Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы. по сказке

Урок литературы. по сказке

Скачать материал

 

Урок  внеклассного чтения по сказке Г.Х.Андерсена  Русалочка” в 5 классе.

 

 

 

 

"Русалочка" – сказка-песнь о любви

Тема выбора  в произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Донское  Селищева Людмила Анатольевна.

 

2013год.

 

 

 

 

 

 

   "Русалочка" – сказка-песнь о любви"

Тема выбора  в произведении.

 

 

 

 

                                                                                         Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется,

человеческая душа стала бы беднее и суше.

Юрий Нагибин.

 

 

Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,

разве что НЕБО.

Ничто не может сравниться с НЕБОМ

по беспредельности и величию, разве что…

    ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ .

                                                                                              В.ГЮГО.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:
                                                                                   

-  развитие   интереса к творчеству Х.К.Андерсена.

- обобщение и систематизация знаний обучающихся о сказке Андерсена «Русалочка»,

- совершенствование  навыков работы с текстом;

 Задачи урока:

 

-показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;
- развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
- воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и порядочность.

- выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви.

- выйти на уровень обобщений (Русалочка-символ самоотверженной любви)

ПОНЯТИЯ:   -подтекст;  символ;интерпретация.

СЛОВАРЬ:  русалочка, любовь, пессимистический,  оптимистический.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения  произведения  « Русалочка» актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена.  

 Межпредметные связи: обращение к предмету «Музыка» с целью  развития творческих способностей обучающихся и эмоционального восприятия текста. 

 Конспект урока

1.     Организационный момент. В далекой Дании, где плещутся, разбиваясь  о берег волны, а  ласковые лучи солнца  играют с ними,  окрашивая их то  в темно- синий, то в бирюзовый, то в серебристо-серый цвет, поставлен памятник Русалочке. Никто и никогда не видел её, но каждый, кто бывает в Дании, обязательно стремится прийти на берег моря, чтобы выразить свою признательность и восхищение перед Русалочкой, её мужеством, самопожертвованием, перед волшебной силой её любви и преданности… Вот и сегодня, ребята, мы  совершим путешествие в её мир, мир, созданный замечательным датским сказочником Хансем  Кристианом Андерсеном. Это будет музыкальное  путешествие,  потому что в ходе урока мы не раз будем обращаться к исполнению произведения «Русалочка»  актрисой Мариной Александровой и Академическим симфоническим оркестром г. Москвы. На этом уроке мы не только встретимся с очень необычной героиней  сказки Андерсена, но и попробуем по-другому взглянуть на уже знакомое вам произведение. Мы попробуем разобраться в мотивах и поступках Русалочки, понять её выбор, убедиться в великой силе любви. Итак, запишите тему сегодняшнего урока и эпиграфы к ней.

 

 

 

 

 

"Русалочка" – сказка-песнь о любви

Тема выбора  в произведении.

 

 ….Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,

разве что НЕБО.

Ничто не может сравниться с НЕБОМ

по беспредельности и величию, разве что…

    ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Виктор ГЮГО

          Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше.

                                                                                                   Юрий Нагибин
                                                                                   

   А для начала я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Данию и поговорить о Хансе Кристиане Андерсене.

Итак, внимание…(Ребята читают сообщения об Андерсене, читают стихотворение «Дания - родина моя».

Ученик.

- Х.К.Андерсен родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки - людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика слабоумным.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.

 

Ученик.

- Тихий мальчик Ханс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать эти истории взрослым.   Дома у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой.

В Оденсе был свой театр. Там  будущий писатель  впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом  на всю свою жизнь. Но на театр не было денег. И мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил  мальчику по одной афише каждого нового спектакля.  Ханс  приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра.

Ученик:

- Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Кристиан отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.

В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Слишком часто Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе.

Андерсена замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых обывателей, за то, что он был истинным поэтом «божьей милостью», был беден - и, наконец, за то, что он не умел жить.

Андерсен был просто неудобен в этом обществе. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился своей кровной близостью к беднякам. В «Союзе рабочих» он первый из датских писателей начал читать рабочим свои удивительные сказки.

Учитель:

- На 23 году жизни  вышла первая подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». Трепет восхищения прошел по Дании. На первый же скудный гонорар от своих книг Андерсен устремился в путешествие по Европе. Где бы Андерсен ни был, он всегда знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Такие знакомства Андерсен считал просто необходимыми. И в этой постоянной смене стран, городов, народов и попутчиков прошла вся жизнь Андерсена. Он писал всюду, где его заставала жажда писать. Он  много раз объездил всю Европу, был в Малой Азии и даже в Африке. Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне, ходил с Дюма по дешевым парижским театрам. Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи. Умер Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть обласканным своим народом.

Учитель:

- Ребята, всего, что написал Андерсен, не перечислишь. Да и вряд ли это нужно. Только одних  сказок насчитывается около 175. В ваших карточках записаны  названия  лишь некоторых произведений Андерсена. Какие из них вы читали? Подчеркните их, пожалуйста.  

«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».

Учитель:

- У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцaть читают «Русалочку», «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Русалочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.

(Презентация. Слайд 1) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек», и поэтому сегодня мы и попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
Обратим внимание на слова Юрия Нагибина, которые я предложила вам  в качестве эпиграфа.

 «Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше»
В  конце урока мы вернемся к этим словам,  мне  хотелось бы услышать ваше мнение об этом произведении.

 II. Анализ сказки

А, знаете, это была самая любимая сказка у  Андерсена.    Давайте  и мы перенесёмся в её удивительный подводный мир, посмотрим, как живут там его обитатели.

1) Сказка начинается с описания морского дна. (фрагмент №1) Выберите из этого описания наиболее яркие, запоминающиеся детали (Ответы детей)

2) Пейзаж для писателя – чаще всего средство подчеркнуть своё отношения к героям.

- Как относится Андерсен к «подводному народу»? (Ответы)
- А сейчас мы послушаем рассказ  о семье морского царя, а затем ответим на вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений, царящих в нем?

(Слайд 2 + рассказ о семье морского царя заранее подготовленного ученика)
- А теперь давайте ответим, соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки? (Ответы детей)

3) Скажите, чем младшая сестра отличалась от своих сестер? Почему Андерсен

( стр. 2)называет её «странное дитя»? Выберите из текста фрагменты, в которых Андерсен изображает Русалочку.  Презентация. Слайд 3(Дети зачитывают отрывки из текста.)

Вывод: Русалочка отличалась от сестер, её тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.

4) И вот Русалочка оказалась на поверхности моря. Расскажите о том волшебном впечатлении, которое произвел на Русалочку молодой принц. (Ответы детей)

5) Какой первый подвиг совершила Русалочка ради принца? ( Краткий пересказ) Первый выбор.

6) Какое первое разочарование пережила Русалочка? (Ответы детей) )

( фрагмент №2)

7) Объясните, почему Андерсен описывает великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка отправится к морской ведьме? (Ответы детей)

8) Как меняется пейзаж, когда Русалочка держит путь к ведьме? Докажите, что Андерсен с одинаковой силой выразительности описывает прекрасное и безобразное. Найдите и (зачитайте наиболее яркие детали.        (Дети зачитывают отрывки из текста)

Вывод: Какова же роль пейзажа в сказке? (Ответы. Пейзаж помогает передать состояние героя, помогает ярче представить картину, описываемую автором, помогает передать свое отношение к героям.)

9) На какие жертвы пошла Русалочка ради любви к принцу? Какие муки перенесла она? (Ответы детей)

10) Что сделали сестры, чтобы спасти сестру? (Ответы детей)

11)  А теперь давайте послушаем финал  сказки Андерсена. Здесь присутствует тема выбора? Почему так, а не иначе поступает Русалочка?

(фрагмент №3)

 

12) Скажите,  Помните ли вы мультфильм  по сказке «Русалочка» чем же отличаются финалы сказки и мультфильма? ( Ответы.В мультфильме счастливый конец, а в сказке нет.)

13) Традиционно в американском кинематографе все заканчивается «хэппи энд», т.е счастливый конец. А почему именно так закончил сказку Андерсен? Что хотел нам сказать таким финалом? (ОтветыВ нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена правдоподобнее мультфильма.)

14) О чем же сказка «Русалочка», каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Ответы. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)

15) Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (ОтветыНельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным;  если любишь, не нужно ничего бояться.)

16) Подумайте, каким можно назвать это произведение: оптимистическим  или пессимистическим? А что означают эти слова нам скажет Рита Яблоновская  , которая поработала со словарем и нашла значения этих слов. (Словарная работа, а затем ответы детей.) ( Это произведение можно назвать оптимистическим, жизнеутверждающимРусалочка в первый раз почувствовала  у себя на глазах слёзы…)

III. Итог урока.

1. (Презентация. Слайд 4) В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как вы думаете, за что датчане увековечили Русалочку? (Ответы детей. За смелость, решительность, за доброту, за умение любить, за то, что душа у нее была прекрасная)

2) Обратимся вновь к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием Юрия Нагибина? (Ответы детей)
- Ребята, я благодарю вас за работу и надеюсь, что урок был не только интересным, но и познавательным для вас.

IV. Домашнее задание.

Письменно ответить на  вопрос в рабочей тетради:  Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.

 

 

 

Рабочий лист ученика (цы)__________________________________________________

«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».

1.О чём эта сказка?                                                                                       

 

2.Русалочка-это…

 

                        3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:

 

                             4.Перед каким выбором стоит Русалочка в начале произведения?

 

                             5. Когда еще Русалочка  стоит перед выбором?

 

 

                        6.Что такое любовь? В чем сила настоящей любви?

 

                       7.Как, по-вашему,  закончилась  сказка? (пессимистично или оптимистично)

 

 

СПРАВКА (из  толкового словаря ):

Русалка-существо с женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.

Любовь-чувство самоотверженной сердечной привязанности.

 

Составление плана к сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»

 

 

1.________________________________________________________________________________

 

2.________________________________________________________________________________

 

3.________________________________________________________________________________

 

4.________________________________________________________________________________

 

5.________________________________________________________________________________

 

6.________________________________________________________________________________

 

7.________________________________________________________________________________

 

8.________________________________________________________________________________

 

9.________________________________________________________________________________

 

10._______________________________________________________________________________

 

11._______________________________________________________________________________

 

12._______________________________________________________________________________

 

13._______________________________________________________________________________

 

14._______________________________________________________________________________

 

15._______________________________________________________________________________

 

Дополнительные материалы:

1.Иллюстрации для презентации.  

2.Фрагменты из серии музыкальных композиций

Сказки с оркестром. Композиция "Русалочка", исполняет Марина Александрова

http://old.tvkultura.ru/issue.… 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы. по сказке"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Самоанализ урока  литературы в 5  классе.

Урок внеклассного чтения по сказке

Х.К. Андерсена. « Русалочка»

 

  • Познавательный аспект: расширение области знания о Х.К Андерсене.

  • Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности,  и творческих способностей учащихся , устной речи, способности анализировать и делать выводы.

  • Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность), повышение  интереса  к предмету,   эстетическое и нравственное  воспитание.

     

    Дидактические материалы к уроку:

 портрет писателя, иллюстрации к сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения  произведения  « Русалочка» актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена, карточки 

 Межпредметные связи: обращение к предмету «Музыка» с целью  развития творческих способностей обучающихся и эмоционального восприятия текста. 

  •  

План урока 

Учебно –воспитательный момент

Учебно –воспитательная задача

1.Организационный

Обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку

2.Приглашение в музыкальное путешествие

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3.  Работа с текстом. Осмысление

Осознание цели урока, актуализация знаний

4.   Анализ эпизодов

Выявление реализации познавательного аспекта ТЦУ. Формирование умений рефлексии

5. Выставление оценок.

Домашнее задание

 

 

Тип урока:  комбинированный урок. Используются приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний  (текст,   мультимедийные средства ).

 Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Следует отметить, что развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления  и возрастом обучающихся.

 Структурный аспект самоанализа.

Структура урока построена с использованием  технологии  проблемного анализа произведения: и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку. Усталость помогла снять «тематическая» физкультминутка, а  использование эпизодов из « Сказок с оркестром» позволило    настроить обучающихся на атмосферу творчества.

Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения

 Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Элективный курс по русскому языку "Разноаспектный анализ текста.Сочинение-рассуждение на основе текста. "
  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Текст. Виды его преобразования
  • 02.10.2020
  • 260
  • 5
«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 575
    • DOCX 85.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селищева Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Селищева Людмила Анатольевна
    Селищева Людмила Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2002
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек