- 21.12.2020
- 611
- 15
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Поэзия – прекрасная страна. Учитель – Лукашова Лариса Ивановна Урок литературы в 5 классе Тема: «Поэзия – прекрасная страна» (особенности поэтической речи) Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи; дать определение рифме, ритму, интонации; повторение термина эпитет. Тип урока: урок – практикум. Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»; раздаточный материал; музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь». Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Создание эмоционального настроя. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков. ( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь») - Какие картины вы увидели, прослушав музыку? Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень». - Определите настроение картины. - Опишите реку, деревья, небо. ( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное) - Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет) - Что такое эпитет? (красочное определение) Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова. Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения? Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам. 1. Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее. А. П. Платонов 2. Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Н. М. Языков - Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной? Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму. - Что такое ритм? Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про- исходящее с определенной последовательностью. - А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана) Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм - это чередование ударного и безударного слога. - Обратимся к учебнику (стр. 94 - 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь). - Чтение третьего абзаца. - Что же такое рифма? (чтение определения рифма) Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо- женных в разных строках. - Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника) Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки. Вариант 1. Над морем красавица дева сидит И, к другу ласкаясь, она говорит: «Достань ожерелье, спустися на дно; Сегодня в пучину упало оно!» (парная) Вариант 2. Как мило жили в старину! Бывало, в теремах высоких В кругу красавиц чернооких Певцы поют любовь, войну! (опоясывающая) Вариант 3. В избушке позднею порою Славянка юная сидит. Вдали багровой полосою На небе зарево горит. (перекрестная) - К нам в гости пришел известный сказочный персонаж. Незнайка. Я поэт, зовусь Незнайка, От меня вам всем приветик! Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся. Задание 2. На парты раздаются карточки со словами: вариант 1 - три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой; вариант 2 - товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки; вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли. В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 - товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 - совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли. - А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал, И я гостей к себе …….. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …… Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости …. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек …. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ….. Когда же гости подошли, То даже крошек …. - Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения. - Что такое интонация? (на доске определение) Интонация – выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово. Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями. Задание 3 1) «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы). 2) «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело). 3) «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой). Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова. Ватиант 1. Под бронёй с простым набором, Хлеба кус жуя, В жаркий полдень едет………… Дедушка Илья; Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник………….. Богатырский…………… Вариант 2. И ворчит Илья «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я, без Ильи-то Как ты………….. Двор мне, княже, твой не диво, Не пиров держусь, Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба……………» Вариант 3. И старик лицом суровым Просветлел опять, По нутру ему здоровым Воздухом……………… Снова веет воли……….. На него простор, И смолой и земляникой Пахнет темный………….. - А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно? А вот в программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли. Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: - Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами. Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило: Где наша роза, друзья мои? Увяла роза, дитя зари. Не говори: вот жизни младость, Не повтори: так вянет радость, В душе скажи: прости, жалею… - Можно ли научиться писать стихи? - Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию) Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель. Итог. - Над какой темой мы работали? - Как называется род литературы, где главное рифма и ритм? - Что такое рифма? - Что такое ритм? - Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение) Домашнее задание. - выучить термины (ритм, рифма) - сочинить стихотворение на тему «Осень». Завет. Наполнить ум и душу светом, Про ритм и рифму все понять, Тогда вы сможете с успехом Стихи прекрасные слагать.
6 625 221 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алексеенко Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.