МКОУ
«Слаутнинская средняя школа»
Урок литературы (внеклассное чтение). 10
класс.
Учитель русского языка и литературы Кумандина
О.И.
Тема:
Литература или чтиво?
Цель урока:
Создать условия для обоснованного
выбора учащимися литературных произведений, способствующих духовному развитию
личности;
Воспитывать уважение и интерес к
классической литературе;
Развивать у учащихся мышление, умение
логически излагать собственную точку зрения.
Оборудование:
Книжная выставка, на которой
представлены томики произведений И.Тургенева, А.Чехова, Е.Шварца, А.Пушкина,
В.Шукшина, М.Булгакова, М.Рида, Д.Донцовой, сборник стихов «Чудное мгновение»,
дамские романы о любви, фантастический боевик и т. д.
Афоризмы, анкетные листы, карточки учёта.
Структура урока:
1) Вступительная
беседа:
а)
Как вы понимаете тему нашего урока?
б)
Чем отличается литература от чтива? Что обозначает каждое из этих слов?
(Обращение к толкованию слов по словарю С.Ожегова)
Литература – совокупность художественных
произведений (поэзия, проза, драма).
Чтиво (разг. пренебр.) - низкопробные,
низкокачественные сочинения.
в)
Имеет ли литература право на существование в 21 веке, веке информационных
технологий, технического прогресса?
г)
Какой она должна быть? Какую нести информацию? Должна ли она отличаться от
литературы прошедших веков?
д)
Кто решает за нас, какую литературу нам читать?
е)
От чего зависит наш выбор произведений, которые встанут на наших книжных полках?
2) Обзор литературной выставки.
3) Обсуждение выставки. Постановка
проблемы:
- Можете ли вы сказать, какие
из представленных книг относятся к литературе, а какие к чтиву?
- Отличаются ли в оформлении
эти группы книг? Почему у чтива яркая обложка, броское оформление, а у настоящей
литературы они скромнее?
- Почему почти в каждом доме
есть образцы чтива? Как эти книги попадают в дом?
4) Чтение афоризмов и их обсуждение:
Литература,
как и общество, имеет своих плебеев, свою
чернь, а
чернь везде бывает и невежественна, и нагла,
и
бесстыдна.
В.Белинский
В
литературе нет ни классического, ни романтического;
есть только
истинное и ложное, хорошее и плохое.
Неизвестный автор
- Что из представленного на
выставке можно назвать истинным, а что ложным?
- Как вы думаете, зачем
создается чернь в литературе и кому она адресована?
5) Анкетирование:
Из книг, представленных на выставке,
выбрать пять книг для формирования библиотечки своих младших братьев и
сестренок, своих будущих детей.
6) Афиширование результатов анкет:
(На доске таблички с именами авторов книг
или названиями книг. При анализе каждой анкеты под табличкой крепятся цветные
полоски (первое место в выборе – красный цвет, второе - зелёный и т. д.).
7) Распределение по группам для рекламы
книги.
(В группы учащиеся объединяются
после выбора цветной полоски: каждый цвет – отдельная группа).
На доске размещены листки тех же цветов,
что и полоски. С оборотной стороны указана книга для рекламы.
8) Работа в группах по созданию рекламы
выбранной книги.
9) Представление образцов рекламы.
10) Итог урока:
В ходе нашего урока каждый из
вас решил для себя, какая из книг интересна именно ему, задал себе самому
вопросы и постарался найти на них ответ. Важно даже не то, к какому выводу мы
пришли все вместе, а то, что решили вы для себя.
При распределении в группы вы
выбирали в зависимости от вкусов, от симпатий, от интересов совершенно разные
цвета. То же самое происходит и при выборе книги для чтения. Каждый из нас
имеет право выбрать для себя то, что интересно именно ему, что понятно и
привлекательно.
И право на существование
имеет любая из этих книг, будь то образец литературы или чтива, потому что
интерес к книге – это уже первый шаг по дороге к созданию своего собственного
образа Личности.
Классическая литература –
первооснова, фундамент в строительстве собственного Я, а чтиво – это что-то яркое,
бьющее в глаза, но краткосрочное, наносное, смываемое жизненными ливнями,
стираемое из памяти ветрами судеб.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.