Урок литературы в
7 кл.
Учитель МОУ СОШ
с.Завидово
Конаковского
района
Степанова Н.Б.
Тема: Древнерусская повесть.
Эпиграф урока: Благочестивой
девице Бог Сам мужа усмотрит.
Цели:
-
повторить «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
-
познакомиться с древнерусской легендой «Повесть о Тверском Отроч монастыре»;
-
сопоставить события двух «Повестей…»;
-
прививать любовь к внимательному чтению художественного текста, воспитывать
чувство гордости за своих предков; воспитывать в ребятах благочестие, чувство
коллективизма (через работу в группах).
Оборудование:
-
иллюстрации к «Повестям…» (или презентация);
-
толковый словарь В.И. Даля;
-
на доске тема урока, эпиграф урока;
-
тексты «Повестей…».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Объявить
тему урока. А цель попробуем определить вместе.
II. Проверка
домашнего задания (перечитать «Повесть о Петре и Февронии»).
-
Перескажите эпизод знакомства и сватовства Петра и Февронии Муромских.
-
Пересказать эпизод знакомства Ксении и князя Ярослава Тверского (индивидуальное
задание).
-
Как бы вы сформулировали цель урока? (Сопоставление двух древнерусских
повестей).
III. Работа в
группах.
1.
Исследование текстов двух «Повестей…» (запись в тетрадях):
1-я группа: Найти черты сходства.
2-я группа: Найти черты различия
3-я группа: Чем простые крестьянские девушки
привлекли внимание знатных людей – князей? (Характеристики девиц).
2.
Сообщения групп.
(1-
я гр.: Князья берут замуж простых девушек (сюжетное сходство),
Мудрость
девиц, дальновидность, знание Промысла Божьего
2-я
гр.: сюжетные различия: с одной стороны – болезнь князя как причина поисков, с
другой – пророческий сон; у Ксении есть жених – Отрок, у Февронии – нет; на
Февронии князь сначала не хочет жениться;
3-я
гр.: Феврония: мудрость, образность речи, кротость (не обиделась на князя за
обман), любовь к Петру, верность, желание поддержать, утешить в трудной
ситуации.
Ксения:
«девица весьма красивая», «Была та девица благочестива и кротка, смиренна и
весела, разум имела сильный и жила, соблюдая все заповеди Господни, почитая
своих родителей и повинуясь им во всем. С младенчества возлюбила она Христа и
следовала Его закону, слышав Святое Писание от отца своего и внимая усердно ему
всем сердцем своим», «князь увидел девицу прекрасную, лицо же ее как будто
сияло в лучах».
IV. Беседа:
-
Можно ли сказать, что этим крестьянским девушкам просто повезло в жизни?
(Нет. То, что они стали княгинями, это и их заслуга).
-
Обратим внимание на эпиграф урока: Благочестивой девице Бог Сам мужа
усмотрит. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-
Что означает слово «благочестие»?
Это
сложное слово. Посмотрим в словаре В.И.Даля, что обозначают слова «благо»
и «честь».
(«Честь»
- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть (с.710).
«Благо»
- добро (с.58 в статье «Благий»). Этот корень используется во многих словах -
каких? (по словарю: благовидный, благоволить, благодарный, благоверный,
благовоспитанный, благородный, благодать, благонравие, благообразие,
благополучие, благосклонный, благотворительность, благоухать и др.)
-
Такие качества души заслуживают награды, хотя не ради награды эти девицы
воспитывали свою душу. А почему?
(Из
любви к Богу).
-
Слово «благочестие» означает – истинное богопочитание; благоговейное
признание божественных истин и исполнение их на деле (с. 60 в статье
«Благотворить»).
V. Итог
урока.
-
Какой вывод мы можем сделать, исходя из материалов урока?
(Внешняя красота человека обретает ценность в том
случае, если в наличии внутренняя красота. Человек, украшающий свою душу
нравственными достоинствами, благочестием, не останется одиноким, а будет иметь
награду от Самого Господа и в сей жизни, и в будущей).
-
Оценки за работу учащихся.
VI. Домашнее
задание
Написать
небольшое сочинение-рассуждение по теме урока.
Приложение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.