Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х.Андерсена Русалочка”
в 5 классе.
"Русалочка" –
сказка-песнь о любви
Тема выбора в произведении.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Донское
Селищева Людмила Анатольевна.
2013год.
"Русалочка" –
сказка-песнь о любви"
Тема выбора в произведении.
Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется,
человеческая душа стала бы беднее и суше.
Юрий Нагибин.
Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,
разве что НЕБО.
Ничто не может сравниться с НЕБОМ
по беспредельности и величию, разве что…
ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ .
В.ГЮГО.
Цели
урока:
-
развитие интереса к творчеству Х.К.Андерсена.
-
обобщение и систематизация знаний обучающихся о сказке Андерсена «Русалочка»,
-
совершенствование навыков работы с текстом;
Задачи
урока:
-показать
художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;
- развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения
классифицировать материал и делать выводы;
- воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и
порядочность.
- выяснить
авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание
настоящей любви.
- выйти
на уровень обобщений (Русалочка-символ самоотверженной любви)
ПОНЯТИЯ: -подтекст; символ;интерпретация.
СЛОВАРЬ: русалочка, любовь,
пессимистический, оптимистический.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к
сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения произведения « Русалочка»
актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена.
Межпредметные связи:
обращение к предмету «Музыка» с целью развития творческих способностей
обучающихся и эмоционального восприятия текста.
Конспект урока
1. Организационный момент. В далекой Дании, где плещутся, разбиваясь о берег волны, а
ласковые лучи солнца играют с ними, окрашивая их то в темно- синий, то в
бирюзовый, то в серебристо-серый цвет, поставлен памятник Русалочке. Никто и
никогда не видел её, но каждый, кто бывает в Дании, обязательно стремится
прийти на берег моря, чтобы выразить свою признательность и восхищение перед
Русалочкой, её мужеством, самопожертвованием, перед волшебной силой её любви и
преданности… Вот и сегодня, ребята, мы совершим путешествие в её мир, мир,
созданный замечательным датским сказочником Хансем Кристианом Андерсеном. Это
будет музыкальное путешествие, потому что в ходе урока мы не раз будем
обращаться к исполнению произведения «Русалочка» актрисой Мариной
Александровой и Академическим симфоническим оркестром г. Москвы. На этом уроке
мы не только встретимся с очень необычной героиней сказки Андерсена, но и
попробуем по-другому взглянуть на уже знакомое вам произведение. Мы попробуем
разобраться в мотивах и поступках Русалочки, понять её выбор, убедиться в
великой силе любви. Итак, запишите тему сегодняшнего урока и эпиграфы к ней.
"Русалочка"
– сказка-песнь о любви
Тема выбора в произведении.
….Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,
разве что НЕБО.
Ничто не может сравниться с НЕБОМ
по беспредельности и величию, разве что…
ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Виктор ГЮГО
Без «Русалочки» мир стал
бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше.
Юрий Нагибин
А для начала я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Данию и
поговорить о Хансе Кристиане Андерсене.
Итак, внимание…(Ребята читают сообщения об Андерсене, читают
стихотворение «Дания - родина моя».
Ученик.
- Х.К.Андерсен
родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился
своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела
над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того,
что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком
по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки -
людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки
соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика
слабоумным.
Андерсен
вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная
чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько
вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.
Ученик.
- Тихий мальчик Ханс
рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать
эти истории взрослым. Дома у мальчика был только один благодарный слушатель –
старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал,
не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота.
Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь
день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые
рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в
неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только
ахали и шептались между собой.
В
Оденсе был свой театр. Там будущий писатель впервые увидел пьесу с
романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с
тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь. Но на театр не было денег. И
мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским
расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил мальчику
по одной афише каждого нового спектакля. Ханс приносил афишу домой, забивался
в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою захватывающую дух
пьесу. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра.
Ученик:
- Родители же
мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но
мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных
кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).
Когда
Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Кристиан
отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген
– завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.
В
первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Слишком
часто Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской
литературе.
Андерсена замалчивали, на
него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая
кровь», что он не был похож на спесивых обывателей, за то, что он был истинным
поэтом «божьей милостью», был беден - и, наконец, за то, что он не умел жить.
Андерсен был просто
неудобен в этом обществе. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился
своей кровной близостью к беднякам. В «Союзе рабочих» он первый из датских
писателей начал читать рабочим свои удивительные сказки.
Учитель:
- На 23 году жизни
вышла первая подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». Трепет
восхищения прошел по Дании. На первый же скудный гонорар от своих книг Андерсен
устремился в путешествие по Европе. Где бы Андерсен ни был, он всегда
знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами.
Такие знакомства Андерсен считал просто необходимыми. И в этой постоянной смене
стран, городов, народов и попутчиков прошла вся жизнь Андерсена. Он писал
всюду, где его заставала жажда писать. Он много раз объездил всю Европу, был в
Малой Азии и даже в Африке. Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал
с Бальзаком, был в гостях у Гейне, ходил с Дюма по дешевым парижским театрам.
Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи. Умер
Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть
обласканным своим народом.
Учитель:
- Ребята, всего,
что написал Андерсен, не перечислишь. Да и вряд ли это нужно. Только одних
сказок насчитывается около 175. В ваших карточках записаны названия лишь
некоторых произведений Андерсена. Какие из них вы читали? Подчеркните их,
пожалуйста.
«Огниво», «Маленький
Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка»,
«Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет»,
«Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и
невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и
трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья
– копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый
церковный колокол».
Учитель:
- У
каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это
«Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет
приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В
двенадцать – тринадцaть читают «Русалочку», «Калоши счастья», а потом идут
«Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с
«Русалочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.
(Презентация.
Слайд 1) Очень
многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по
словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек», и поэтому сегодня
мы и попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
Обратим внимание на слова Юрия Нагибина, которые я предложила вам в качестве
эпиграфа.
«Без
«Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы
беднее и суше»
В конце урока мы вернемся к этим словам, мне хотелось бы услышать ваше
мнение об этом произведении.
II.
Анализ сказки
А, знаете,
это была самая любимая сказка у Андерсена. Давайте и мы перенесёмся в её
удивительный подводный мир, посмотрим, как живут там его обитатели.
1) Сказка начинается с описания
морского дна. (фрагмент №1) Выберите из этого описания
наиболее яркие, запоминающиеся детали (Ответы детей)
2) Пейзаж для писателя – чаще
всего средство подчеркнуть своё отношения к героям.
- Как
относится Андерсен к «подводному народу»? (Ответы)
- А сейчас мы послушаем рассказ о семье морского царя, а затем ответим на
вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений,
царящих в нем?
(Слайд
2 + рассказ о семье морского царя заранее подготовленного ученика)
- А теперь давайте ответим, соответствует ли пейзаж описанию семейства
Русалочки? (Ответы детей)
3) Скажите, чем младшая сестра
отличалась от своих сестер? Почему Андерсен
( стр. 2)называет
её «странное дитя»? Выберите из текста фрагменты, в которых Андерсен изображает
Русалочку. Презентация. Слайд 3(Дети
зачитывают отрывки из текста.)
Вывод: Русалочка отличалась от
сестер, её тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.
4) И вот Русалочка оказалась на
поверхности моря. Расскажите о том волшебном впечатлении, которое произвел на
Русалочку молодой принц. (Ответы детей)
5) Какой первый подвиг
совершила Русалочка ради принца? ( Краткий пересказ) Первый выбор.
6) Какое первое разочарование
пережила Русалочка? (Ответы детей) )
( фрагмент
№2)
7) Объясните, почему Андерсен
описывает великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка
отправится к морской ведьме? (Ответы детей)
8) Как меняется пейзаж, когда
Русалочка держит путь к ведьме? Докажите, что Андерсен с одинаковой силой
выразительности описывает прекрасное и безобразное. Найдите и (зачитайте
наиболее яркие детали. (Дети
зачитывают отрывки из текста)
Вывод: Какова же роль пейзажа в сказке? (Ответы. Пейзаж
помогает передать состояние героя, помогает ярче представить картину,
описываемую автором, помогает передать свое отношение к героям.)
9) На какие жертвы пошла
Русалочка ради любви к принцу? Какие муки перенесла она? (Ответы детей)
10) Что сделали сестры, чтобы
спасти сестру? (Ответы детей)
11) А теперь давайте послушаем
финал сказки Андерсена. Здесь присутствует тема выбора? Почему так, а не иначе
поступает Русалочка?
(фрагмент №3)
12) Скажите, Помните ли вы
мультфильм по сказке «Русалочка» чем же отличаются финалы сказки и
мультфильма? ( Ответы.В мультфильме счастливый конец, а в сказке нет.)
13) Традиционно в американском
кинематографе все заканчивается «хэппи энд», т.е счастливый конец. А почему
именно так закончил сказку Андерсен? Что хотел нам сказать таким финалом? (Ответы. В
нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена
правдоподобнее мультфильма.)
14) О чем же сказка «Русалочка»,
каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Ответы. Если
по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку.
Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)
15) Какие нравственные уроки мы
можем вынести из него? (Ответы. Нельзя причинять боль другим,
нужно бережно относится к родным; если любишь, не нужно ничего бояться.)
16) Подумайте, каким можно
назвать это произведение: оптимистическим или пессимистическим? А что
означают эти слова нам скажет Рита Яблоновская , которая поработала со
словарем и нашла значения этих слов. (Словарная работа, а затем ответы
детей.) ( Это произведение можно назвать оптимистическим,
жизнеутверждающим. Русалочка в первый раз почувствовала у
себя на глазах слёзы…)
III. Итог урока.
1.
(Презентация. Слайд 4) В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как
вы думаете, за что датчане увековечили Русалочку? (Ответы детей. За
смелость, решительность, за доброту, за умение любить, за то, что душа у нее
была прекрасная)
2) Обратимся вновь к эпиграфу
урока. Согласны ли вы с высказыванием Юрия Нагибина? (Ответы детей)
- Ребята, я благодарю вас за работу и надеюсь, что урок был не только
интересным, но и познавательным для вас.
IV.
Домашнее задание.
Письменно ответить
на вопрос в рабочей тетради: Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине
сказочника, используя тип речи – рассуждение.
Рабочий лист ученика
(цы)__________________________________________________
«Огниво», «Маленький Клаус и Большой
Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий
оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле –
Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и
невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и
трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка»,
«Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой
князь», «Старый церковный колокол».
1.О чём эта сказка?
|
|
2.Русалочка-это…
|
|
3.Подберите
слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:
|
|
4.Перед
каким выбором стоит Русалочка в начале произведения?
|
|
5.
Когда еще Русалочка стоит перед выбором?
|
|
|
6.Что
такое любовь? В чем сила настоящей любви?
|
|
7.Как,
по-вашему, закончилась сказка? (пессимистично или оптимистично)
|
|
СПРАВКА (из толкового словаря ):
Русалка-существо с женским телом и
рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.
Любовь-чувство самоотверженной
сердечной привязанности.
Составление плана к
сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»
1.________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________________
6.________________________________________________________________________________
7.________________________________________________________________________________
8.________________________________________________________________________________
9.________________________________________________________________________________
10._______________________________________________________________________________
11._______________________________________________________________________________
12._______________________________________________________________________________
13._______________________________________________________________________________
14._______________________________________________________________________________
15._______________________________________________________________________________
Дополнительные материалы:
1.Иллюстрации для презентации.
2.Фрагменты из серии музыкальных композиций
Сказки с оркестром.
Композиция "Русалочка", исполняет Марина Александрова
http://old.tvkultura.ru/issue.…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.