Ситкина
Светлана Сергеевна
учитель
русского языка и литературы
КГУ
«Средняя школа № 43
имени
Габита Мусрепова»
ΙΙΙ уровня
Урок
литературы 9 класс
Тема:Пушкин
и Лермонтов: совпадение судеб...
Основные
мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Цель:
Знать: помнить
об основных вехах биографии русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
выделять основные мотивы лирики двух поэтов.
Уметь:
сопоставлять и комментировать общее и различие в лирики двух поэтов.
Понимать:
связь
творчества каждого поэта с эпохой.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация для сопровождения урока, романсы на
стихи Пушкина и Лермонтова; видеофрагмент с исполнением стихотворений
"Пророк" Пушкина и Лермонтова; плакаты и маркеры, листы рефлексии,
шнур и прищепки для "линии времени"; на доске цитаты о Пушкине и
Лермонтове.
На
доске:
Смерть
Пушкина возвестила России о появлении нового поэта - Лермонтова. Сологуб
Пистолетный
выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Герцен
Глаголом
жги сердца людей. "Пророк" А.С. Пушкин
В
меня все ближние мои
Бросали
бешено каменья. "Пророк" М.Ю. Лермонтов
Предварительная
подготовка:
индивидуальная исследовательская и сопоставительная работа по биографии и
творчеству двух поэтов биографов, историков и литературоведов; отдельные
учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений "Я памятник себе
воздвиг..." А.С. Пушкина и "Смерть поэта" М.Ю. Лермонтова; класс
делится на 4 группы, в которую входят представители биографов, историков и
литературоведов.
Ход
урока:
СЛАЙД
2
МУЗЫКАПеред
началом урока звучат романсы на стихи Пушкина "Я помню чудное
мгновенье" и Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".(психологический
настрой)
Пушкин -
дневное,
Лермонтов
– ночное светило
русской
поэзии.
Вся она
между ними колеблется,
как между
двумя полюсами
-
созерцанием и действием.
Д.С.
Мережковский
Слово
учителя: Доброе
утро, дорогие ребята, уважаемые гости. Перед уроком прозвучало два романса. Я
думаю, что вы узнали первый романс... (романс на стихотворение А.С. Пушкина
"Я помню чудное мгновенье..."), а кто-нибудь может быть знает второй
романс?
-
Этот романс написан на стихотворение М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на
дорогу...".
Определение
темы урока:
-
Как вы думаете о чем будет сегодняшний разговор на уроке?
СЛАЙД 3
-
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб.
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Постановка
цели урока:
-
Какую цель мы определим для нашего урока? Запишите сою цель в тетрадь, а в
конце урока увидите, удалось ли вам ее достигнуть.
СЛАЙД 4
Погружение
в тему урока: Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов
- два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность
их трагической судьбы.
СЛАЙД 5
Работа с
эпиграфом:
-
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта 20 века Д.С. Мережковского:
"Пушкин - дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она
между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и
действием".
- Как вы
понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского.
Н.В.
Гоголь писал о Пушкине: "Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин
дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт...".
СЛАЙД 6
- Давайте
вспомним стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...", написанное примерно за 5 месяцев до гибели поэта, в
котором звучит мотив поэтического бессмертия.
Исполняется
стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
"Пистолетный
выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова" - говорит Герцен, а по
словам Сологуба, "смерть Пушкина возвестила России о появлении нового
поэта - Лермонтова". Широкая известность пришла к Лермонтову после
обнародования стихотворения "Смерть поэта".
СЛАЙД 7
Исполняется
стихотворение М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта"
- Говоря
о совпадении судеб двух поэтов мы предоставим слово Биографам, Историкам и
Критикам.
СЛАЙД 8
Выступление
Биографов
Пушкин и
Лермонтов – современники, но они никогда не встречались. Так ли это? Оба
родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей
Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин
и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был
Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна,
была внучкой «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у
Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга
Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613
года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.
И
Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов,
анонимно напечатавший свое первое стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» в
сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них
и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и
в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях
Лермонтова?
Пушкин
и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть
высшего общества России. Зимой 1834 – 35 годов Лермонтов часто бывал у братьев
Александра и Сергея Трубецких, и здесь мог встретить будущего убийцу Пушкина –
Дантеса, который посещал в этот период Трубецких. У Пушкина были трудные
отношения и с отцом, и с матерью, потому что он «компрометировал» их своими
эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми «крамольными» стихами, конфликтом с
властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта
Николенька, а с другим младшим братом Львом у Пушкина не было близких
доверительных отношений. Лермонтов остался без родителей в 17 лет. Так что
Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви. И
Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес
уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем
Лермонтова.
И
последнее удивительное совпадение: лейб-медик Николая 1 Н. Арендт, находившийся
у постели смертельно раненного Пушкина, первым рано утром в день смерти Пушкина
29 января 1837 года, еще до смерти великого поэта, рассказал другому своему
великому пациенту поэту Лермонтову о последних часах жизни его кумира.
- Два
дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали
разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.
СЛАЙД 9
Выступление
Историков
Важно и
несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов.
Начало
века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки,
литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может
служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе
интимно-лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же
чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина.
Пушкин
в своем творчестве отразил патриотический подъем и свободолюбие 10-20-х годов.
Эпиграфом к его поэзии можно взять строки из его «Вакхической песни» - «Да
здравствует солнце, да скроется тьма!», наиболее полно выражающие его
жизнелюбие.
1830-е
годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования,
социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник
философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия.
Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии,
углублённый самоанализ.
Лермонтов
выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в
30-е годы. В.Г. Белинский так характеризовал лирические произведения
Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью,
безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.
(…) Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые
омрачают душу, леденят сердце. (…) Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем
другой эпохи».
Главную
особенность того времени раскрыл А.И. Герцен: «Эти годы были ужасны.
Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем
горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое
отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило
отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. (…) Когда же
отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в
размышления, чтобы найти какое-либо указание на надежду, то сталкивались с ужасной
мыслью, леденившей сердце».
- Начиная
с сороковых годов 19 века и по сегодняшний день любой критик, берущийся за
исследование их творчества, сравнивает их друг с другом, стремясь ярче показать
внутренний мир и поэтический дар каждого, ибо по словам В.Г. Белинского:
"Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и
Лермонтов".
СЛАЙД 10
Выступление
Критиков
1 Н.В.
Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» говорил: «При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из
поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право
решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное…»
2 В.А.
Жуковский в письме от 19 сентября 1815 года к П.А. Вяземскому сообщал: «Я
сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. (…) Это
надежда нашей словесности. (…) Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь
вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
3 Художник
М.В. Добужинский отмечал: «Время Пушкино было, несомненно, самой счастливой
страницей в русской художественной культуре 19 века».
4 В
статье «Сочинения М. Лермонтова» А.В. Дружинин отмечает: «Во всей истории
русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым
новейшим исследованием становящейся ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры
более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. (…) Лермонтов умел быть смелым
в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, - он заявил свою
преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих
поклонников гонению и осуждению света…»
5 Историк
В.О. Ключевский в своей статье «Грусть», памяти Лермонтова отмечал: «Лермонтов
не выращивал своей поэзии из поэтического зерна, скрытого в глубине его духа,
(…) …у него нет поисков смысла жизни; но в ее явлениях он искал своего
собственного отражения, которое помогло бы ему понять самого себя… Он
высматривал себя в разнообразных явлениях природы, (…) перебирал один поэтический
мотив за другим, чтобы угадать, который из них есть его собственный, его
природная поэтическая гамма. (…) Эта лермонтовская поэтическая гамма – грусть
как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования.
Лермонтов – поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не
мировой скорби…»
6 В
1841 году за год до смерти Лермонтова В.Г. Белинский в статье «Стихотворения М.
Лермонтова» писал: «Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано,
какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от
него в будущем?.. Пока еще не назовем его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным, и
не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы
убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет –
Лермонтов…»
СЛАЙД 11
- Для
того, чтобы перейти к сопоставлению основных мотивов лирики двух поэтов,
давайте вспомним, что было присуще для поэзии Пушкина? (В стихотворениях
сквозит надежда). Что это такое?
