МКОУ
Вознесенская СОШ
Коцарева Ж.А.,
учитель
русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории
Урок
литературы
Художественный
мир Ф.И.Тютчева
(
10 класс)
Цели урока:
знакомство обучающихся с поэзией Ф И Тютчева;
знакомство обучающихся с биографией поэта;
Задачи:
систематизация
знаний по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева».
Метод: по
технологии критического мышления приёмы: «Зигзаг», составление
кластеров
и синквейнов
Оборудование: репродукции
портрета Тютчева, Э. Тютчевой, Э. Дёрнберг,
Е.
Денисьевой, репродукции портретов родителей поэта, книжная
выставка по теме «Творчество ФИ Тютчева»
Ход урока
Вызов
Чтение
стихотворения ФИ Тютчева «Весенняя гроза» (учитель);
Анализ эпиграфа: «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть»
(ИС
Тургенев)
Обучающиеся
самостоятельно формулируют цели и задачи урока, учитель корректирует.
Комментарии к
изобразительному ряду (обучающиеся описывают репродукции портретов, рассказывая
короткие биографические справки)
1 ФИ Тютчев в детстве (учитель обобщает и добавляет материал)
2 Родители Тютчева: Иван Николаевич и Елизавета Львовна
Осмысление
1.
Класс делится на рабочие группы по литературоведческим понятиям: «Эпитет»,
«Метафора», «Гипербола», «Композиция», «Лейтмотив» (учитель раздаёт 25 карточек
на класс).
2 Учитель
раздаёт стихотворения определённого периода творчества каждой рабочей группе,
обучающиеся анализируют произведение в течение 5 минут.
Первая группа
анализирует стихотворение «Фонтан» с 40 (философская тема)
Вторая группа: «О,
как убийственно мы любим…» с 62 (тема любви), при составлении кластера данной
темы используются репродукции портретов Тютчевой, Дёрнберг, Денисьевой.
Третья: «Эти
бедные селенья» с 74 (тема Родины)
Четвёртая: «Последняя
любовь» с 72 (стихотворение из Денисьевского цикла)
Пятая: «О вещая
душа моя» (тема поэта)
3 Создаются
новые экспертные группы по тематике стихотворений:
Объединяются
обучающиеся анализирующие стих –ие «Фонтан», анализирующие стих-ие «О, как
убийственно мы любим» и т.д.
На работу в
группах отводится не более 10 минут.
И снова создаются
рабочие группы, обучающиеся, став экспертами по одному произведению, знакомят
других членов группы со своей темой, готовится презентация или защита проектов
(на эту работу 7 минут):
1 Выразительное
чтение стихотворения (один обучающийся).
2 Составление
кластера (каждая группа составляет свой) на доске.
Рефлексия
Составление
синквейнов (каждая творческая группа составляет синквейн по своей теме),
представление синквейнов.
Д/З: одно
стихотворение ФИ Тютчева по выбору наизусть.
Учебники и
учебные пособия
1
Емельянова М.Л. Тютчев Ф.И. Жизнь и творчество. М.: Центр «Планетариум», 2005.
2 Золотарёва
И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс 2 полугодие. 3-е издание, М.:
«ВАКО», 2007, 416 с.
3 Лебедев
Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2
ч.-М.:
Просвещение, 2008.
4 Тютчев
ФИ Весенние воды: лирика/ Сост. и предисл. К Пигарева; примеч К Пигарева.-М.:
Дет.
лит., 1983.-126 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.