летом 1942 года моментально разнеслась по степи. О нем писала дивизионная газета «Красный кавалерист», сообщалось в сводке «Совинформбюро». Славному сыну калмыцкого народа посвятил стихи поэт-фронтовик, переводчик «Джангара» Семен Липкин, а писатель Баатр Басангов опубликовал очерк «Хонгор нашего времени». В тяжкие дни оккупации имя Эрдни, что в переводе означает «драгоценный», служило для земляков символом стойкости и мужества, внушало веру в победу наших войск.

 

 

 

  Сегодня на его родине  в Калмыкии в Сарпинском районе открыт музей боевой славы имени Эрдни Деликова, родной поселок назван его именем – поселок имени Деликова, улицы в Элисте – столице Калмыкии – и во многих селах названы в честь героя Великой Отечественной войны.

 

 

 

Выразительное чтение стихотворения С.Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом».

 

Вопросы.

 

 

 

1.О чем это стихотворение? Что вы знаете о подвиге Деликова?

 

2.Какое настроение оно вызывает? Объясните почему.

 

3.Что сближает думу К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» и стихотворение С.И.Липкина «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом»?

 

4.Как вы думаете, в чем их различие? Почему?

 

 

 

Вариант ответа. Стихотворение Семена Липкина – это воспоминание о герое-однополчанине Эрдни Деликове, который погиб, сражаясь за отчий дом, но пройдут годы, а подвиг героя будет жив в памяти людской, потому что он сродни древнему завету  богатырей калмыцкого эпоса «Джангар»:

 

 

 

 

 

              Жизни свои острию копья предадим,

 

 

 

              Страсти свои державе родной посвятим.

 

 

 

               Груди свои обнажим и вырвем сердца,

 

 

 

               И за народ отдадим свою кровь до конца.

 

 

 

    Стихотворение «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом» проникнуто горечью от потерь друзей и одновременно надеждой на то, что «сияющие дни» мира не позволят потомкам забыть о том, какой ценой заплачено за победу. Думу К.Ф.Рылеева и стихотворение С.И.Липкина сближает то, что герой, руководствуясь чувством долга и велением сердца, погибает за независимость Родины, а также  и то, что его пример способствует воспитанию патриотизма, гражданской ответственности, ненависти к захватчикам. А отличается стихотворение «...Он отомстил. За кровь, за отчий дом» тем, что оно воспринимается как завещание, как предупреждение  всем последующим поколениям не допустить повторения кровавой войны, ибо остановить ее сложнее, чем не допустить.                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

VII. Итоги урока.

 

 

 

Заключительное слово учителя. Подводя итоги урока, нам нужно обратить внимание на следующие вопросы, которые помогут обобщить изученное и высказать свое мнение по теме сегодняшнего урока.

 

 

 

1.Какова тема урока?

 

2.Случаен ли выбор эпиграфа урока и как он связан с темой урока?

 

3.Какой смысл вкладывает в понятие «гражданин» К.Ф.Рылеев? Н.А.Некрасов? С.И.Липкин?

 

4.Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа? Что для вас значит «быть гражданином»?

 

5.Чему вы научились на уроке, что нового узнали?

 

 

 

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение (тему выбирает учащийся):

 

 

 

1. «Поэт в России больше, чем поэт». (По лирике К.Ф.Рылеева).

 

2. Размышляя над прочитанным. (По думе «Иван Сусанин»).

 

3. Выучите наизусть  одно из понравившихся стихотворений.

 

 

 

                                                                                                                                                               Приложение 1

 

 

 

К. Ф. Рылеев

 

 

 

К ВРЕМЕНЩИКУ

 

 

 

                           (Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»)

 

 

 

                             Надменный временщик, и подлый и коварный,

 

                             Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

 

                             Неистовый тиран родной страны своей,

 

                             Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

 

                             Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

 

                             И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

 

                             Твоим вниманием  не дорожу, подлец;

 

                             Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

 

                             Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!

 

                             Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,

 

                             Коль сам с презрением я на тебя гляжу

 

                             И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

 

                             Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?

 

                             Что власть ужасная и сан твой величавый?

 

                             Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

 

                             Чем с низкими страстьми и подлою душой

 

                             Себя, для строгого своих сограждан взора,

 

                             На суд их выставлять, как будто для позора!

 

                             Когда во мне,  когда нет доблестей  прямых,

 

                             Что пользы в сане мне и в почестях моих?

 

                             Не сан, не род – одни достоинства почтенны;

 

                             Сеян! и самые цари без них – презренны,

 

                             И в Цицероне мной не консул – сам он чтим

 

                             За то, что им спасен от Катилины Рим…

 

                             О, как на лире я потщусь того прославить,

 

                             Отечество мое кто от тебя избавит!

 

                             Под лицемерием ты мыслишь, может быть,

 

                             От взора общего причины зла укрыть…

 

                             Не зная о своем ужасном положеньи,

 

                             Ты заблуждаешься в несчастном ослепленьи,

 

                             Как ни притворствуешь и как ты ни  хитришь,

 

                             Но свойства злобные души не утаишь.

 

                             Твои дела тебя изобличат народу;

 

                             Познает он – что ты стеснил его свободу,

 

                             Налогом тягостным довел до нищеты,

 

                             Селения лишил их прежней красоты…

 

                             Тогда вострепещи, о временщик надменный!

 

                             Народ тиранствами ужасен разъяренный!

 

                             Но если злобный рок, злодея полюбя,

 

                             От справедливой мзды и сохрранит тебя,

 

                             Все трепещи тиран! За зло и вероломство

 

                             Тебе свой приговор произнесет потомство!

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

М. В. Милонов

 

 

 

К РУБЕЛЛИЮ

 

 

 

Сатира Персиева

 

 

 

                             Царя коварный льстец, вельможа напыщенный,

 

                             В сердечной глубине таящий злобы яд,

 

                             Не доблестьми души, пронырством вознесенный,

 

                             Ты мещещь на меня с презрением твой взгляд!

 

                             Почту ль внимание твое ко мне хвалою?

 

                             Унижуся ли тем, что унижен тобою?

 

                             Одно достоинство и счастье для меня,

 

                             Что чувствами души с тобой не равен я!

 

                             Что твой мутный блеск? что сан твой горделивый?

 

                             Стыд смертным – и укор судьбе несправедливой!

 

                             Стать лучше на ряду последних плебеян,

 

                             Чем выситься на смех, позор своих граждан;

 

                             Пусть скроюсь, пусть на век бегу от их собора,

 

                             Чем выставлю свой стыд для строгого их взора;

 

                             Когда величием прямым не одарен,

 

                             Что пользы, что судьбой я буду вознесен?

 

                             Бесценен лавр простой, венчая лик героя;

 

                             Священен лишь на царе владычества венец;

 

                             Но коль, на поприще устроенном для боя,

 

                             Неравный силами, уродливый боец,

 

                             Где славу зреть стеклись бесчисленны народы,

 

                             Явит убожество, посмешище природы,

 

                             И, с низкой дерзостью, героев станет в ряд,-

 

                             Ужель не облечен он наглым ослепленьем

 

                             И мене на него уставлен взор с презреньем?

 

                             Там все его шаги о нем заговорят.

 

                             Бесславный тем подлей, чем больше ищет славы!

 

                             Что в том, что ты в честях, в кругу льстецов лукавых,

 

                             Вельможи на себя приемлешь гордый вид,

 

                             Когда он их самих украдкою смешит?

 

                             Рубеллий! Титла лишь с достоинством почтенны,

 

                             Не блеском собственным, сияя им одним,

 

                             Заставят ли меня дела твои презренны

 

                             Неправо освящать хвалением моим?

 

                             Лесть сыщешь, но хвалы не купишь справедливой!

 

                             Минутою одной приятен лести глас;

 

                             Но нужны доблести для жизни нам счастливой,

 

                             Они нас усладят, они возвысят нас!

 

                             Гордися, окружен ласкателей собором,

 

                             Но знай, что предо мной, пред мудрых строгим взором

 

                             Равно презренен и лесть внимающий и льстец.

 

                             Наемная хвала – бесславия венец!

 

                             Кто чтить достоинства и чувства в нас не знает,

 

                             В неистовстве своем теснит и гонит их,

 

                             Поверь мне, лишь себя жестоко осрамляет;

 

                             Унизим ли мы то, что выше нас самих?

 

                             Когда презрение к тебе питать я смею,

 

                             Я силен – и ни в чем еще не оскудею;

 

                             В изгнаньи от тебя пусть целый век гублю,

 

                             Но честию твоих сокровищ не куплю!

 

                             Мне ль думать, мне ль скрывать обща посмеянья

 

                             Убожество души богатством одеянья?

 

                             Мне ль ползать пред тобой в толпе твоих льстецов?

 

                             Пусть Альбий, Арзелай – но Персий не таков!

 

                             Ты думаешь сокрыть дела свои от мира

 

                             В мрак гроба? Но и там потомство нас найдет;

 

                             Пусть целый мир рабом к стопам твоим падет,

 

                             Рубеллий! Трепещи: есть Персий и сатира!

 

                                                                                             1810

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

                                                          К. Ф. Рылеев

 

 

 

                                                        ГРАЖДАНИН

 

 

 

                             Я ль буду в роковое время

 

                             Позорить гражданина сан

 

                             И подражать тебе, изнеженное племя

 

                             Переродившихся славян?

 

                             Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

 

                             В постыдной праздности влачить свой век младой

 

                             И изнывать кипящею душой

 

                             Под тяжким игом самовластья.

 

                             Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

 

                             Постигнуть не хотят предназначенье века

 

                             И не готовятся для будущей борьбы

 

                             За угнетенную свободу человека.

 

                             Пусть с хладною душой бросают хладный взор

 

                             На бедствия своей отчизны

 

                             И не читают в них грядущий свой позор

 

                             И справедливые потомков укоризны.

 

                             Они раскаются, когда народ, восстав,

 

                             Застанет их в объятьях праздной неги

 

                             И, в бурном мятеже ища свободных прав,

 

                             В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

 

 

 

 

 

                                                                  

 

                                                                 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 596 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2559
    • DOCX 38.4 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Минко Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Минко Татьяна Викторовна
    Минко Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18255
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек