Тема 6. Акмеизм (Н.С.
Гумилев). Футуризм (И.Северянин).
Цели: 1) продолжение знакомства с
модернистскими литературными течениями: акмеизм и футуризм; 2) развить навыки
анализа лирического произведения; 3) воспитание читательской культуры через
постижение смысла стихотворений.
Студенты
должны иметь представления: об акмеизме и футуризме.
Студенты
должны знать: представителей акмеизма и футуризма.
Студенты
должны уметь: анализировать стихотворения.
Основное
содержание учебного материала:
Истоки
акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».
Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной
ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н.С.
Гумилев. Сведения
из биографии.
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация
действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в
поэзии Гумилева.
Футуризм.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового
искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы
футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И.
Северянин. Сведения
из биографии.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог»
(«Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Эмоциональная
взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его
словотворчества.
Виды
самостоятельной внеаудиторной работы: поэзия В.В.Хлебникова, Н.А.Клюева.
Ход
урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Что отличает модернизм от реализма?
2. Каковы взгляды символистов на развитие русской
литературы?
3. Как проявилось творчество В.
Брюсова в группе символистов? (Ответы на основе лекции
предыдущего урока и статьи «Символизм» на с. 22–23 в учебнике.)
II. Работа по теме урока. Лекция.
Акмеизм – еще одно литературное течение, которое возникло в
начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Молодые поэты
посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на петербургской квартире
Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».
В недрах кружка в 1906–1907 годы постепенно
сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их
сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике.
«Молодые» стремились научиться у старших коллег
стихотворной технике.
В 1909 году участники «кружка молодых», попросили
Вяч. Иванова, И. Анненского и М. Волошина прочитать для них курс лекций по
стихосложению.
Так была основана «Поэтическая академия».
В октябре 1911 года слушатели «Поэтической
академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». Наименование
кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений,
указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере
деятельности.
Руководителями «Цеха» стали уже не мэтры
символизма, а поэты следующего поколения – Н. Гумилев и С. Городецкий.
В 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его
участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. Из
разных предложенных поначалу названий прижилось несколько самонадеянное
«акмеизм» (от греч. acme – высшая степень чего-либо, расцвет,
вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и
эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя
акмеистами. К ним относились Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О.
Мандельштам.
Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново
открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного»
стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен
сам по себе.
Главное значение приобретает, по мысли теоретиков
акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
В стихах акмеистов эстетизировались хрупкие грани
вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами».
Особым было отношение к категории памяти. Память – важнейший эстетический
компонент в творчестве самых значительных художников этого течения – А.
Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама, именно акмеизм выступил за
необходимость сохранения культурных ценностей.
Акмеизм опирался на разные культурные традиции.
Объектами лирического осмысления в акмеизме часто становились мифологические
сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры; активно использовались
литературные цитаты.
Новое литературное течение, сплотившее больших
русских поэтов, просуществовало недолго.
К началу Первой мировой войны рамки единой
поэтической школы стали для них тесны, а индивидуальные творческие устремления
выводили их за пределы акмеизма.
III. Николай Степанович Гумилёв - Поэт, публицист, переводчик, критик
Родился 3(15) апреля 1886 в Кронштадте в семье
корабельного врача С.Я.Гумилёва.
1887 – семья Гумилёвых переехала в Царское Село.
1898 – Гумилёв держит экзамен в приготовительный
класс Царскосельской гимназии, но по состоянию здоровья с осени продолжает
обучение дома.
1900 – Гумилёвы переезжают на Кавказ, в Тифлис, для
укрепления здоровья детей. Гумилёв учится в лучшей в городе 1-ой Тифлисской
гимназии.
1902 – в газете
"Тифлисский листок" публикуется первое стихотворение: "Я в лес
бежал из городов..." (1902), подписанное "К. Гумилёв".
1903 – семья возвращается в Царское Село, где
Гумилёв поступает в 7-ой
класс Николаевской царскосельской гимназии, директор которой поэт И.Ф.Анненский.
Тогда же состоится его знакомство с будущей женой поэтессой А.Ахматовой.
1905 – выходит первый сборник Гумилёва "Путь
конквистадоров", изданный на средства родителей.
1906 – окончив гимназию, Гумилёв уезжает в Париж, в
Сорбонну, где слушает лекции по французской литературе, изучает живопись,
театр.
1907 – в Париже
Гумилёв издает литературный журнал "Сириус"
(вышло всего три номера), в котором печатает свои произведения под различными
псевдонимами ("Анатолий Грант", "К-о", "К...") и
стихи молодой поэтессы А.Горенко (Ахматовой).
В начале лета 1907г. Н.Гумилёв отправляется в своё
первое путешествие в Африку.
В августе 1908 года Гумилёв зачислен студентом
юридического факультета Петербургского университета, но обучение на этом
факультете не заканчивает (в мае 1911г. он сам подает прошение об увольнении),
а с сентября 1909г. слушает лекции на историко-филологическом факультете того
же университета, с сентября 1912г. на романо-германском отделении, где
организует "Кружок романо-германистов".
1909 – Гумилёв становится одним из основных
сотрудников журнала «Аполлон», ведя раздел «Письма о русской поэзии».
Ноябрь 1909 - февраль 1910 – с экспедицией, организованной академиком
В.Радловым, Гумилёв едет в Абиссинию (Африка) (полученные впечатления послужили
основой для поэмы "Мик" (1914) и "Абиссинских песен").
Всего в Абиссинии Гумилёв был три раза (сентябрь1910 - март 1911;
апрель-сентябрь 1913г.), причем в третью экспедицию он ходил в качестве руководителя.
Доставленные фотографии и предметы были переданы Музею антропологии.
1910 – выходит третий сборник стихов
"Жемчуга", посвященный В.Брюсову и принесший Гумилёву широкую
известность. В этом же году поэт женится на Анне
Ахматовой (их разрыв относится к 1913г - отражен в стих.
"Пятистопные ямбы"; развод был оформлен в 1918).
1911 – создан "Цех Поэтов", деятельностью которого руководят
Гумилёв и С.М.Городецкий, в его недрах зарождается программа нового
литературного направления – акмеизма; Гумилёв отходит от символизма, что
закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм». Начинает издаваться журнал
"Гиперборей" (редакция: Гумилёв, Городецкий, М.Лозинский).
1912 – выходит новый сборник стихов "Чужое
небо", в который, кроме своих стихов, Гумилёв включает переводы стихов
Теофиля Готье. В семье Гумилёвых рождается сын Лев.
1913 – состоится любительская постановка пьесы
Гумилёва "Дон Жуан в Египте" петербургскими студентами. Чуть позже
пьеса поставлена в Троицком театре миниатюр.
Август 1914г. – начало Первой мировой войны. Гумилёв идет
добровольцем, служит в Лейб-гвардии уланского полка, в Гусарском
Александрийском полку; награжден двумя Георгиевскими крестами. О боевых
приключениях он рассказывает в "Записках кавалериста", печатавшихся в
утреннем издании "Биржевых ведомостей" (февраль 1915 – январь 1916 )
и сборнике стихов "Колчан" (1915).
1917 – Октябрьская революция застает Гумилёва за
границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он живет в Париже, занимается восточной
литературой, переводит, работает над драмой "Отравленная туника".
Затем переезжает в Лондон, где знакомится с такими писателями, как О.Хаксли, Д.
X.Лоуренс и др. В это же время состоится знакомство с известным английским
переводчиком китайских поэтов А.Уэли и писателем Дж.К.Честертоном.
1918 – Гумилёв возвращается в Петроград. Вместе с А.Блоком,
М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном М.Горьким издательстве "Всемирная
литература", ведает сектором французской литературы, входит в коллегию по
редактированию стихотворных переводов, очень много переводит сам. Летом выходят
книги "Костер", "Фарфоровый павильон (Китайские стихи)".
В ноябре того же года открывается Институт живого
слова, в котором Гумилёв читает лекции по курсам теории и истории поэзии. Начинает
преподавать в Институте истории искусств и во многих литературных студиях.
1919 – женитьба вторым браком на Анне Николаевне
Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н.А.Энгельгардта и внучке
публициста А.Н.Энгельгардта. Выходит книга "Гильгамеш. Вавилонский
эпос", переведенная Гумилёвым, с его же "Предисловием
переводчика".
1920 – Гумилёв избирается членом приемной комиссии
Петроградского отдела Всеросийского Союза писателей, позже (февраль 1921) избран руководителем Петроградского
отделения Всеросийского союза поэтов.
Летом 1921 года выходят сборники "Шатёр"
и "Огненный столп", последний посвящен второй жене Гумилева –
А.Н.Энгельгардт.
3 августа 1921 – Гумилёв арестован по обвинению в
участии в антисоветском заговоре, руководимым В.Н.Таганцевым. Позднее, в 1950-е
годы, из материалов следствия стало ясно, что Гумилев был арестован за,
что «...не донес органам
советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую
организацию, от чего он категорически отказался».
24 августа 1921 – постановление Петроградского Губчека о расстреле
участников "Таганцевского заговора" (всего 61 человек). Точная дата
расстрела Николая Гумилёва не известна; по словам А.Ахматовой,
казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом.
IV. Футуризм, как и символизм, был
интернациональным литературным явлением
(название образовано от латинского futurum– будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму
течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременновозникло и в России. Временем рождения русского футуризма
считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристическийсборник «Садок
Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В.
Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее
влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей»
(Гилея – древнегреческое название территории
Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в
1911 году приезжали поэты нового объединения).
Футуризм воплощался не только в литературных
произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием
его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной для
футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие,
а агрессивное неприятие, протест.
В футуризме сложился своего рода репертуар
эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» – для картины;
«Дохлая луна» – для сборника произведений. Давались уничижительные отзывы и
культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к
намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в
манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов
мы взираем на их ничтожество!»
Вызывающе оформлялись публичные выступления
футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич
являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по
тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через
шею диванную подушку и т. п.
Ближайшей целью футуристического творчества было
побуждение к действию. В их практике важен был не конечный результат, а сам
процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных
редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая
или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую
вариацию на ту же тему.
Б) Прочитайте статью «Футуризм» в учебнике (с.
22–23).
На основе ваших записей в ходе лекции и прочитанной
статьи подготовьте устные ответы на вопросы (записаны на доске):
1. Каковы характерные черты русского футуризма?
2. Каковы причины возникновения футуризма?
V. Знакомство с
творчеством Игоря Северянина (Лотарева).
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился
4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер,
сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к
коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со
знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). В 1896 г. родители развелись,
и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец;
незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился
у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса
Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых
ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла
будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала
"Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было
помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался
самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений)
и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по
1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом
ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем -
Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.
В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном
самим Северяниным.
В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну
из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из
нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило
одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры —
"Хабанера II.
Как бы то ни было, Северянин вошел в моду.
Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное
литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог
эгофутуризма. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д.
Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским
(1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу,
сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный
гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала
поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на
Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные
переживания, заполняя дальше дневник своей души.
27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом
музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым
был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.
Через несколько дней "король" уехал с
семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония
отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции.
В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой
Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его
жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала
его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин
признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
В 20-е годы он естественно держится вне политики,
(называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений
против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов.
Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему
много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг.
выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт
гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 -
Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком
жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина",
"Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.
Большую часть времени Северянин проводит в Тойла,
за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни
он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника
стихотворений.
Особенно ухудшилось материальное положение к 1936
году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б.
Коренди:
Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
"В туманный день"
А в 1940 поэт признается, что "издателей на
настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая
их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном
немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике
помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
VI. Читать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.