Тема:
Судьба личности в тоталитарном государстве.
По
роману Евгения Замятина «Мы»
Эпиграфы урока:
Живая
душа потребует, живая душа не послушается механики.
Роман "Мы" — это протест против тупика, в который
упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин
Цель:
·
Показать противоестественность
человеческих отношений в тоталитарном государстве.
·
Развивать исследовательские навыки, навыки
самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.
·
Содействовать пониманию и осознанию
нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.
1. Вступительное
слово учителя.
Мудрецы
прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все
сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась
антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого
механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной
единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии:
антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь
оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового
механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.
Запись
на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий -
в жизни и литературе.
В названии романа
отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и
человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?
О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно
заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество,
изображённое в романе?
2. Постановка цели, формулирование проблемы и
актуализация опорных знаний.
Просмотр эпизода из фильма
«Эквилибриум».
Учитель: прослушайте диалог
героев.
Мэри
О’Брайен:
-
Зачем вы живёте?
Джон Престон:
- Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой
смысл вашей жизни?
Мэри
О’Брайен:
-
Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как
дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы,
тиканье.
Джон
Престон:
-
Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.
Итак, мы должны ответить на главный
вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью,
душой, волей?
3. Дискуссия.
Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим.
Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:
1.Дикое состояние свободы.
2.Математически безошибочное счастье.
3.Наш долг - заставить их быть
счастливыми.
4.Самая трудная и высокая любовь – это
жестокость.
5.Вдохновение – неизвестная форма
эпилепсии.
6. Душа – тяжёлое заболевание.
Выводы: тезисы
противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом
обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.
4. Тест-ассоциация.
Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много
математических терминов, формул, геометрических фигур.
Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими
фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.
Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.
“Квадраты” – люди трудолюбивые,
упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу,
эмоционально сдержанны.
“Треугольники” – люди, рожденные быть
лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их
достигают.
“Круги” – люди доброжелательные,
искренние. Круг – это гармония.
“Зигзаги” – люди с развитой интуицией,
инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями,
чем действительностью.
Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует
Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.
Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)
Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.
«Я, он и О – мы треугольник, пусть даже и
неравнобедренный…»
«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ,
квадратная гармония серо-голубых шеренг»
«На площади Куба через два дня состоится праздник
Правосудия»
Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»?
Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим
математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно
заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество,
изображённое в романе?
4. Работа в группах.
Группа «Математики»
Задание:
Через математические образы-символы рассмотрите философские категории
романа: счастье, любовь, душа. Какое
символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?
Результаты
работы группы
√ -1 (квадратный
корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека,
что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.
«Давно, в школьные годы, со мной случился √
-1.И вот теперь снова
√ -1».
«этот иррациональный корень врос в меня,
как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»
- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас
образовалась душа.
Оказывается, чтобы осчастливить человека,
его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность
человеческого бытия.
Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.
Мы – обезличенная
масса, не люди, а «нумера».
«Мы –
счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать
от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»
∫ Интеграл
– суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.
«Стихия любви была побеждена.
Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную
бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших
трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма,
так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»
«Линия государства – прямая линия»
«Счастье - когда нет уже никаких желаний,
нет ни одного…»
Единое Государство лишило человека личных
привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым
Государством, преступны.
Группа «Правоведы»:
Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?
Результаты
работы группы
«Свобода и преступление так же неразрывно
связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он
не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно.
Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его
от свободы».
Всё, что охраняет нашу несвободу,
т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это
величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».
Создана целая система подавления
инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был
«счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая
Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в
ранг добродетели.
Группа «Романтики»:
Задание.
Зачем человеку музыка, живопись, поэзия?
Можно ли обойтись без них?
Результаты
работы группы:
«Я
лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к
дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и
полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»
«стерильное, безукоризненное небо»
«всякий, кто чувствует себя в силах,
обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого
Государства»
«Мы из влюблённого шёпота волн добыли
электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»
Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров»,
трагедия «Опоздавший на работу».
Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения,
строгой регламентации.
Единое Государство отнимает у своих граждан возможность
интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой
Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.
Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они
подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического
вмешательства.
Группа «Философы»
Задание. Как
устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как
сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих
граждан?
Результаты
работы группы
«Счастье
– когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»
«В древнем мире –
это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель,
а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».
Материальные проблемы решали в ходе
Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь
перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.
Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще
одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от
матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.
5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)
1.
Люди не
думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира
2.
Писатели и
поэты воспевают красоту и величие государства.
3.
Торжествует
МЫ, уничтожено Я.
4.
Нет места
зависти и злости
5.
Любовь,
душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных
быть не должно!
6.
Шеренга,
униформа.
7.
Всепроникающая
слежка (прозрачные стены домов)
8.
Подавление
личности
9.
Бюро
Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю
10. Не люди, а номера (Д-503,
О-90, И-330)
6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность
тоталитарного строя?
Исторический путь
человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно
уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой
линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого
и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные
«нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный
неодушевлённый механизм.
Всеобщее
благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости,
совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии.
Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и
удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче
переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого,
ограничить потребности, заставить думать по шаблону.
Однако, как
оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно
личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых
утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых
проявлений свободного «Я».
Замятин нарисовал финал развития
любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над
человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений
между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о
человеческих ценностях искажены.
И всё-таки,
завершить урок хотелось бы эпиграфом:
«Живая
душа потребует, живая душа не послушается механики».
7.
Домашнее задание:
Вернёмся
к записи на доске «XX век стал веком воплощенных
антиутопий - в жизни и литературе». А
можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?
Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в
современном мире».
Приложение
1. Словарь к теме
Утопия – реализация в художественной форме
мифа о построении рая на Земле.
Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены
пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.
Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое
вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего
управления и принудительного регулирования.
Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация.
Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».
Апофеоз (гр. «обожествление») –
прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.