- О
Лермонтове и его поэзии можно сказать, что над ним тяготел рок. Что это значит?
- Судьба
готовила Лермонтову новые, и новые испытания. Ранняя потеря родителей, участие
в боевых действиях на Кавказе, неразделенная любовь. Д.С. Мережковский в статье
"М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" раскрывает дар вестничества,
которым обладал Лермонтов, рассказавший о своей смерти в стихотворении 1841
года "Сон". Также Лермонтова называют мистическим поэтом, так как
даже в его датах жизни прослеживают связь с будущим. Ровно через 100 лет после
рождения поэта в 1914 году начинается Первая мировая война, а через 100 лет после
смерти 1945 году - Великая Отечественная война. С таким вот интересным и
загадочным поэтом нам предстоит знакомиться на последующих уроках.
- А
сейчас обратимся к основным мотивам лирики двух поэтов. Используя учебный
материал и дополнительные ресурсы сопоставьте мотивы поэтов в виде Диаграммы
Венна.
Биографы
составляют Ленту времени
На доске
вывешивается Диаграмма Венна, после один ученик заполняет ее, выслушивая мнения
учащихся и делает обобщение.
-
Действительно, пушкинское жизнелюбие, светлая мудрость будут противостоять
ощущению одиночества, отчаяния лермонтовской поэзии.
- Тема
поэта и поэзии, наверное, одна из тем, которая есть в творчестве каждого
поэта. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на стихотворения
"Пророк" Пушкина и Лермонтова. У каждой группы есть свое задание на
столе к данным произведениям, результаты которого вы представите в таблице. Но
сначала прослушаем эти стихотворения.
Просмотр
видеоролика с исполнением стихотворений "Пророк" двух авторов.
(нажать на паузу после 2 стих-ния)
СЛАЙД 12
- Кто
такой пророк?
СЛАЙД 13
Работа в
группах:
Сравнить
два стихотворения "Пророк" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
1 группа - указать
источник пророческого дара и связь стихотворений с библейскими сюжетами.
2 группа -
раскрыть образ пророка.
3 группа -
проследить за взаимоотношениями пророка и окружающего мира.
4 группа -
выступают в роли корреспондентов (вопросы задаются гостям урока; если никто не
присутствует на уроке, то можно предварительно провести опрос)
Вопросы:
1. На Ваш взгляд,
востребованы ли поэты в современном обществе?
2. Как Вы
считаете, способен ли поэт изменить общество к лучшему?
3. Давно ли Вы
сами брали в руки томик стихов каких-либо поэтов? Если нет, то почему так
происходит?
СЛАЙД 14
Каждая
группа вывешивает свою часть таблицы на доску. Делается вывод:
1. Кто такие
пророки? (люди, наделённые сверхъестественным даром – предвидеть и
предсказывать события, предостерегать людей от ошибок).
2. Кто выступает в
качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (поэт).
3. Схожи ли
сюжеты? Что лежит в их основе? (Сюжеты разные. У Пушкина – становление пророка,
у Лермонтова - жизнь поэта, ставшего пророком. В стихотворении Лермонтова
трагический сюжет, непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел
служить).
- В чем
видел назначение поэта и поэзии Пушкин и согласен ли с этим Лермонтов?
Выступление
корреспондентов с итогами опроса.
Просмотр
видеоролика с исполнением стихотворения "Пророк" современного автора.
- Каков
пророк современности? К какому выводу приходит автор?
СЛАЙД 15
Подведение
итогов урока
-
Составьте синквейн "Пушкин" и "Лермонтов", отразив свое
понимание темы урока.
Чтение
Синквейнов
-
Мировосприятие поэтов было различно, но их объединяло главное: их души, мысли,
сердца принадлежали России, ее народу.
СЛАЙД 16
Рефлексия
1. Чемоданчик. Что
бы я взял(а) с сегодняшнего урока?
2. Лист оценки
работы в группе.
СЛАЙД 17
Домашнее
задание:
познакомиться со статьей Владимира Корнилова "Первый обитатель".
Основные тезисы записать в тетрадь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.