Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы 10 класс (внеклассное чтение)

Урок литературы 10 класс (внеклассное чтение)

Скачать материал

                         МКОУ «Слаутнинская средняя школа»

Урок литературы (внеклассное чтение). 10 класс.

Учитель  русского языка и литературы Кумандина О.И.

Тема: Литература или чтиво?

Цель урока:

   Создать условия для обоснованного выбора учащимися  литературных произведений, способствующих духовному развитию личности;

   Воспитывать уважение и интерес к классической литературе;

   Развивать  у учащихся мышление, умение логически излагать собственную точку зрения.

Оборудование:

      Книжная выставка, на которой представлены томики произведений И.Тургенева, А.Чехова, Е.Шварца, А.Пушкина, В.Шукшина, М.Булгакова, М.Рида, Д.Донцовой, сборник стихов «Чудное мгновение», дамские романы о любви, фантастический боевик и т. д.

Афоризмы, анкетные листы, карточки учёта.

   Структура урока:

1)    Вступительная беседа:

а) Как вы понимаете тему нашего урока?

б) Чем отличается литература от чтива? Что обозначает каждое из этих слов?

                  (Обращение к толкованию слов по словарю С.Ожегова)

 

                   Литература – совокупность  художественных 

                   произведений (поэзия, проза, драма).

 

                  Чтиво (разг. пренебр.)  -  низкопробные,

                  низкокачественные сочинения.

        

в) Имеет ли литература право на существование в 21 веке, веке информационных технологий, технического прогресса?

г) Какой она должна быть? Какую нести информацию? Должна ли она отличаться  от литературы прошедших веков?

д) Кто решает за нас, какую литературу нам читать?

е) От чего зависит наш выбор произведений, которые встанут на наших  книжных полках?

2)  Обзор литературной выставки.

3) Обсуждение выставки. Постановка проблемы:

           - Можете ли вы сказать, какие из представленных книг относятся к литературе, а какие к чтиву?

           - Отличаются ли в оформлении эти группы книг? Почему у чтива  яркая обложка,  броское  оформление, а у настоящей литературы  они  скромнее?

            - Почему почти в каждом доме есть образцы чтива? Как эти книги попадают в дом?

4) Чтение афоризмов и их обсуждение:

                                 Литература, как и общество, имеет своих  плебеев, свою         

                                 чернь, а чернь везде бывает и  невежественна, и нагла,

                                 и бесстыдна.

                                                                          В.Белинский

                                                                                            

                                  В литературе нет ни классического,  ни   романтического;

                              есть только истинное и ложное,  хорошее и плохое.

                                                                            Неизвестный  автор

          - Что из представленного на выставке можно назвать истинным, а что ложным?

          - Как вы думаете, зачем создается чернь в литературе и кому она адресована?

5) Анкетирование:

    Из книг, представленных на выставке, выбрать пять книг для формирования библиотечки своих  младших братьев и сестренок, своих будущих детей.

6) Афиширование результатов анкет:

(На доске таблички с именами авторов  книг или названиями книг. При анализе каждой анкеты под табличкой крепятся цветные полоски (первое место в выборе – красный цвет, второе - зелёный и т. д.).

7) Распределение по группам для рекламы книги.

        (В группы учащиеся объединяются после выбора цветной полоски: каждый цвет – отдельная группа).

На доске размещены листки тех же цветов, что и полоски. С оборотной стороны указана книга для рекламы.

8) Работа в группах по созданию рекламы выбранной книги.

9) Представление образцов рекламы.

10) Итог урока:

            В ходе нашего урока каждый из вас  решил для себя, какая из книг интересна именно ему, задал себе самому вопросы и постарался найти на них ответ. Важно даже не то,  к какому выводу мы пришли все вместе, а то, что решили вы для себя.

             При распределении в группы вы выбирали  в зависимости от вкусов, от симпатий, от интересов совершенно разные цвета. То же самое происходит и при выборе книги для чтения. Каждый из нас имеет право выбрать для себя то, что интересно  именно ему, что понятно и привлекательно.

             И право на существование имеет любая из этих книг, будь то образец литературы или чтива, потому что интерес к книге – это уже первый шаг по дороге к созданию своего собственного образа Личности.

              Классическая литература – первооснова, фундамент в строительстве собственного Я,  а чтиво – это что-то яркое, бьющее в глаза, но краткосрочное, наносное, смываемое  жизненными ливнями, стираемое из памяти ветрами судеб.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы 10 класс (внеклассное чтение)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Урок литературы в 10 классе (внеклассное чтение) "Литература или чтиво" ставит своей целью осознание учащимися  поставленных в тему урока понятий и назначения образцов литературы различных направлений (от детективного жанра до классики).

     Выстроен в форме исследования  литературных предпочтений. Учит осознанному выбору художественных произведений и обоснованию собственной точки зрения.

     Предусмотрены индивидуальная и групповая виды работы, в ходе которых отрабатываются навыки  толерантного поведения, анализа оценочных суждений.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 542 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2469
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 437
    • DOCX 20 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кумандина Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кумандина Ольга Ивановна
    Кумандина Ольга Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13352
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе