Инфоурок Литература Другие методич. материалыУРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: Акмеизм (Н.С. Гумилев). Футуризм (И.Северянин).

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: Акмеизм (Н.С. Гумилев). Футуризм (И.Северянин).

Скачать материал

Тема 6. Акмеизм (Н.С. Гумилев). Футуризм (И.Северянин).

Цели: 1) продолжение знакомства с модернистскими литературными течениями: акмеизм и футуризм; 2) развить навыки анализа лирического произведения; 3) воспитание читательской культуры через постижение смысла стихотворений.

Студенты должны иметь представления: об акмеизме и футуризме.

Студенты должны знать: представителей акмеизма и футуризма.

Студенты должны  уметь: анализировать стихотворения.

Основное содержание учебного материала:

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы: поэзия В.В.Хлебникова, Н.А.Клюева.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Что отличает модернизм от реализма?

2. Каковы взгляды символистов на развитие русской литературы?

3. Как  проявилось  творчество  В. Брюсова  в  группе  символистов? (Ответы на основе лекции предыдущего урока и статьи «Символизм» на с. 22–23 в учебнике.)

II. Работа по теме урока. Лекция.

Акмеизм – еще одно литературное течение, которое возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».

В недрах кружка в 1906–1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике.

«Молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике.

В 1909 году участники «кружка молодых», попросили Вяч. Иванова, И. Анненского и М. Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению.

Так была основана «Поэтическая академия».

В октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». Наименование кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности.

Руководителями «Цеха» стали уже не мэтры символизма, а поэты следующего поколения – Н. Гумилев и С. Городецкий.

В 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных поначалу названий прижилось несколько самонадеянное «акмеизм» (от греч. acme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.

Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе.

Главное значение приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

В стихах акмеистов эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами».

Особым было отношение к категории памяти. Память – важнейший эстетический компонент в творчестве самых значительных художников этого течения – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама, именно акмеизм выступил за необходимость сохранения культурных ценностей.

Акмеизм опирался на разные культурные традиции. Объектами лирического осмысления в акмеизме часто становились мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры; активно использовались литературные цитаты.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго.

К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы стали для них тесны, а индивидуальные творческие устремления выводили их за пределы акмеизма.

III. Николай Степанович Гумилёв - Поэт, публицист, переводчик, критик

Родился 3(15) апреля 1886 в Кронштадте в семье корабельного врача С.Я.Гумилёва.

1887 – семья  Гумилёвых переехала в Царское Село.

1898 – Гумилёв держит экзамен в приготовительный класс Царскосельской гимназии, но по состоянию здоровья с осени продолжает обучение дома.

1900 – Гумилёвы  переезжают на Кавказ, в Тифлис, для укрепления здоровья детей. Гумилёв учится в лучшей в городе 1-ой Тифлисской гимназии.

1902 – в  газете "Тифлисский листок" публикуется первое стихотворение: "Я в лес бежал из городов..." (1902), подписанное "К. Гумилёв".

1903 – семья возвращается в Царское Село, где Гумилёв  поступает в 7-ой класс Николаевской царскосельской гимназии, директор которой поэт И.Ф.Анненский. Тогда же состоится его знакомство с будущей женой поэтессой А.Ахматовой.

1905 – выходит первый сборник Гумилёва "Путь конквистадоров", изданный на средства родителей.

1906 – окончив  гимназию, Гумилёв уезжает в Париж, в Сорбонну, где слушает лекции по французской литературе, изучает живопись, театр.

1907 – в  Париже Гумилёв  издает  литературный журнал "Сириус" (вышло всего три номера), в котором печатает свои произведения под различными псевдонимами ("Анатолий Грант", "К-о", "К...") и стихи молодой поэтессы А.Горенко (Ахматовой).

В начале лета 1907г. Н.Гумилёв отправляется в своё первое путешествие в Африку.

В августе 1908 года Гумилёв зачислен студентом юридического факультета Петербургского университета, но обучение на этом факультете не заканчивает (в мае 1911г. он сам подает прошение об увольнении), а с сентября 1909г. слушает лекции на историко-филологическом факультете того же университета, с сентября 1912г. на романо-германском отделении, где организует "Кружок романо-германистов".

1909 – Гумилёв становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», ведя раздел «Письма о русской поэзии».

Ноябрь 1909 - февраль 1910 – с  экспедицией, организованной академиком В.Радловым, Гумилёв едет в Абиссинию (Африка) (полученные впечатления послужили основой для поэмы "Мик" (1914) и "Абиссинских песен"). Всего в Абиссинии Гумилёв был три раза (сентябрь1910 - март 1911; апрель-сентябрь 1913г.), причем в третью экспедицию он ходил в качестве руководителя. Доставленные фотографии и предметы были переданы Музею антропологии.

1910 – выходит  третий сборник стихов "Жемчуга", посвященный В.Брюсову и принесший Гумилёву широкую известность. В этом же году поэт женится на Анне Ахматовой (их разрыв относится к 1913г - отражен в стих. "Пятистопные ямбы"; развод был оформлен в 1918).

1911 – создан  "Цех Поэтов",  деятельностью которого руководят Гумилёв и С.М.Городецкий, в его недрах зарождается программа нового литературного направления – акмеизма; Гумилёв отходит от символизма, что закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм».  Начинает издаваться журнал "Гиперборей" (редакция: Гумилёв, Городецкий, М.Лозинский).

1912 – выходит  новый сборник стихов "Чужое небо", в который, кроме своих стихов, Гумилёв включает переводы стихов Теофиля Готье. В семье Гумилёвых рождается сын Лев.

1913 – состоится любительская постановка пьесы Гумилёва "Дон Жуан в Египте" петербургскими студентами. Чуть позже пьеса поставлена в Троицком театре миниатюр.

Август 1914г. – начало  Первой мировой войны. Гумилёв идет добровольцем, служит в Лейб-гвардии уланского полка, в Гусарском Александрийском полку; награжден двумя Георгиевскими крестами. О боевых приключениях он рассказывает в "Записках кавалериста", печатавшихся в утреннем издании "Биржевых ведомостей" (февраль 1915 – январь 1916 ) и сборнике стихов "Колчан" (1915).

1917 – Октябрьская  революция застает Гумилёва за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он живет в  Париже, занимается восточной литературой, переводит, работает над драмой "Отравленная туника". Затем переезжает в Лондон, где знакомится  с такими писателями, как О.Хаксли, Д. X.Лоуренс и др. В это же время состоится знакомство с известным английским переводчиком китайских поэтов А.Уэли и писателем Дж.К.Честертоном.

1918 – Гумилёв  возвращается в Петроград. Вместе с А.Блоком, М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном М.Горьким издательстве "Всемирная литература", ведает сектором французской литературы, входит в коллегию по редактированию стихотворных переводов, очень много переводит сам. Летом выходят книги "Костер", "Фарфоровый павильон (Китайские стихи)".

В ноябре того же года открывается Институт живого слова, в котором Гумилёв читает лекции по курсам теории и истории поэзии. Начинает преподавать в Институте истории искусств и во многих литературных студиях.

1919 – женитьба вторым браком на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н.А.Энгельгардта и внучке публициста А.Н.Энгельгардта. Выходит книга "Гильгамеш. Вавилонский эпос", переведенная Гумилёвым, с его же "Предисловием переводчика".

1920 – Гумилёв  избирается членом приемной комиссии Петроградского отдела Всеросийского Союза писателей, позже (февраль 1921)  избран руководителем Петроградского отделения Всеросийского союза поэтов.

Летом 1921 года выходят сборники "Шатёр" и "Огненный столп", последний посвящен второй жене Гумилева – А.Н.Энгельгардт.

3 августа 1921 – Гумилёв арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре, руководимым В.Н.Таганцевым. Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало ясно, что Гумилев был арестован за, что  «...не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».

24 августа 1921 – постановление  Петроградского Губчека о расстреле участников "Таганцевского заговора" (всего 61 человек). Точная дата расстрела Николая Гумилёва не известна; по словам А.Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом.

 

IV. Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского futurum– будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременновозникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристическийсборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея – древнегреческое  название  территории  Таврической  губернии,  где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест.

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» – для картины; «Дохлая луна» – для сборника произведений. Давались уничижительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним  критериям  желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Ближайшей целью футуристического творчества было побуждение к действию. В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую вариацию на ту же тему.

Б) Прочитайте статью «Футуризм» в учебнике (с. 22–23).

На основе ваших записей в ходе лекции и прочитанной статьи подготовьте устные ответы на вопросы (записаны на доске):

1. Каковы характерные черты русского футуризма?

2. Каковы причины возникновения футуризма?

V. Знакомство с творчеством Игоря Северянина (Лотарева).

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер, сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры — "Хабанера II.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Все тщета, все тусклость, все обман.

Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман...

"В туманный день"

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

VI. Читать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: Акмеизм (Н.С. Гумилев). Футуризм (И.Северянин)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Студенты должны иметь представления: об акмеизме и футуризме.

 

Студенты должны знать: представителей акмеизма и футуризма.

 

Студенты должны  уметь: анализировать стихотворения.

 

Основное содержание учебного материала:

 

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

 

Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.

 

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

 

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

 

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

 

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

 

И. Северянин.Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 887 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по литературе "Роль ценностей в жизни героев художественных произведений и современных подростков"
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Русская проза в 1950—1990-е годы (В. А. Чалмаев)
  • 03.10.2020
  • 275
  • 0
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 2645
    • DOCX 67.5 кбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богомолова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15112
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Сценический танец в театральном искусстве

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ключевые аспекты маркетинга: тенденции, инновации, стратегии

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции