Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы для 11 класса "Переплетение "миров" в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок литературы для 11 класса "Переплетение "миров" в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать материал

 

 

Открытый урок

 

 Переплетение «миров» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

                                                                                                              

Подготовил учитель русского языка и литературы

школы «Бакалавриат» Грезев Е.Г.

 

 

 

 

Тема: Переплетение «миров» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Цели:

  1. Понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, рассуждать; развитие связной речи; развитие познавательного интереса и интереса к предмету; развитие навыков выразительного чтения.

3.   Осуществлять трудовое воспитание; эстетическое воспитание, понимание красоты    

      и силы художественного слова; нравственное воспитание.

 

Базовые компетенции:  иметь навыки поисково-исследовательской  деятельности;

            уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными     

            технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня

            в условиях рыночных отношений.

 

Тип урока: урок-исследование.

 

Методы: практический, индивидуальный, групповой, работа с текстом.

 

Межпредметные связи: история, информатика.

 

Оборудование и ТСО: компьютер, интерактивная доска, буклеты, портрет

                                          писателя, аудио- и видеозаписи

 

Предварительная работа: группам учащихся дается план этапов биографии писателя,

                                               по которому они составляют слайды к электронному учебнику,

                                               формулируют вопросы и задания.

 

Эпиграф:

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М.Ю.Лермонтов

                                     

                     Ход урока.

 

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Демонстрация высказываний о писателе (эпиграфы).
  4. Слово учителя:

Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский». (класс делится на 3 группы, каждая более глубоко работает над одним из перечисленных «миров»).

 

5. Обсуждение вопросов домашнего задания.

 

Слайд 1.

 - Как связаны между собой эти три мира? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны и условны. «Роман о Понтии Пилате», принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится все произведение.)

 

А) Современный мир

 

2.

 - Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем выяснить.

            Первый мир – московский. С него начинается действие романа. Обратите внимание как называется 1 глава – «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Ещё до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением.

            В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Первый, с кем мы знакомимся, - председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим однофамильцем, по словам Ивана Бездомного, является композитор.

 

3.

- В чем значимость фамилии Берлиоза? (Это не просто забавное совпадение, а один из способов характеристики героя. Не председатель Массолита назван однофамильцем великого композитора, а наоборот, что говорит о завышенном самомнении современного Берлиоза. Булгаков следует гоголевской традиции в характеристике Берлиоза, вспомним «Невский проспект» Гоголя.)

- Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? (Мастер отзывается о нем как о «начитанном» и «очень хитром» человеке. Берлиозу многое дано, он человек умный и образованный, но он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса вовсе не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из его подчиненных не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана, «инженеры человеческих душ», которых интересует лишь дележка материальных благ и привилегий. Булгаков пародирует «тайную вечерю» (точнее, это Берлиоз кощунственно  пытается пародировать): Берлиоз уверен, что «в 10 часов в Массолите состоится заседание», и он будет «на нем председательствовать». Однако 12 литераторов не дождутся своего председателя.

 

4.

- За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? (Обсуждение.)

 

- Прочитать отрывок из романа:  Хрестоматия стр.

 

Вывод: Воланд раздражается на утверждения Берлиоза, что нет ни бога, ни Дьявола: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!». Берлиоз и получает «ничего», небытие. Получает по своей вере. Спор Воланда и Берлиоза по существу спор о вечных нравственных ценностях, которые или живут в душе человека, либо «изъяты из обращения».

            Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

            Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи.

 

5.

- Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

 

Сценка 1часть

 

- Попробуем найти ответ на вопрос Воланда. (Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», «чисто научный опыт». И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс « разоблачения» удался.

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…»)

 

Сценка 2часть

 

- Над чем потешается, издевается нечистая сила? (Над многочисленными людскими слабостями и пороками.)

-Какими средствами автор изображает обывателей? (Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение (вспомним эпизод с « расширением» квартиры, таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем.)

            Фантастика является и средством сатиры. Глава 17, где костюм председателя комиссии ( не важно какой ) самостоятельно подписывает резолюции. Это продолжение традиций Салтыкова-Щедрина ( «История одного города»).

 

В) Древний мир

6.

-Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

- Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

            Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах. «Евангельские» главы – своеобразный идейный центр романа.

 

7.

- В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав? (Если «московские» главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». Если в «московских» главах активен посредник, рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры, рассказчик, чья интонация может быть и ироничной («Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова!»), и лирической («Боги, боги мои!»), то никакого посредника, никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью.)

 

Иешуа и Понтий Пилат.

 

8.

            Преданный в руки палачей неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.

            Через образ Иешуа Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти».

            Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавистном им Иерусалиме.

- Что за человек Пилат, в изображении Булгакова? (Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечом у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

            Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Правда, есть одно живое существо, к которому он очень привязан – это его верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)

            И вот судьба дает ему шанс. (глава 2 сцена допроса). Вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задает обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде.

- Что это за вопрос? («Что есть истина?»)

 

 

- фрагмент фильма 1 серия

 

            Для Иешуа истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». Знаменательно, что говорит он об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.

            И далее Иешуа говорит Пилату: «Ты производишь впечатление очень умного человека». Это очень важная характеристика Пилата. Ведь его не назовешь примитивным злодеем. Такое случилось с ним впервые. Он встретил человека, который говорил с ним откровенно, несмотря на то, что был физически слаб и страдал от побоев. «Твоя жизнь скудна, иегемон», - эти слова не оскорбляют Пилата. Внезапно наступает прозрение – мысль «о каком-то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

            Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.

 

9.

- Почему Пилат утверждает смертный приговор? (Он убеждает себя, что сделал все, что было в его силах: уговаривал Каифу, угрожал ему. Что он мог еще сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было выше его сил. Он умывает руки.)

- Что же прочитал Понтий Пилат в пергаменте?

 

- Прочитать отрывок из романа (по хрестоматии)

 Иешуа несколько позже произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине ещё не закончен. «В числе прочего я говорил…что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Принимает ли Пилат такую истину? Нет. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!...»

 

10.

- Что же случилось с прокуратором? (Будучи смелым воином на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне не свободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.)

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная – только нравственная. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!,,»И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску».

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа легкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казненных в тайне. Возлагает на Афония обязанность убить Иуду – человека, который предал Иешуа.

 

11.

- За что наказан Пилат? («Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 22, сцена ночного полета).И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.  Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!». Пилат прощен.)

            Глава 32 «Прощение  и вечный покой». Воланд скажет Мастеру: «…Мне хотелось показать вам вашего героя. Около  двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, как видите его терзает бессонница. Она мучает не только его, Нои его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боится храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

 

12.

            Иешуа и Воланд, свет и тьма не только противопоставлены в романе, но и неразрывно связаны как две стороны мира: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»  этот вопрос – обращение к читателям. Каждый делает свой свободный выбор, за который он отвечает.

 

13.

Написание эссе:

- Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? (Надо помнить о леденящем души одиночестве, о совести, когтистом звере, который не дает спать по ночам…)

 

14.

- Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад? (Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад:

что такое истина?

человек и власть

внутренняя свобода и несвобода человека

добро и зло, вечное их противопоставление и борьба

верность и предательство

милосердие и всепрощение и др.(о них говорится на других уроках).

 

7. Оценки за урок.

 

8. Домашнее задание:

- подготовиться к сочинению по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

                                       

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы для 11 класса "Переплетение "миров" в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-исследование, который помогает разобраться учащимся в сложном переплетении древнего, современного и потустороннего миров в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке предполагается как индивидуальная, так и групповая работа. Урок сопровождается электронной презентацией, которую может составить сам учитель или совместно с группами учащихся. На протяжении урока учащиеся исследуют авторский замысел, роль персонажей, идейное содержание "евангельских" и "московских" глав, переплетение смысловых линий романа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.06.2020 2447
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Латыпова Регина Рамилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Латыпова Регина Рамилевна
    Латыпова Регина Рамилевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88445
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов