Инфоурок Литература Другие методич. материалыУрок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)

Урок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)

Скачать материал

                    Поэзия – прекрасная страна.

        Учитель – Лукашова Лариса Ивановна

        Урок литературы в 5 классе

 Тема: «Поэзия – прекрасная страна»(особенности поэтической речи)               

Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

           дать определение рифме, ритму, интонации;

           повторение термина эпитет.

 Тип урока: урок – практикум.

 Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»;

                               раздаточный материал;

                               музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь».

                                                   Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Создание эмоционального настроя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков.

           ( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь»)

- Какие картины вы увидели, прослушав музыку?

Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень».

- Определите настроение картины.

- Опишите реку, деревья, небо.

( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное)

 - Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет)

- Что такое эпитет? (красочное определение)

Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова.

   Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения?

 Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам.

1.       Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась.  Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.                                                              А. П. Платонов

2.  Нелюдимо наше море,

     День и ночь шумит оно;

     В роковом его просторе

     Много бед погребено.

                                Н. М. Языков

- Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной?

Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму.

- Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про-

              исходящее с определенной последовательностью.

 - А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана)

Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм - это чередование ударного и безударного слога.

- Обратимся к учебнику (стр. 94 - 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь).

- Чтение третьего абзаца.

- Что же такое рифма? (чтение определения рифма)

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо-

                 женных в разных строках.

- Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника)

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид

                      рифмовки.

Вариант 1. Над морем красавица дева сидит

                     И, к другу ласкаясь, она говорит:

                     «Достань ожерелье, спустися на дно;

                      Сегодня в пучину упало оно!»     (парная)

Вариант 2.  Как мило жили в старину!

                      Бывало, в теремах высоких

                      В кругу красавиц чернооких

                      Певцы поют любовь, войну!       (опоясывающая)

Вариант 3.  В избушке позднею порою

                      Славянка юная сидит.

                      Вдали багровой полосою

                      На небе зарево горит.                  (перекрестная)     

- К нам в гости пришел известный сказочный персонаж.

Незнайка.      Я поэт, зовусь Незнайка,

                         От меня вам всем приветик!

Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.

Задание 2. На парты раздаются карточки со словами:                                 вариант 1 -  три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой;    вариант 2 - товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки;                                                                                                                 вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли.                             В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 - товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 -  совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли.

- А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог»

       Я захотел устроить бал,

       И я гостей к себе ……..     

       Купил муку, купил творог,

       Испек рассыпчатый ……

       Пирог, ножи и вилки тут –

       Но что-то гости ….

       Я ждал, пока хватало сил,

       Потом кусочек ….

       Потом подвинул стул и сел

       И весь пирог в минуту …..

       Когда же гости подошли,

       То даже крошек ….

 

- Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения.

 - Что такое интонация? (на доске определение)

Интонация – выразительное средство звучащей речи.

 Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово.

Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

Задание 3

1)     «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы).

2)     «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело).

3)     «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой).

Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.

Ватиант 1.   Под бронёй с простым набором,

                      Хлеба кус жуя,

                      В жаркий полдень едет…………

                      Дедушка Илья;

                      Едет бором, только слышно,

                      Как бряцает бронь,

                      Топчет папоротник…………..

                      Богатырский……………

Вариант 2.   И ворчит Илья

                       «Ну, Владимир, что ж?

                       Посмотрю я, без Ильи-то

                       Как ты…………..

                       Двор мне, княже, твой не диво,

                       Не пиров держусь,

                       Я мужик неприхотливый,

                       Был бы хлеба……………»

Вариант 3.   И старик лицом суровым

                       Просветлел опять,

                       По нутру ему здоровым

                       Воздухом………………

                       Снова веет воли………..

                       На него простор,

                       И смолой и земляникой

                       Пахнет темный…………..                             

- А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно?

А вот в  программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:

- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами.

Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

               Где наша роза, друзья мои?

               Увяла роза, дитя зари.

               Не говори: вот жизни младость,

               Не повтори: так вянет радость,

               В душе скажи: прости, жалею…         

- Можно ли научиться писать стихи?

- Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию)

Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.

     Итог.

- Над какой темой мы работали?

- Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

- Что такое рифма?

- Что такое ритм?

- Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение)

               Домашнее задание.

- выучить термины (ритм, рифма)

- сочинить стихотворение на тему «Осень».

                Завет.

         Наполнить ум и душу светом,

         Про ритм и рифму все понять,

         Тогда вы сможете с успехом

         Стихи прекрасные слагать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите  вид рифмовки.

                      Над морем красавица дева сидит

 

         И, к другу ласкаясь, она говорит:

 

       «Достань ожерелье, спустися на дно;

 

        Сегодня в пучину упало оно!»

 

 

Задание 1.  Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.

                           Как мило жили в старину!

 

                Бывало, в теремах высоких

 

                В кругу красавиц чернооких

 

               Певцы поют любовь, войну!

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.

                             В избушке позднею порою

 

                       Славянка юная сидит.

 

                      Вдали багровой полосою

 

                     На небе зарево горит.         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Поэзия – прекрасная страна. Учитель – Лукашова Лариса Ивановна Урок литературы в 5 классе Тема: «Поэзия – прекрасная страна» (особенности поэтической речи) Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи; дать определение рифме, ритму, интонации; повторение термина эпитет. Тип урока: урок – практикум. Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»; раздаточный материал; музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь». Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Создание эмоционального настроя. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков. ( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь») - Какие картины вы увидели, прослушав музыку? Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень». - Определите настроение картины. - Опишите реку, деревья, небо. ( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное) - Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет) - Что такое эпитет? (красочное определение) Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова. Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения? Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам. 1. Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее. А. П. Платонов 2. Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Н. М. Языков - Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной? Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму. - Что такое ритм? Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про- исходящее с определенной последовательностью. - А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана) Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм - это чередование ударного и безударного слога. - Обратимся к учебнику (стр. 94 - 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь). - Чтение третьего абзаца. - Что же такое рифма? (чтение определения рифма) Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо- женных в разных строках. - Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника) Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки. Вариант 1. Над морем красавица дева сидит И, к другу ласкаясь, она говорит: «Достань ожерелье, спустися на дно; Сегодня в пучину упало оно!» (парная) Вариант 2. Как мило жили в старину! Бывало, в теремах высоких В кругу красавиц чернооких Певцы поют любовь, войну! (опоясывающая) Вариант 3. В избушке позднею порою Славянка юная сидит. Вдали багровой полосою На небе зарево горит. (перекрестная) - К нам в гости пришел известный сказочный персонаж. Незнайка. Я поэт, зовусь Незнайка, От меня вам всем приветик! Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся. Задание 2. На парты раздаются карточки со словами: вариант 1 - три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой; вариант 2 - товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки; вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли. В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 - товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 - совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли. - А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал, И я гостей к себе …….. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …… Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости …. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек …. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ….. Когда же гости подошли, То даже крошек …. - Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения. - Что такое интонация? (на доске определение) Интонация – выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово. Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями. Задание 3 1) «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы). 2) «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело). 3) «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой). Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова. Ватиант 1. Под бронёй с простым набором, Хлеба кус жуя, В жаркий полдень едет………… Дедушка Илья; Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник………….. Богатырский…………… Вариант 2. И ворчит Илья «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я, без Ильи-то Как ты………….. Двор мне, княже, твой не диво, Не пиров держусь, Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба……………» Вариант 3. И старик лицом суровым Просветлел опять, По нутру ему здоровым Воздухом……………… Снова веет воли……….. На него простор, И смолой и земляникой Пахнет темный………….. - А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно? А вот в программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли. Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: - Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами. Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило: Где наша роза, друзья мои? Увяла роза, дитя зари. Не говори: вот жизни младость, Не повтори: так вянет радость, В душе скажи: прости, жалею… - Можно ли научиться писать стихи? - Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию) Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель. Итог. - Над какой темой мы работали? - Как называется род литературы, где главное рифма и ритм? - Что такое рифма? - Что такое ритм? - Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение) Домашнее задание. - выучить термины (ритм, рифма) - сочинить стихотворение на тему «Осень». Завет. Наполнить ум и душу светом, Про ритм и рифму все понять, Тогда вы сможете с успехом Стихи прекрасные слагать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.05.2020 530
    • DOCX 21.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеенко Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63339
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе